Пути решения глобальных проблем современности. Теория глобализации.

Глобальные проблемы – это совокупность проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

Основные направления решений глобальных проблем современности:

1. Предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, использование ядерного оружия.

2. Обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях.

3. Преодоление разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися государствами.

4. Ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т. д.

5. Использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности.

6. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, порнобизнесом, торговлей людьми, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сокрытием похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей.

Глобалистика:

· Предлагает целостный взгляд на сис­тему сово­купных взаи­модействий человека, об­щества и при­роды.

· Разрабатывает проблематику управлен­ческого овладения кри­зисным развитием.

· Понимает состояние сис­темы совокуп­ных взаимо­действий че­ловека, обще­ства и приро­ды как перма­нентно кри­зисного.

Способы политического решения глобальных проблем:

· Проведение международ­ных конфе­ренций по проблемам устойчивого развития челове­чества.

· Создание при ООН в 1983 г. Международ­ной комиссии по окружаю­щей среде и развитию (МКОСР).

· Разработка стратегии устойчивого развития.

Теория глобализации – субдисциплина оформившаяся в 80-х гг. XX века в рамках Теории международных отношений.

В самом общем понимании, глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ, структурирования «мира-как-целого», как «глобального места взаимодействия».

Теория глобализации выдвигает на первый план задачу изучения структуры мира-как-целого, которая обуславливает процессы социального развития в каждом локальном сообществе.

В рамках доминирующей традиции утверждается, что глобализацию необходимо рассматривать, как процесс становления глобальности. Глобальность – это ситуация существования единых, универсальных для всей системы международных отношений, для всех локальных сообществ формальных и неформальных институтов взаимодействия. С этой точки зрения глобализацию определяют, как процесс и результат распространения этих институтов.

Критика глобализации в этой традиции опирается на идею о том, что этот процесс по определению не должен быть односторонним. Что цель этого процесса – создание режима конструктивного и эффективного сотрудничества, эквивалентного обмена между всеми локальными сообществами.

Практическая значимость теории глобализации заключается в изучении возможностей для формирования интегрированной системы значений, идентичности и практик в рамках мирового социального пространства, в создании стратегий эффективного включения локальных сообществ в систему международного взаимодействия, в поиске и организации действенных механизмов участия внешних факторов в решении локальных проблем и усиления роли локальных факторов в обеспечении функционирования международных режимов в сфере безопасности, экономики, защиты окружающей среды, культуры.

Задачей исследователей в контексте положений теории глобализации является определение существующих типов локальных сообществ, описание их границ и представление параметров их социальных связей с другими сообществами.

Исследователи локальных сообществ анализируют процессы их структурирования в рамках глобального социального пространства, реконструируют модель их взаимодействия с окружающим миром. При этом акцент делается на анализе модели участия локального сообщества в формировании глобальных структур взаимодействия и модели участия внешних факторов в развитии локальных институтов и практик.

В перспективе предмета политической науки в рамках теории глобализации изучаются основные модели двустороннего и многостороннего взаимодействия, функционирование двусторонних, многосторонних, глобальных политических режимов и факторы, которые влияют на их деятельность.

44. Геополитика: сущность, основные понятия, функции.

Геополитика – политическая концепция, система знаний, которая отражает сложную зависимость и связь политики государств с его географическим положением и естественными природными факторами.

Как правило, среди факторов геополитики выделяют:

· существующий климат

· природные ресурсы

· протяженность территории

· отсутствие или наличие выхода к морю и другие

Функции геополитики:

1) Связана с учетом некоторых географических особенностей, меняющийся климат, состояние ресурсов и т.д.

2) Связана с определением приоритетов во внешней политике, реализация интересов государства на международной арене.

3) Заключается в пользе средств для достижения баланса, установления сотрудничества между государствами, преодоление определенных конфликтов между государствами и т.д.

К вопросам геополитики различные деятели обращались довольно часто, но в целом геополитического знания получили свое формирование на рубеже 19 века. Основателем геополитики считается немецкий географ Фридрих Рапицель Он впервые обратил внимание на климат и географическое положение того или иного государства. ОН утверждал, что климат может влиять на способности людей.

Термин геополитика впервые употребил шведский ученый Рудольф Челлен. Он показал, что судьба государств во многом зависит от его геополитического положения. В состав геополитики он определил особую область, которую он назвал топополитика. Топополитика изучает давление внешнего окружения на то или иное государство. Он также отнес к геополитике морфополитику, которая изучает пространственные особенности того или иного государства и прежде всего выход к морю. Третья часть геополитики – физиополитика изучает состав территории данного государства, ее естественные ресурсы. Он доказывал, что эти политические факторы являются основой мощи любого государства.

