Римский исторический рельеф.
Республика – алтарь Гнея Домиция Аргенобарба – свадьба Посейдона и Амфитриты, составление цензовых книг, другие мифологические сцены. Влияние Греции. + Сцена жертвоприношения.
Империя
q алтарь Мира – обнесенная стенами прямоугольная площадка. В центре – на ступенях – алтарь. Стены внутри и снаружи – рельефы. Верхняя часть – фриз с торжественной процессией, направляющейся к алтарю. На торцовой стене – сцена благоденствия государства в правление Августа. Строгость и ясность. Ниже фриза на стене – растительный орнамент. Листья, побеги аканфа.
q Рельефы на арке Тита. Плоскость стены. Скульптурный декор, там, где он не нарушает архитектурную логику арки. Рельефы и бронзовые скульптурные группы. Гл. композиция – внутри арки. «Как бы (!)» окно за рамки арки => продолжение процессии. Иллюзия жизненности. Пилястры – своеобразная рама. В середине рельеф самый высокий. По краям – почти фон => ощущение нескончаемости шествия. Показана глубина, но нет прорыва арх. Пространства. Ощущение обрезанности кадра. Триумфальная процессия.
q Колонна Траяна – сюжеты из дакийской войны. Пейзажный фон. Фигура императора почти в каждом эпизоде. Каждый этап завершается поражением противника. Колонна ~ свиток. Выступление Траяна перед воинами ó выступление дакийского вождя перед своими воинами => противопоставление порядок ó хаос. Сюжеты: битвы (битва при Дунае и др.) => основные моменты войны.
q Большой алтарь Антонина из Эфеса. Драматизация всех мотивов. Прославление императора.
q Арка Септима Севера. Триумфальные картины. 4 главные победы в Парфянской войне
q Саркофаг Людовизи. Все схлопывается и коллапсирует. «Смешались вместе кони, люди».
В эпоху республики на римский исторический рельеф большое влияние оказывают греческие тенденции. Основным памятником можно назвать алтарь Гнея Домиция Аргенобарба. (36-32 г. до н.э).Большую роль там играют мифологические сцены. Также есть стена жертвоприношения(связанная с составлением цензовых книг?).Она построена в простой последовательности отдельных сцен, вместе с другими персонажами у алтаря присутствует Марс. 3 остальные стены покрыты мифологическими сценами(свадьба Посейдона и Амфитриты). Здесь видно характерной для этого периода сочетание чисто римской темы жертвоприношения с греческой мифологической темой. В эпоху Империи( расцвет Рима) римский исторический рельеф меняется. Примером этого периода служит алтарь Мира (13-9 г. до н.э. Марсово поле. Рим) Это обнесенная стенами прямоугольная площадка. В центре стоит алтарь. Он расположен на ступенях, внутри и снаружи стены украшены рельефами. В верхней части наружных продольных стен распложен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. Рельефные композиции очень строгие и ясные. Ниже фриза идет растительный орнамент из листьев и побегов аканфа. На торцевой стене алтаря изображено благоденствие империи в эпоху правления Августа. На торжественное процессии, изображенной на фризе мы видим : Августа, членов его семьи, его приближенных, сенаторов, жрецов(сильное портретное сходство). Сцена благоденствия империи в эпоху августа изображена аллегорически: богиня земли Теллус, ветры-Ауры, жирные стада. Композиция рельефов расчленена на отдельные сцены сюжетно и ритмически связанные между собой. Пластика строгая и ясная. Орнамент очень реалистичен, но в то же время декоративен. Такие орнаменты широко используются в римском декоративном искусстве 1 в.н.э. Другим примером исторического рельефа служат рельефы на арке Тита. Она была воздвигнута в 81 г. в честь взятия Иерусалима. Это образец римской имперской архитектуры. Однопролетная арка очень богато декорирована. Свод арки украшен розетками. На стенах внутри арки- рельефы с изображением Тита и его войск победоносно вступающих в Рим. В рельефах сцены исполнены движения, фигуры идут не вдоль фона, а из глубины и по диагонали, за счет чего фон воспринимается как реальное пространство. Изображения очень живые, фигуры выпуклые. В этих рельефах в отличие от алтаря Мира плоскость стены не утверждается, а разрывается, но поскольку архитектура арки очень живописна, то рельефы объединяются в единое целое. В эпоху императора Траяна окончательно формируется один из самых важных жанров в Риме - повествовательный исторический рельеф. Колонна Траяна –рельефы спиральны, имеют 22 витка, количество фигур около 2500. На рельефе изображены походы Траяна в Дакию. Рельефы повествовательны, очень реалистичны, в них показывается мощь римского войска, во главе которого часто появляется сам Траян. В некоторых случаях скульптор применяет аллегории. Иногда чувствуется архаизация( по сравнению с аркой Тита) Близкие и дальние предметы одинаково четкие, одного масштаба, поэтому фигуры расположены одна над другой. Изображения полихромные, имею резкие линейные контуры. Однако, в некоторых изображениях черты архаизации отсутствуют(статуи пленных даков). Очень интересным памятником эпохи Антонинов является колонна Антонина Пия( Рим. Марсово поле. Ок. 161 г. нэ) До наших дней дошла только база колонны со скульптурными изображениями. Это официальный памятник, установленный в честь умершего императора. На передней части базы колонны изображены император со своей женой Фаустиной и гением. В этом изображении виден кризис классической композиции( нет симметрии, не соблюден масштаб, однако изображения императора и его жены очень реалистичны. На боковых сторонах базы колонны даны сцены с изображением военного парада. Заметен новый принцип изображения пространства, очень похожий на реализованный впоследствии в христианском искусстве. В рельефе нет глубины, фигуры как бы прилеплены к плоскости. Все очень условно, ни масштаб, ни симметрии, ни глубина пространства не соответствуют классическому образцу. Плоскость, на которой находится фигуры, обозначена полочкой под ними. Следующим периодом является правление Северов. Примером памятника со скульптурным декором является арка Септимия Севера(203 г нэ). Она очень обильно украшена. Основная идея Основные изображения сосредоточены на панно в верхней части пилона. Предположительно их создавали несколько скульпторов. Изображения представляют повествование, но сохранились лишь 4 сцены, они иллюстрируют Парфянску кампанию(195-199гг). На этих рельефах воскрешается жанр, распространенный в эпоху Республики- триумфальные картины. Присутствует «ящикообразный рельеф» Также как и в рельефах колонны Антонина Пия плоскость под фигурами изображена в виде полочки. На примере этой арки видно, что в рамках римской традиции появляется другое искусство, отличное от традиций. Апогея искусство 3 века достигло в саркофаге Людовизи. Отчетливо видны черты упадка римского искусства. Рельефы саркофага заполнены крупными изображениями с четкими контурами, которые занимают все пространство саркофага. Рельеф высокий, но нет объема. Композиция нечеткая, но, несмотря на упрощение формы, композиция отличается сильной экспрессией.