Тестовые задания для текущего контроля успеваемости

Идея выделения культурологии в самостоятельную область гуманитарного знания связывается с именем:

  1. Э. Тайлор
  2. Г. Риккерт
  3. Л. Уайт
  4. В. Дильтей

Культурология представляет собой

  1. составную часть философского знания
  2. отдельную автономную отрасль научного знания
  3. отрасль искусствоведческого знания
  4. раздел истории культуры

Соотнесите работы по теории культуры и авторов этих работ:

  1. "Первобытная культура"
  2. "Закат Европы"
  3. "Недовольство культурой"
  4. "Постижение истории"
  5. Э.Тайлор
  6. О.Шпенглер
  7. З.Фрейд
  8. А.Тойнби

Соотнесите авторов и введённые ими термины:

  1. Тойнби
  2. Хейзинга
  3. Шпенглер
  4. Данилевский
  5. Ясперс

6. вызов-и-ответ

7. игровой элемент культуры

8. гештальт

9. культурно-исторический тип

10. осевое время

Соотнесите научные направления и их содержание:

  1. Диффузионизм
  2. мировые культурные контакты
  3. Эволюционизм
  4. развитие культуры человечества
  5. Цивилизационный подход
  6. своеобразие локальных культур
  7. Семиотика культуры
  8. знаковые системы

Что является предметом изучения культурологии:

  1. общество
  2. сущность и структура культуры
  3. цивилизации
  4. искусство

Культурология не изучает (отметьте все возможные варианты):

  1. психические аспекты человеческой деятельности
  2. функционирование языков социальной коммуникации
  3. изучение форм социального взаимодействия
  4. познание объективных закономерностей развития культурных явлений
  5. проблемы совершенствования материально-технической базы общества

Состояние жизни общества, характеризующееся упорядоченностью и развитостью в социально-организационном, научном, техническом и технологическом отношениях___________________

цивилизация

  1. Соотнесите термин и его определение:
    культурология
  2. исследует реальные факты существования культурных явлений
  3. философия культуры
  4. фиксирует результаты теоретического интереса к культуре, выявляя наиболее общие законы ее развитиякультурная антропология
  5. наука, изучающая человека как субъекта культуры
  6. социология культуры
  7. сбор, обработка, анализ разнообразной информации о функционировании культуры в обществе

Культурная антропология изучает

  1. развитие теоретических представлений о культуре.
  2. политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.
  3. организацию и технологию культурной жизни общества
  4. процессы адаптации человека к окружающей культурной среде.

В состав культурологии входят:

  1. история мировой культуры
  2. история культурологии, как теоретической дисциплины
  3. прикладная культурология
  4. динамика культуры
  5. социология

Наука, занимающаяся толкованием многозначных или не поддающихся уточнению текстов, реконструирующая "жизненный мир" прошлых культур с целью понимания отдельных их памятников:

1. семиотика;

2. теология;

3. культурная антропология;

4. герменевтика

Культура как совокупность высших духовных ценностей, лучших творений человека рассматривается при ____________определении

  1. семиотическом
  2. феноменологическом
  3. аксиологическом
  4. функциональном

Цивилизационный (типологический) подход к изучению культуры предполагает изучение:

  1. своеобразия локальных культур
  2. эволюции культуры человечества
  3. игры как важнейшей формы культуры
  4. функций культурных явлений

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении называется:

  1. аксиологией
  2. морфологией
  3. семиотикой
  4. гносеологией

Культура как таковая становиться предметом специального научного изучения:

  1. в период античности
  2. в эпоху средневековья
  3. в эпоху Возрождения
  4. в ХХ в.

Что означает слово «культура» в переводе с латинского языка:

  1. ценность, норма
  2. возделывание, взращивание
  3. символ, знак
  4. искусство, наука

Английскому этнографу, исследователю первобытной культуры Э.Б. Тайлору принадлежит определение культуры:

1. культура представляет собой совокупность всех ценностей, созданных человеком

2. культура - это природа, преобразованная человеческой деятельностью

  1. культура есть целое из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усваиваемых человеком как членом обществ
  2. форма бытия, в которой воплощаются самые высокие духовно-нравственные ценности

Под воспроизводством культуры понимают:

  1. усвоение культурного опыта
  2. изменчивость культурных явлений
  3. трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения

4. процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем

Какая характеристика подходит к определению культуры по Шпенглеру?

