Пути решения глобальных проблем современности.

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

2. Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

· способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

· способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

· наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

· жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

· индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

· созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

· использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;

· смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Массовая культура— культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс».

Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

3. Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 по август 1991. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братсво, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следую по буржуазно-капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско-социалистический путь развития.

Революционные события в России стали также вызовом марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.

В военно-экономической области Советский Союз, в который Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой - после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно-технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной области. Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.

В результате Сов союз не смог в 60 - 70-е годы модернизировать экономику, перевести ее на постиндустриальную основу. где главную и решающую роль играют высокие технологии. Все это отрицательно сказалось на эффективности производства и темпах развития экономики. Советский союз начал все ощутимее проигрывать в социально-экономическом хозяйстве, которое становилось для советского общества неким камнем преткновения или даже проклятьем. Политика оказалась самой неблагополучной и уязвимой областью строящегося социалистического общества. Сталинские репрессии 30-40-х готов, грубые нарушения прав человека легли темным пятном на Советское государство.

Строительство новой культуры также сопровождалось крайностями и перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявлись в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, первым построил атомную электростанцию, первым изобрел лазер и т. д. Советский Союз создал эффективную систему образования, которая признана одной из лучших в мире. Во многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень быстро стала одной из самых образованных стран мира. Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Все это дало большой положительный результат. Глубокие внутренние противоречия, трудности и сложности, допущенные серьезные просчеты, крайности и ошибки, неблагоприятные внешние условия и многое другое - все это в конечном счете привело к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.

В развитии советского периода можно выделить три основных этапа:

1) 1917 - 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходившей на фоне широкого культурного плюрализма. Гл события - гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции.

2) 1932 - 1956 Процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых

3) 1956 - 1991 Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни. Снимается железный занавес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г - перестройка.

Основные достижения культуры России советского периода. Было создано много музеев, такие, как Музей игрушки, Музей мебели, быта 19 и других веков, Морозовского фарфора и т. д. Всего только за пять лет 1918 - 1923 было создано 250 новых музеев.1925 - введено всеобщее начальное образование. Возникла сеть кружков ликбеза. В России 20-х годов существовало множество самых разных литературно-художественных течений, школ и группировок. В одной только Москве насчитывалось более 30. Реализм в живописи представляли художники-передвижники.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые - Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман Мастер и Маргарита Булгакова, Ювенальное море, Котлован, Чевенгур Платонова, Реквием Ахматовой, Шолохов Тихий дон. В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война - Священная война. Расцвет переживает детская литература - Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

1964 - академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 - начинает работать первая атомная электростанция, 1957 - пущен первый атомный ледокол Ленин.

1957 - запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 - космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

Розов В поисках радости, Традиционный сбор. Солженицын Один день Ивана Денисовича. Рыбоков Дети Арбата.Дудинцев - Белые одежды. Фильм Покаяние Абуладзе.

Фильмы - Летят журавли Калатазов, Баллада о солдате Чухрая, Судьба человека Бондорчука. Тарковский Андрей Рублев, Зеркало, Жертвоприношение.

Поэзия - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский.Удивитнельного успеха достигла деревенская проза. В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

Авторская песня - Высоцкий, Окуджава, Галич.

Советский театр - Современник, Театр на Таганке, Театр на Малой Бронной. Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

Изобразительное искусство: Реализм - Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников - Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.

XX век стал серьезным вызовом тем, кто предполагал, что есть универсальные стандарты прогресса. Как правило, с позиций различных социальных, национальных, этнических, конфессиональных интересов одни и те же события, явления получали различную оценку. Любая правящая элита склонна считать прогрессивным лишь то, что соответствует ее интересам, реакционным — то, что противоречит им. Неоднократно в истории делались попытки рассматривать прогресс с точки зрения высших интересов человечества. Однако те, кто брали на себя смелость судить об их содержании, чаще всего толковали их в духе собственных интересов или абстракций, не имеющих отношения к реальным проблемам мирового развития.

В то же время с учетом обострения глобальных проблем современности, нерешенность которых угрожает самим основам мировой цивилизации, можно утверждать, что существует определенный универсальный критерий оценки действий политических лидеров: их способность отразить объективно существующие интересы выживания человечества, как минимум, не нанести вреда миру, хрупкость и уязвимость которого все больше заявляет о себе.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Академизм - художественное направление, основанное на догматическом следовании классическим образцам как идеальным и непревзойденным. В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях XVI - XIX вв. Академизм следовал внешним формам классического искусства ан­тичности и Возрождения, насаждал условные, идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты.

Ампир (от франц.— императорский) - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. Ориентирован на римскую античность. Массивные, монументальные формы и богатый декор, опиравшиеся на художественное наследие античности, служили воплощению идей государственного могуще­ства и военной силы.