После второй мировой войны внимание к геополитике усилилось.

Стали возникать различные теории, школы.

Английский ученый Маккиндер сформировал теорию хартленда. К хартленду он относил весь евразийский континент. Евразийский континент является осью мировой политики, поэтому евразийский континент, в котором важную роль может играть Россия, может влиять на развитие всего мира. Морские державы должны противостоять хартленду.

Спайкмен говорил о том, что должны верховодить в мировом масштабе морские державы. Но при этом он большое значение отдавал буферной зоне (часть Европы, Турцию, Ближний Восток, Афганистан, Индию – всю эту территорию он называл рингленд). Важно кто контролирует рингленд. Он попытался обосновать гегемонию и претензии США.

45. Государственное управление: структура, уровни, принципы, функции.

Управление – процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо или на что-либо с целью изменения или сохранения его состояния.

В широком смысле, гос. управление – осуществление гос. власти через принятие политиками гос. решений и их реализации. Фактически, это целенаправленное воздействие государства на общественные.

В узком смысле, гос. управление – административная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, которая направляется на регулирование процессов отношений, связанных с жизнедеятельностью всего общества.

Управление предполагает субъект и объект управления.

Субъект гос. управления – специальный гос. аппарат, который включает в себя различные системы институтов управления, начиная от правительства, заканчивая местными органами власти и т.д.

Осуществляет широкий комплекс функций, воздействий на тех людей, на те объекты, которыми они призваны управлять.

Объект гос. управления – то, но что направлено управляющее действие или воздействие.

Субъект и объект должны постоянно находиться в связях между собой.

Система состоит из след. взаимосвязанных элементов:

- функции государства, которые определяют роль государства в различных сферах

- нормативно-правовая база, которая закрепляет и обеспечивает реализацию функций государства

- вся система, формирующую структуру институтов государства

- политические процессы, которые обеспечивают взаимодействие как внутри системы гос. управления, так и вне её с институтами гражданского общества, частного сектора

- ресурсы финансовые, информационно-коммуникативные, материальные и т.д. (без ресурсов тяжело осуществлять то или иной управление)

Типы гос. управления:

- административное управление (включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля всей работы системы. В большей степени касается исполнительной власти)

- экономическое управление (это процесс, через который система обеспечивает усиление экономического, гос. потенциала, гос. предприятий в интересах человека)

- политическое управление (процесс постановки общенациональных задач развития, разработка политики, принятие решений на гос. уровне, на уровне парламента, на уровне государства)

Вся система гос. управления имеет 3 основных уровня:

- общенациональный

Включает в себя:

- высших чиновников администрации главы государства

- главу государства

- премьер-министра

- региональный (органы управления областей, штатов, областей)

- нижний (органы местного управления и самоуправления. Органы местного управления назначаются вышестоящими органами, а органы самоуправления выбираются населением)

У каждого органа управления соответствующего уровня есть свои полномочия. Не всегда органы местного управления грамотно и принципиально решают вопросы местного уровня. Зачастую приходится обращаться в вышестоящие органы

В зависимости от масштаба и временных рамок уровней управление может быть:

- стратегическое (определяет долгосрочную перспективу развития общества, задаёт программу деятельности каждому институту управления на перспективу)

- тактическое (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. Оно включает в себя корректировку некоторых показателей стратегического управления)

- оперативное (направлено на решение текущих задач, а также новых проблем, возникающих в процессе управления)

Принципы управления:

- общественно-политические принципы (они сформированы и сформулированы в результате познания природы общества

- принцип иерархичности (я – начальник, ты – дурак)

- функционально-структурные принципы (должны раскрывать закономерности структуры гос. воздействия):

- принцип эффективности

- организационно-структурные

- принципы государственно-управленческой деятельности (раскрывают закономерности, взаимосвязи принципов принятия решений, нормы документооборота)

- принцип руководства со стороны деят-сти высшей исполнительной власти (начальник всегда прав)

- принцип соблюдения законности включает след. положения:

- правовое регулирование задач и функций местного гос. управления

- определение мер должного и возможного поведения субъектов гос. управления

- закрепление системы взаимоотношений органов и организаций с другими органами и гражданами (чтобы управленцы не говорили: «Вас много, а я один»)

- закрепление норм всеми сотрудниками правовыми предписаниями

Функции гос. управления:

- планирования (определяет, чем, как, где и когда достигается поставленная цель. Без этой функции невозможно представить деятельность любого чиновника, структуры и человека)

