Тема урока: 18. 1. Искусство гравюры (техника и выразительные возможности) — 1 урок
- Искусство графики как процесс художественной организации поверхности.
- Принципиальная важность поверхности материала в графике, в отличие от иллюзорности поверхности в живописи.
- Рельеф как исторически первое искусство, работающее с поверхностью и как промежуточное искусство между скульптурой и графикой.
- Два типа графики: печатная графика (гравюра) и рисунок.
- Три вида гравюры, в зависимости от материала поверхности:
- выпуклая гравюра на дереве или линолеуме (ксилография, линогравюра);
- углубленная гравюра на металле;
- плоская гравюра на камне или алюминии (литография, альграфия).
- Ксилография как древнейший вид гравюры, ее особенности:
- формирование изображений из линий и пятен,
- обобщенность изображения,
- возможность получить множество оттисков.
- Особые виды ксилографии:
- кьяроскуро (светотень) — печать с нескольких досок, каждая из которых соответствует одной из градаций светотени. Активное использование пятна в этом виде ксилографии;
- торцовая (или тоновая) гравюра, где изображение вырезается на поперечном спиле. Возможность активно использовать разнонаправленные линии, сливающиеся в пятна, для создания образа.
- Основные разновидности углубленной гравюры на металле:
- резцовая гравюра, выполняемая тонкими резцами (штихелями). Передача образов тончайшими перекрестными штрихами;
- офорт, использующий химический способ воздействия на металл. Возможность наложения последовательных слоев рисунка для получения эффекта воздушной перспективы.
- Особенности литографии:
- рисование жирным карандашом на поверхности камня;
- мягкие, бархатистые линии;
- активное использование литографии для размножения образцов и печати.
- Основные графические жанры: плакат, карикатура, книжная иллюстрация, экслибрис.
Задания:
- Представьте себе, что карандашный портрет хорошо знакомого вам человека художник выполнил на листе белой бумаги, полупрозрачной кальки, желтоватом шершавом картоне, блестящей поверхности белого мрамора. Какова будет разница в вашем восприятии этих одинаковых портретов? А как изменится ваше восприятие внутреннего мира портретируемого?
- Какую информацию о человеке можно передать одним контуром его фигуры или лица? А если использовать графическое пятно, чтобы получить его силуэт?
- Как вы думаете, почему в книжной иллюстрации чаще используется графический образ, чем живописный? С какими свойствами сказанного или написанного слова так хорошо соотносятся свойства графики?
- Подумайте, какую информацию от заказчика может потребовать художник, выполняющий экслибрис? Попробуйте придумать экслибрис для своих личных книг. Какие свои качества вы захотите отразить в нем?
- В каком случае мы говорим, что линия на гравюре (или рисунке) красива? Можно ли линией или их сочетанием выразить внутренний мир человека? Как?
Тема урока: 18. 2. Творчество А. Дюрера — 1 урок.
- Воспитание Дюрера в семье золотых дел мастера.
- Поездки в Италию и стремление овладеть новым, научным, видением мира. Изучение природы и человека. Освоение системы перспективной живописи. Внимание к пропорциям человеческого тела. Живописные полотна Дюрера как закономерный итог этих исканий (портреты и автопортреты).
- Работа Дюрера над гравюрами.
- Выражение рационалистического мировоззрения в гравюре.
- Традиционное изготовление гравюр в два этапа художником и резчиком и потеря при этом авторского художественного стиля. Освоение Дюрером мастерства резчика и выполнение всей гравюры целиком.
- Моделирование объема в графике с помощью светотени. Градации светотени: свет, полутень, тень, блик, рефлекс. Передача светотени в гравюре при помощи тесно или свободно расположенных линий.
- Передача Дюрером в гравюре движения и действия. Графическая линия как указатель направления движения и его силы (“Всадники” из серии “Апокалипсис”).
- Повествовательность серии гравюр (серия “Большие страсти”, “Жизнь Марии”).
- Три “Мастерские гравюры” — вершина графического творчества Дюрера:
- крайняя символичность гравюр;
- тема преодоления Смерти в графических листах — подвигами (“Рыцарь, Смерть и Дьявол”), трудом (“Святой Иероним”), размышлением о сути мира (“Меланхолия”);
- последовательное усиление небесного света в листах серии.
Задания:
- Попробуйте сформулировать, чем отличается графический образ от живописного?
- Как вы думаете, помогло ли Дюреру изучение итальянской живописи в работе над гравюрами? Как?
- Может ли сегодня один человек изготовить книгу с начала до конца (текст, иллюстрации, изготовление самого книжного блока и т.д.)? Если да, то почему сегодня это не практикуется?
- Подумайте, чем еще, кроме светотени, может художник передать объем на плоскости?