Анимизм (от лат.- душа, дух) - одна из форм первобытной религиозности (наряду с магией, фетишизмом, тотемизмом). Ани­мизм предполагает: 1) веру, что души отдельных людей продолжают существовать после смерти; 2) одухотворенность сил и явлений природы.

Арабеска - особый вид орнамента, состоящего из сочетаний геометрических фигур и стилизованных изображений растений (растительного орнамента). В декоративный узор орнамента часто включался эпиграфический элемент: надпись с цитатой из Корана или благопожеланием. Геометрические фигуры арабески обычно представляют собой бесчисленные комбинации разнообразных многоугольников, вокруг которых пере­плетаются стилизованные изображения растений и буквенных со­четаний (арабской вязи).

Артефакт (от лат.- искусственно сделанный) - предмет искусственного происхождения.

Аскетизм - 1) религиозное учение о необходимости борьбы с «чувственными влечениями» тела для достижения нравственного совершенства и общения с божеством; 2) крайняя степень воздер­жания, отречение от жизненных благ.

Базилика(от греч.- царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на ряд продольных галерей (нефов). В античную эпоху базилика - административное здание, в Средние века - основной тип христианского храма.

Барельеф - один из видов рельефа. Фигуры выступают над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины (в горельефе рельефное изображение возвышается над плоско­стью больше, чем наполовину своего объема).

Барокко (итал. - вычурный) - стиль в европейском искусстве (XVI -середина XVIII в.). Отличался декоративной пыш­ностью, вычурностью и живописностью.

Веды - общее название священного писания брахманизм; включают четыре сборника: Ригведи, Самаведи, Яджурведи, Атхарваведи.

«Венеры» палеолитические - женские статуэтки из камня, кос­ти, глины. Образ женщины - праматери, символа плодородия, хранительницы оча­га.

Возрождение - эпоха в истории и культуре XIV - XVI вв. в Италии, с конца XV до нач. XVII в. в других странах Западной Европы.

Гармонизация - понятие, раскрывающее характер взаимосвязей процессов и явлений в мире, определяющее отношения сбалансированности, подвижного равновесия в природе, социуме, во внут­реннем мире человека, в культуре.

Гармония - эстетическая категория, выражающая связь, стройность, соразмерность частей в системе.

Герметизм - направление в поэзии (преимущественно итальянской) 20-х - 30-х гг. XX в., отличавшееся трагическим мироощущением, замкнутостью.

Гравюра (от франц. - вырезать) - произведение графического искусства, выполненное посредством печатания с доски. Делится в основном на станковую и книжную.

Гуманизм (от лат. - человечный) - признание ценности челове­ка как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм эпохи Возрождения - движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, феодальному закрепощению личности.

Гуманизация - понятие, характеризующее свойство новой культуры, когда приоритетными в развитии культуры становятся личность, ее индивидуальность и ценности, благодаря которым личность может самореализоваться в этой культуре.

Идеология - система идей, представлений, понятий, имеющая общественную значимость и выраженная в различных формах общественного сознания (в политике, морали, науке, искусстве, религии).

Икебана - традиционный японский букет; искусство аранжировки цветов.

Импрессионизм (от франц. - впечатление) - художественное направление в искусстве конца XIX - начала XX в., провозгласив­шего особую значимость восприятия, в котором высоко ценится мимолетность впечатления от окружающего мира.

Индивидуализм - один из основных принципов либеральных ценностей, получивших развитие в европейской культуре с антич­ности, когда в центре культурной системы находится личность. Как и всякое культурное явление индивидуализм может проявлять себя в негативных и позитивных формах.

Канон (от греч. - правило, мерило) - 1) совокупность твердо установленных правил и норм творчества; 2) модель художествен­ного произведения; 3) цикл молитв и песнопений утрени.

Керамика (от греч. - глиняный, гончарный) - разновидность художественных изделий из обожженной глины специального со­става и изготовления.

Классицизм (от лат. - образцовый) - стиль в искусстве в XVIII в., зародившийся в французской культуре. Основан на идеях рационализма, выражения возвышенных, героических и нравственных идеалов.

Кубизм - модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Выдвигал на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых геометрических форм, разложение сложных форм на простые.

Культ (от лат. - почитание) - 1) религиозная обрядность, совокупность молитв, заклинаний, обрядов и пр., служение божеству; 2) почитание, поклонение.

Культурогенез - процесс возникновения, формирования культуры.

Магия(от греч. - колдовство) - чародейство, волшебство, колдовство. Вера в возможность воздействовать на окружающее с помощью каких-либо действий и сами эти действия.

Массовая культура - обобщенная характеристика господствующего в современном обществе типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распростра­нения с помощью средств массовой коммуникации стандартизо­ванных духовных благ.