- организации (задачей является создание условий для взаимодействия……………)

- регулирования (направлена на то, чтобы человек в рамках определенной структуры или организации выполнил соответствующий объём деятельности. Могут возникать разные обстоятельства, порой непредвиденные (шёл по улице, упал кирпич на голову), человек может болеть, может получить инвалидность)

- работы с персоналом (связана с кадровой политике: кого и куда должна поставить на соответствующую управленческую или исполнительную должность)

- контроля (обеспечивает обратную связь для всех перечисленных функций: как человек спланировал, как организовал, как отрегулировал, как повышает квалификацию и т.д. Применение рыночных рычагов этой функции не всегда оправдано)

.Гос. управление кроме вышеназванных функций осуществляется различных методов.

Методы гос. управления – совокупность технологий, приёмов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов.

Практически методы гос. управления разделяются на:

- административно-распорядительные (основаны на силе власти, на дисциплине, на запретах, разрешениях, предупреждениях, ограничениях и т.д.)

- экономические (…………………торговых интересов, которые отражают заинтересованность того или иного работника, но и его экономическую ответственность. Они воздействуют на экономику, как правило, через хозяйственное законодательство, и также через налоговую, финансовую и кредитную политику)

- социально-психологические (основаны на личном воздействии через социальные или материальные интересы. Связаны с конкретными распоряжениями)

- косвенные методы воздействия

46. Экономическая политика: сущность, цели, задачи и механизмы ее осуществления.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей.

Как и во всякой политике есть ее субъекты и объекты.

Субъектами экономической политики выступают, как правило, органы власти или его политические структуры.

Объектами экономической политики является в целом хозяйственная система и отдельные ее звенья.

Сложность экономической политики заключается в том, что она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы (институты собственности, финансы, кредит, налоговая система, инвестиции, промышленность, с/х, торговля и т.д.), но особо следует выделить бюджетно-финансовую политику, денежно-кредитную политику и налоговую политику.

С помощью бюджетно-финансовой политики государство может добиться некоторых целей:

1. Снизить социальную напряженность в обществе.

2. Может добиться определенной политической стабильности.

Денежно-кредитная политика связана с возможностью получения кредитов, в том числе на льготных условиях, дает возможность развиваться предпринимательским структурам, формированию рынка.

Налоговая политика – это не только важный инструмент формирования бюджета, но и преодоления существенной разницы между богатыми и бедными. Она способствует регулированию рынка, антимонопольной политики.

Главная цель экономической политики – обеспечение экономического роста страны и улучшения благосостояния граждан.

Главным показателем экономического роста является годовой прирост ВВП. Бывает, что такой рост составляет 15-20%.

Обеспечение приемлемого для той или иной страны экономического роста предполагает решение ряда задач, которые составляют, как правило, две группы:

1) Задачи, направленные на поддержание нормального функционирования рыночной системы:

· Создание и совершенствование правовой базы.

· Обеспечение честной конкуренции (защита мелких и средних предприятий).

2) Задачи, направленные на активизацию функционирования рыночной системы в целом:

· Обеспечение стабильности экономической системы.

· Перераспределение доходов в целях решения социальных задач.

· Корректировка распределения ресурсов.

Существуют механизмы реализации экономической политики:

1) Административные механизмы составляют нормативно-правовую структуру экономической политики.

· Нормативное регулирование

· Обеспечение гарантированных прав собственности

· Защищенность конкурентной среды

2) Экономический механизм:

· Финансовый

· Кредитный

· Налоговый

С помощью этих механизмов решаются три особо важные задачи:

· Задача аллокации

· Перераспределение доходов

· Стабилизация

Аллокация – предоставление государством за счет средств государственного бюджета определенной совокупности благ и услуг общенационального пользования (транспортная сеть, дороги, их ремонт, освещение, услуги, которые получает население за счет социального обеспечения, система внутренней и внешней безопасности). В систему аллокации входит также поддержка сельского хозяйства.

Перераспределение общей суммы доходов руководствуется принципом социальной справедливости.

3) Обеспечение стабильности экономического развития. Сюда следует отнести не только предоставление кредитной помощи предприятию, но и включение процедуры о банкротстве тех или иных предприятий и экономической санации. Контролировать важнейшие экономические процессы.

Следует отметить особую роль финансовой, кредитной, бюджетно-финансовой, налоговой политики в отношении изменения соотношений различных форм собственности.

Особая роль бюджетно-финансовой, денежной кредитной политики, налоговой политики в изменении соотношений различных форм собственности.

Наши рекомендации