- Как передает художник-график свет и тьму на гравюре? А как это делают в своих произведениях живописец, скульптор, архитектор, композитор, поэт?
- Рассмотрите внимательно графические листы “Мастерских гравюр”. Какие символы, кроме разобранных в классе, вы можете найти на этих листах? Помогают ли они понять смысл гравюр?
Тема урока: 18.3. Протестантский хорал и нидерландские полифонисты — 1 урок.
- Школа хоровой полифонии строгого стиля как кульминация музыкального искусства Нидерландов.
- Традиционное исполнение религиозных песнопений в сопровождении труб, тромбонов или органа.
- Установление традиции хорового четырехголосия (кантус — триплум — тенор — контратенор). Основная мелодия мессы в теноре — cantus firmus (прочный голос), изложенная большими длительностями.
- Имитация (повтор или измененный повтор) как основной композиционный прием в строгой полифонии. Ткань произведения, состоящая из простых коротких имитаций.
- Простейшая имитационная форма — канон (последовательное повторение во всех голосах одной мелодии).
- Строгие правила соотношения голосов в строгой полифонии.
- Практическая невозможность различить текст и выдвижение на первый план музыкальной стороны сочинения.
- Возникновение протестантского хорала в XVI веке в Германии.
- Простые немецкие народные песни на родном языке, составляющие основу хорала.
- Обработка текстов псалмов и народной музыки группой музыкантов с И. Вальтером во главе и под руководством М. Лютера.
- Резкое сокращение латинских номеров в протестантской мессе и замена их протестантскими хоралами.
- Музыкальный стиль протестантского хорала - строгое четырехголосное аккордовое изложение с хоральной мелодией в верхнем голосе.
Задания:
- Часто об архитектуре говорят как о “застывшей музыке”. Как, по-вашему, используется в архитектуре принцип имитации? Что там имитируется и какими способами?
- Что, по-вашему, в архитектуре является ЋтекстомЛ, а что музыкой?
- Подумайте, какая из музыкальных культур Возрождения по эмоциональному восприятию ближе к русской музыке — итальянская или нидерландская?
- Представьте себе, что папа Григорий I Великий, официально узаконивший григорианский хорал как музыкальное выражение католического мировоззрения, чудесным образом перенесся в XVI век и услышал протестантский хорал. Какие выводы об изменении христианского мировоззрения он мог бы сделать?
Тема урока: 18. 5. Протестантский настольный алтарь, его мастера. П. Брейгель Старший — 1 урок.
- Упразднение в протестантизме большинства внешних атрибутов религиозного культа (иконы, алтарь, крест, священство) и требование личного общения верующего с богом.
- Домашние и церковные молельные алтари — небольшие деревянные складни.
- Повседневное (закрытое) состояние алтаря и праздничное (открытое).
- Ярусная композиция закрытого алтаря (“Гентский алтарь” Я. ван Эйка):
- средний ярус — сцена Благовещения;
- верхний ярус — персонажи священной истории (пророки Захария и Михей, сивиллы), которые предсказали появление Христа;
- нижний ярус -— заказчики, предстоящие перед Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом.
- Ярусная композиция открытого (праздничного) алтаря (“Гентский алтарь” Я. ван Эйка):
- верхний ярус — изображение Бога-отца в центре, справа и слева от него — Мария и Иоанн Креститель;
- нижний ярус — панорама поклонения Агнцу.
- Символичная и экспрессивная живопись “Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.
- Алтарь И. Босха “Сады земных наслаждений” как священная сатира на греховность человеческого существования.
- Трехчастная композиция внутренних створок алтаря: слева — Рай, справа — Ад, в центре — искушения земной жизни.
- Человек как малая и неразумная часть природы в пейзажах и бытовых картинах П. Брейгеля Старшего (Мужицкого).
- Картина “Слепые” как символ земного пути человека.
Задания:
- Попробуйте сформулировать правила, по которым северные мастера отбирали сюжеты для закрытых и открытых створок алтаря.
- Как вы думаете, почему в “Гентском алтаре” у ног Бога-отца стоит корона? Чья это может быть корона, и что такое ее положение символизирует?
- Подумайте, почему у итальянских художников даже в самых драматических полотнах нет такой экспрессии, как у М. Грюневальда или И. Босха? Чем отличается эмоциональное восприятие евангельских сюжетов у итальянских художников и северных мастеров?
- Есть ли, по-вашему, что-либо общее у М. Грюневальда и И. Босха в их отношении к людям и к устройству мира?
- Внимательно рассмотрите картину П. Брейгеля “Слепые”. Какие выводы о разнице взглядов на человека и его земной путь можно сделать из живописи П. Брейгеля и итальянских художиков?
19. Возрождение в Испании.