Мастаба (от араб. - каменная скамья) - древнеегипетская гробница III тысячелетия до н. э. с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами.

Мегалиты (от греч. - большой камень) - постройки из каменных глыб III - II тыс. до н. э. Виды: «менгир» (отдельно стоящий камен­ный столб), «дольмен» (столоподобное сооружение из нескольких камней), «кромлех» (камни, поставленные по кругу).

Мезолит - среднекаменный век.

Ментальность, менталитет (от лат.- ум, мышление) - образ мыслей, душевный склад народа, группы, личности. Относительно целостная совокуп­ность мыслей, верований, навыков, которая характеризует духовный мир какого-то сообщества и закрепляется культурной традицией.

Миниатюра - иллюстрация к рукописной средневековой книге, выполненная красками. В дальнейшем это слово получило более широкое значение - маленького предмета, малой формы.

Мистерия - средневековое театрализованное представление на религиозный сюжет.

Мифология (от греч. - предание, сказание, слово) - совокуп­ность мифов; созданные народной фантазией предания о богах, героях, исторических и фантастических событиях.

Модерн - русское наименование художественного стиля (арт нуво) конца XIX - начала XX в., который сложился в европейской и американской художественной культуре; для него характерна попытка преодоления эклектики в искусстве; отличается прихотли­востью, элегантностью, изысканностью.

Модернизм(от франц. - новейший, современный) - сменив­шая модерн художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., отражающая особенности миропонимания этого времени художественными средствами во многих относительно самостоятельных художественных направлениях: кубизм, конструктивизм, функционализм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм и т. д.

Мозаика (франц. - букв, «посвященное музам») - вид монументального изобразительного искусства, материалом которой являются смальта (глушеное стекло), керамика, натуральные камни и др.

Наскальное искусство - изображения людей, животных, многофигурных композиций на плоских скалах под открытым небом.

Натурализм(от лат. - природа) - направление в искусстве, сложившееся в XIX в., стремившееся к точному и бесстрастному воспроизведению реальности.

Неолит - новокаменный век VII - III тыс. до н. э.

Неф (от лат. - корабль) - часть храма-базилики, отделенная от других колоннами или столбами.

Новелла - небольшая повесть, рассказ.

Ода(от греч.- песнь) - стихотворение торжественно-возвы­шенного характера.

Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из сочетания повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов.

Пагода - в буддийской архитектуре многоярусная мемориаль­ная башня. Возводилась в честь деяний святых или знаменитых паломников, а также в ознаменование важных событий, связанных с буддизмом.

Пандус (франц. - легкий спуск) - наклонная поверхность, заменяющая лестницу.

Панно - архитектурно обрамленная часть поверхности стены или потолка, украшенная живописным или скульптурным изобра­жением, а также орнаментом.

Пантеон (греч.) - 1) у древних греков и римлян храм, посвященный всем богам; 2) общее наименование всех богов того или иного культа; 3) здание, где хранятся останки выдающихся людей.

Парадигма (от греч.— пример, образец) - совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих существование общества и культуры.

Парсуна (персона) - портретная живопись конца XVI - XVII вв. в России, стремящаяся к реалистическому воспроизведению нату­ры, но сохраняющая приемы иконописи.

Петроглиф (от греч. - резной камень) - изображение, высечен­ное, выбитое или процарапанное на камне.

Пещерное искусство - весь комплекс художественных памятников, созданных первобытным человеком в пещерах, использовав­шихся им в качестве жилья или святилищ.

Пиктография - рисунчатое письмо, древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.

Пилон (греч. - ворота) - массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.

Прекрасное - эстетическая категория как выражение совершенства, высшей эстетико-художественной ценности.

Просветительство - направление в философии и искусстве XVIII - XIX вв., связывающее дальнейший прогресс общества с возможностью построения общества на разумных началах, благодаря образованию.

Простиль - тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде.

Ратуша - здание, в котором помещается городское управление.

Рационализм - философское направление (в узком смысле сло­ва) и мировоззрение эпохи Просвещения (в широком смысле слова) основанное на убежденности в неограниченных воз­можностях разумной человеческой деятельности.

Реализм (от лат.- действительность) - художественное направление, стремящееся к правдивому художественному изображению действительности с помощью средств традиционного искусства.

Реализм социалистический - творческий метод литературы и искусства, изображения действительности в свете социалистических идеалов. Сложился в нач. XX в., прежде всего в творчестве М. Горького. Получил распространение в 20 - 30-е гг. Термин появился в 1932 г.

Рельеф (от итал. - выступ, выпуклость, подъем) - одна из двух основных форм скульптуры. Занимает промежуточное положение между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Особенность рельефа - органическая связь с пло­скостью, которая служит и технической основой изображения, и одновременно фоном.

