Основные этапы выполнения отчета о производственной практике
Написание отчета включает в себя следующие этапы:
1. Выбор темы и получение задания на производственную практику.
2. Составление личного рабочего плана выполнения задания.
3. Сбор, анализ и обобщения материала по выбранной теме.
4. Изложение отчета с приведением полученных экспериментальных данных.
5. Формулирование выводов и рекомендаций.
6. Представление отчета руководителю.
Первые два этапа не представляются сложными, однако при выборе темы студент может учитывать свои будущие профессиональные интересы. Тема производственной практики может быть предложена студентом в зависимости от его интересов по согласованию с преподавателем. Сбор информации по теме работы начинается с изучения учебной, научной и другой литературы, подготовки библиографического списка по выбранной тематике. Источниками для формирования библиографического списка могут быть:
- список обязательной и рекомендованной литературы по изучению данной дисциплины;
- библиографические списки в учебниках и монографиях;
- предметные каталоги библиотек, Интернет;
- рекомендации руководителя практики.
Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему и, как правило, должен содержать список из не менее, чем 10-15 наименований.
Общие сведения о содержании отчета
Отчет о производственной практике состоит из следующих частей:
- текстовой части (анализ научной литературы по заданной теме);
- экспериментальных данных, полученных в ходе выполнения задания на производственную практику.
Отчет состоит из текстовой части, выполняемой в виде пояснительной записки. Текстовая часть отчета должна содержать решение поставленной задачи, установленной заданием.
Дополнительный материал может быть представлен в виде графического материала (чертежи, таблицы, графики, диаграммы и т.д.) или в виде другого материала (презентации).
Объем отчета составляет около 20 машинописных страниц без приложения, работа выполняется и представляется на бумажном и электронном носителях. Презентация к отчету должна содержать не менее 12 слайдов.
КР должна содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- задание;
- перечень сокращений и условных обозначений;
- содержание;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы;
- приложения (в случае необходимости).
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ
Требования к содержанию структурных элементов отчета
Титульный лист отчета
Титульный лист является первым листом отчета. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении Б.
Задание на производственную практику
Задание на производственную практику – структурный элемент отчета, содержащий наименование кафедры, фамилию и инициалы студента, дату выдачи задания, тему производственной практики и, исходные данные и краткое содержание отчета, срок представления к защите, фамилии и инициалы руководителя(ей). Задание выдается руководителем в виде отдельного листа формата А4 и вкладывается студентом в текстовую часть отчета. Задание подписывается руководителем и студентом. Форма бланка задания приведена в Приложении А.
Аннотация
Аннотация – структурный элемент отчета, дающий краткую характеристику отчета с точки зрения содержания, назначения и новизны результатов работы. Аннотация является третьим листом пояснительной записки отчета. Пример оформления аннотации приведен в Приложении В.
Оглавление
Оглавление (содержание) – структурный элемент отчета, кратко описывающий структуру отчета с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц. Пример оформления оглавления приведен в Приложении Г.
Введение. Заключение
Требования к содержанию разделов «Введение» и «Заключение» определяются характером выполненной работы. «Введение» и «Заключение» – структурные элементы отчета, не включаются в общую нумерацию разделов и размещают на отдельных листах. Слова «Введение» и «Заключение» записывают посередине страницы с первой прописной буквы. Введение- обязательный раздел, включающий обоснование актуальности выбранной темы, обзор исследований, проведенных в выбранном направлении и формулирование основной цели работы и круга задач для осуществления этой цели. Во введении также определяется степень изученности проблемы и вопросы, требующие дополнительного исследования. Глава завершается формулировкой в конкретном виде (одной фразой) цели и задач работы. Каждая из намеченных задач, выносится в отдельное положение работы, по которому в основном тексте работы необходимо провести обсуждение, подкрепив его конкретными материалами.
Актуальность работыпредставляется в виде аргументации (в силу чего именно эта проблема значима).
Цель работыописывается одним предложением и, как правило, соответствует названию самой работы (или ее содержанию). У работы может быть только одна цель.
Задачи работысоответствуют разделам задания производственной практики. Например, «для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Подобрать опытную и контрольную группу животных для исследований. 2. Провести измерения основных морфометрических показателей у животных сформированных групп. 3. и т.п.»
Теоретическая основа работы представляет собой, как правило, перечисление работ, литературных и других информационных источников, используемых при написании отчета.
Структура работы.В описании структуры работы указывается количество глав в работе и их краткая характеристика.
Новизна работы.В описании новизны работы указывается, что именно отличает данную работу от остальных подобных по этой проблеме.
Практическая значимость.В описании практической значимости раскрывается практическое значение работы, например, «работа может быть использована для…..».
«Заключение» фактически является резюме отчета, т.е. содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы с указанием на недостатки и проблемы практического характера, которые выявились в процессе работы, дальнейшие планы научных исследований для прохождения преддипломной практики и выполнения выпускной квалификационной работы.
«Введение» и «Заключение» являются творческими разделами (авторскими). На защите отчета комиссия обращает достаточное внимание именно на данные разделы, их содержательную часть и грамотность оформления.
Основная часть
Основная часть отчета делится на главы и параграфы и содержит обзорно-аналитическую часть.
Обзорно-аналитическая часть. Цель данной части - логически обосновать поставленную задачу исследования. Нельзя при обсуждении какого-либо положения ограничиваться простым перечнем источников или только перечислением изложенных в них сведений. По наиболее принципиальным вопросам - делают обобщающее заключение, обязательно выражая в нём своё мнение. Все высказываемые студентами положения должны быть, хорошо аргументированы, к ним даются ссылки на соответствующие источники. Если в литературе встречаются противоречия по изучаемому допросу, то студенты должны сгруппировать источники в зависимости от взглядов разных авторов и выразить своё отношение к ним, т. е. показать, с чем они согласны или не согласны, объяснить почему. При отсутствии в литературе достаточных сведений по затронутым проблемам в тексте это надо обязательно отметить. В первую очередь, используют работы, опубликованные за последние 10-15 лет. Количество иллюстраций в отчете зависит от их содержания и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Графики, диаграммы и таблицы не должны дублировать друг друга. Таблицы по объёму не должны преобладать над текстом, так как в противном случае затрудняется его восприятие. Студенты обязаны продемонстрировать умение анализировать полученные сведения и на этой основе делать обоснованные обобщения, заключения и выводы.
Для большинства работ связанных с конкретной территорией или предприятием, приводится краткое описание района работ (предприятия), начиная с физико-географических особенностей, климата, растительности и кончая животным миром.