  1. интернациональна
  2. материальная
  3. высший этап развития цивилизации и её "затухание";
  4. аристократичная

Что изучает морфология культуры

  1. Раздел культурологии, изучающий единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса
  2. раздел культурологии, изучающий типичные форм культуры, характеризующие ее внутреннее строение.
  3. раздел культурологии, изучающий социальную информацию, сохраняемую и накапливаемую в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств
  4. раздел культурологии, изучающий человека как субъекта культуры

Морфология культуры – это …

  1. система нормативных отношений.
  2. социально значимая информация
  3. типичные формы и структуры культуры.
  4. чувственное представление о мире

Структура культуры не включает в себя:

  1. систему образования и науку
  2. общество
  3. искусство
  4. нравственность
  5. право
  6. религию

Какая из функции не относится к функциям культуры:

1. социализации

2. коммуникативная

3. аксиологическая

  1. информационная
  2. эволюционная
  3. символическая

Образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы называется

  1. ценность
  2. ментальность
  3. общество
  4. вера

Что можно назвать культурными ценностями?

  1. дорогостоящие предметы искусства.
  2. явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее
  3. начимые для жизни данного общества.
  4. нечто культовое, чему естественно поклоняться

Стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей и выражающийся в их представлении о должном, – это:

  1. норма
  2. ценность
  3. обряд
  4. табу

Фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения к объекту, к человеку – это:

  1. норма
  2. ценность
  3. идентичность
  4. символ

Процесс усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу называется:

  1. ассимиляцией
  2. культурогенезом
  3. социализацией
  4. аккультурацией

Культурная идентификация – это:

  1. один из видов социальной и исторической динамики культуры, порождение новых культурных форм
  2. самоощущение человека внутри конкретной культуры, отождествление себя с формами культурной традиции
  3. процесс адаптации человека к окружающей культурной среде
  4. создание, хранение, функционирования и передача духовных ценностей

Наука, разрабатывающая проблемы языка культуры, знаковых систем, опосредующих общение человека с окружающим миром:

  1. семиотика
  2. синергетика
  3. культурная антропология
  4. герменевтика

5. лингвистика

Какие из перечисленных типов знаков таковым не являются:

  1. естественные
  2. функциональные
  3. конвенциальные
  4. аксиологические
  5. системы записи

Какие из перечисленных языков не являются языками культуры:

  1. язык природы
  2. язык искусства
  3. естественный язык
  4. язык науки

Материальный предмет или явление, событие, выступающий в качестве объективного заместителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний) называется:

1. знак

2. ритуал

3. миф

4. норма

Коммуникация, осуществляемая между представителями различных культур или культурных сообществ называется

1. массовой коммуникацией

2. межкультурной коммуникацией

3. личностной коммуникацией

4. межгрупповой коммуникацией

Культурогенез – это:

  1. процесс слияния человека и природы
  2. один из видов социальной и исторической динамики культуры, порождение новых культурных форм
  3. процесс, совпадающий с первой стадией первобытной эпохи
  4. процесс взаимовлияния различных по уровню развития культур

Процесс взаимовлияния культур и результат их взаимодействия, когда одна из культур воспринимает элементы другой или порождает новые культурные явления, называется:

  1. коммуникация
  2. аккультурация
  3. конформизм
  4. этногенез

В первобытном обществе универсальной системой, позволяющей человеку ориентироваться в природном и социальном мире, был(а):

  1. религия
  2. миф
  3. магия
  4. ритуал

Самоощущение человека внутри конкретной культуры, отождествление себя с формами культурной традиции это:

  1. социализация
  2. инкультурация
  3. культурная идентификация
  4. ассимиляция

Если рассматривать культуру как символическую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать как систему _________ смыслов

  1. сакральных
  2. профанных
  3. ценностных
  4. нормативных

Назовите глобальные проблемы современной культуры (отметьте все возможные):

  1. возрастающий разрыв в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами
  2. отрицательные последствия научно-технической революции и рациональное использование ее достижений
  3. развитие единой мировой транспортной инфраструктуры
  4. экологические проблемы : сохранение и бережное использование ресурсов
  5. интеграция культур в единую мировую цивилизацию

Какая организация была создана А. Печчеи для анализа и решения глобальных проблем:

  1. Юнеско
  2. Римский клуб
  3. ООН
  4. Всемирная организация здравоохранения

Кто из ученых не занимался специально разработкой проблем экологии:

  1. Леруа
  2. Тейяр де Шарден
  3. Лихачев
  4. Вернадский
  5. Лосев

Кто выделяет в истории три типа культурных сверхсистем, или три стадии в развитии культуры: идеациональный, чувственный и идеалистический:

  1. Данилевский
  2. Шпенглер
  3. Сорокин
  4. Тойнби

Совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда это

  1. экономическая отрасль культуры
  2. педагогическая отрасль культуры
  3. профессиональная отрасль культуры
  4. обыденная культура.