Ритм - эстетическая категория, обозначающая общую упорядоченность системы с определенным чередованием элементов.

Рококо - причудливый стиль в архитектуре и декоративном искусстве XVIII в., отличавшийся особой утонченностью и орнаментальностью.

Романтизм (от франц. - роман) - идейно-художественное направление, получившее отражение в различных областях науки, литературы и искусства Европы и Северной Америки. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности, при­шедших с наступлением буржуазной эпохи, устремленность к без­граничной свободе, жажду совершенства и обновления, личной и гражданской независимости.

Романтики - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного, индивидуального отношения художника к жизни.

Свод - архитектурная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхно­сти: а) цилиндрический свод образует в поперечном сечении полу­круг; б) крестовый свод образуется путем пересечения двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый свод образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный (парусный) свод представляет собой полное полушарие.

Семиотика (греч.), или семиология - общая теория (или комп­лекс научных теорий), исследующая свойства знаковых систем или систем знаков, каждое из которых имеет определенное значение.

Сентиментализм (от франц. - чувство) - течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII - начала XIX вв. Для него характерен культ естественного чувства, природы, идеализация патриархальной буколической простоты.

Символизм - направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX вв., в котором стремились с помощью символов выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприя­тия, отобразить идеальную сущность мира.

Синкретизм (от греч. - соединение) - слитное, органическое единство чего-либо.

Синкретизм первобытный - нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры.

Стиль(от лат. - палочка, стержень) - целостная система организации произведений искусства.

Стиль художественный - 1) устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период; 2) ин­дивидуальная авторская манера художественного творчества.

Табу (полинез.) - строгий или ритуальный запрет, налагаемый на какие-ли­бо действия, предмет, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил.

Терраса - архитектурно оформленная открытая или полуоткры­тая площадка, чаще всего примыкающая к зданию.

Тории - священные ворота перед синтоистским храмом.

Тотем (североамер. инд.- «его род») - 1) животное, растение, предмет природы или ее явление, которые у племенных групп служили объектом религиозного поклонения как родоначальник этого рода, носящего имя своего тотема; 2) герб племени с изобра­жением тотема.

Тотемизм - древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем и другом.

Традиционное искусство - искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов. Его особенности: преемственность в формах и содержании, непрофессиональный характер, насыщен­ность мифологической символикой, неразрывная взаимосвязь с религиозно-культурным комплексом.

Фетишизм (от португальск. - талисман) - религиозное покло­нение фетишам, предметам, якобы наделенным сверхъестественной магической силой.

Футуризм - авангардное направление в европейском искусстве 1910 -1920-х гг., отрицавшее традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности, стремившиеся создать «искусство будущего».

Харизма (греч. - милость, благодать, божественный дар) - исключительная одаренность; наделенность какого-либо лица (харизматического лидера, пророка, проповедника, политического деятеля) особыми качествами.

Художественность - совокупность сущностных черт произведения искусства, художественного явления: вырази­тельность, уникальность, неповторимость, своеобразие, новизна.

Эвристика (греч.) - в Древней Греции метод обучения путем наводящих вопросов; способствует развитию находчивости и активности; в наши дни - наука о творческом мышлении.

Эклектика (от греч.- выбивающий) - механическое соедине­ние разнородных частей, элементов и признаков. В искусстве - сочетание разнородных стилевых элементов, произвольный выбор стилистического оформления художественного произведения.

Экспрессионизм (от франц.- выражение, выразительность) - 1) направление в искусстве 10 - 20-х гг. XX в.; 2) мировосприятие, основанное на представлении о дисгармонии, неустроенности мира, отчужденности в нем человека.

Энеолит - медно-каменный век.

Эпос - повествовательный род литературы.

Эпоха Просвещения - период распространения в XVIII в. движения «просветителей» во Франции, Англии и других странах идей знания, разума, роли политического, гражданского, юридического равенства.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи курса «Культурология».

2. Этапы и закономерности развития мировой культурологической мысли.

3. Историческая эволюция взглядов на культуру в Европейской культурологической мысли.

4. Понятие «культура», структура культуры, основные методы культурологических исследований.

5. Функции культуры.

6. Культура первобытного общества.

7. Периоды развития Средневековой культуры Западной Европы.

8. Дороманский, романский и готический художественные стили западноевропейского Средневековья.

9. Характерные особенности эпохи Возрождения.

10. Характерные особенности итальянского Возрождения, периоды развития и представители.

11. Культурно-исторический тип культуры.

12. Европейский и дальневосточный региональный тип культуры.

13. Индийский и арабо-мусульманский региональный тип культуры.

14. Тропично-африканский и латиноамериканский региональный тип культуры.

15. Ранние формы религиозных верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

16. Основные задачи курса «Культурология».

Наши рекомендации