Целостные культурные образования внутри господствующей макрокультуры, отличающиеся определенной спецификой лингвистических, конфессиональных, возрастных или каких-либо других черт.

  1. субкультура
  2. контркультура
  3. маргинальность
  4. официальная культура

Соотнесите типы культуры и их характеристики:

1. хозяйственно-культурный тип

2. регионально-этнический тип

3. народная культура

4. профессиональная культура

5. массовая культура

1. культура охотников, культура земледельцев и скотоводов, аграрная и индустриальная культура.

2. русская, французская, китайская

3. фольклор, синкретичность,анонимный творец

4. квалификация, профессиональный опыт, этикет

5. культ успеха, большая аудитория, авторская

Культура, в основе которой лежат традиции предков, связанная с особенностями природной среды региона, называется:

  1. локальной
  2. этнической
  3. национальной
  4. гомогенной

Соотнесите типы культуры и их характеристики:

1) Западная культура 2) Восточная культура

1. преобладание инновационного начала

2. антропоцентризм

3. оппозиция аристократизма и демократизма

4. религиозно-нравственный характер науки

5. религиозный синкретизм

6. интроверсия, т.е. сосредоточенность на самом себе и собственной внутренней жизни

7. экстраверсия склонность к восприятию противоположностей,

8. ориентация на приспособление к некоему "космическому ритму".

9. ориентация на преобразование мир

Какие религии относятся к мировым?

1. зороастризм, синтоизм, даосизм

2. буддизм, христианство, индуизм

3. буддизм, христианство, ислам

4. индуизм, иудаизм, синтоизм

Назовите черты, не характерные для западного типа культуры:

  1. антропоцентризм,
  2. теоцентризм
  3. коллективизм
  4. преобладание активного творческого типа личности

Культура, основанная на территориальном единстве, единстве политики, идеологии и экономики, называется

  1. этнической
  2. глобальной
  3. массовой
  4. национальной

Культура, в основе которой лежат традиции предков, связанная с особенностями природной среды региона, называется:

  1. локальной
  2. этнической
  3. национальной
  4. гомогенной

Соотнесите понятие и его характеристики:

  1. народная культура
  2. мифы, эпос, песни, сказки, легенды
  3. массовая культура
  4. популярная эстрадная музыка, цирк, спорт
  5. элитарная культура
  6. классическая музыка, изящное искусство, театр

Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой:

  1. культура физического развития
  2. культура отдыха,
  3. правовая культура
  4. повседневная культура
  5. хозяйственная культура
  1. Спорт, физкультура, массовый спортивный туризм
  2. Экономика, торговля, домашнее хозяйство
  3. Юриспруденция, система охраны общественного порядка
  4. Система организованного досуга, клубов, домов отдыха, сон
  5. Занятие домашним хозяйством

«Западники» утверждают, что:

1. у русского народа особая судьба и историческая миссия

  1. отдельного от остальной цивилизации «уникального» исторического пути России нет
  2. основу истории России составляют православие и община
  3. обращение к культуре Востока позитивным образом сказывалось на раскрытии самобытных начал русской культуры

Самобытность русской культуры раскрывали в своих трудах:

  1. философы славянофилы
  2. западники
  3. культурологи диффузионисты
  4. сторонники структурно-функционального подхода

Какая из характеристик не свойственна идеям евразийства:

1. у русского народа особая судьба и историческая миссия

2. критика европоцентризма

3. необходимым условием жизнедеятельности культур выступает единство исторического процесса

4. Россия особый этнографический мир, «срединное» место между Европой и Азией

Какое из нижеприведенных утверждений справедливо (отметьте все верные):

  1. после принятия христианства Русь являлась частью византийского мира
  2. русские соседствовали со степными кочевниками
  3. город был важным фактором развития Киевской Руси
  4. киевскому периоду русской культуры совершенно чужда свобода политических институтов
  5. в киевский период активно развивалась русская философская мысль

Реформам Петра Великого не свойственно:

  1. процессу секуляризации русской культуры
  2. социальному расслоению русского общества
  3. усилению симфонии церкви и государства
  4. европеизации русской культуры
  5. формированию и современному оснащению армии и флота

В советский период в искусстве утверждается новый стиль –

  1. модернизм
  2. авангард
  3. социалистический реализм
  4. классицизм

Темы рефератов

  1. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.
  2. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби.
  3. Теория культуры и культурных типов П.Сорокина.
  4. Соотношение общего и специфического в эволюции культур Э. Тайлора.
  5. Знаки и знаковые системы Р. Барта.

6. Взгляды Н. А. Бердяева на русскую культуру.

Наши рекомендации