Методические указания по выполнению контрольной работы. 1. Контрольная работа состоит из четырех частей
1. Контрольная работа состоит из четырех частей. Первая часть контрольной работы выполняется по одному из вариантов, предложенных в перечне контрольных работ. Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки.
2. Контрольная работа может быть выполнена как в письменном (в отдельной тетради, аккуратно, четким почерком), так и в печатном виде. Обложка оформляется по установленному образцу.
3. При написании работы используется рекомендуемая литература.
4. Задания выполняются строго в указанном порядке. При этом сначала переписывается само задание, и только после этого следуют ответы в соответствии с предъявляемыми требованиями.
5. Выполненная контрольная работа направляется для проверки и рецензирования в установленные сроки.
6. Если контрольная работа выполнена с нарушением данных указаний или не полностью, она возвращается слушателю без проверки.
Контрольная работа
Часть 1.
Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки (цифра 0 соответствует варианту № 10).
Здесь требуется полный ответ на вопрос с приведением примеров. При выполнении данного задания необходимо использовать рекомендованную литературу. Объем ответа на вопрос должен быть 3-5 страниц. В конце текста ответа следует указать в алфавитном порядке выходные данные использованной литературы.
Вариант 1. Язык и стиль служебных документов.
Вариант 2. Типичные лексические ошибки при составлении служебных документов.
Вариант 3. Виды документов, их классификация.
Вариант 4. Правила оформления реквизитов документов.
Вариант 5. Языковые формулы языка служебных документов.
Вариант 6. Приемы унификации языка служебных документов.
Вариант 7. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
Вариант 8. Речевой этикет в документе.
Вариант 9. Правила составления деловой документации сотрудников УИС.
Вариант 10. Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление. Редактирование текстов служебных документов.
Часть 2.
Возьмите любое печатное издание (газету, журнал, информационный вестник, рекламное издание и пр.) и найдите там орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические и стилистические ошибки (не менее трех). Виды и типы ошибок можно найти в учебнике М.Н. Кожиной «Стилистика русского языка» (любое издание). Исправьте эти ошибки. Самым удобным и благодатным материалом для данного вида работы являются местные газеты и газеты с небольшими тиражами («Местное время», «Пермский обозреватель», «Пермские новости» и др., а также многочисленные предвыборные агитационные газеты).
Например, 1) «Герман Петрович отметил, что экономическая ситуация в Пермской области вызывает у него наибольший оптимизм» (Пермский обозреватель, № 31(48) 1окт. 2011). Ошибка в сочетании слов наибольший оптимизм, т.к. оптимизм уже значит наилучший. 2) «Методы решения данной проблемы самые разнообразные - главы местного самоуправления проводили встречи с населением и «прямые линии», службы ЖКХ - беседы с неплательщиками» (Пермский обозреватель, № 31(48) 1окт. 2011). Пунктуационная ошибка: после слова разнообразные следует поставить двоеточие (бессоюзное сложное предложение; «а именно»). 3) «Светская школа на перепутье дорог» (Пермский обозреватель, № 31(48) 1окт. 2011). Ошибочное сочетание перепутье дорог, т.к. перепутье - это место, где скрещиваются и расходятся дороги.
Ошибки из печатных изданий могут быть представлены в виде вырезки из газеты, либо прямой цитаты (с указанием источника).
Часть 3.
Найдите текст, принадлежащий к официально-деловому стилю речи и связанный с Вашей профессиональной деятельностью, объемом не более 1 страницы (копия текста должна быть приложена к контрольной работе).
Докажите свое утверждение анализом характерных особенностей текста данного стиля, иллюстрируя их примерами, основываясь на следующих методических указаниях:
Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, определяемая условиями и целями общения в определенной сфере общественной деятельности и обладающая некими стилистически значимыми языковыми средствами.
Выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный.
Официально-деловой стиль
1. Определите жанр (устав, закон, приказ, распоряжение, договор, инструкция, жалоба, рецепт, заявления, деловые жанры – автобиография, анкета, статистический отчет и др.).
2. Особенности лексики официально-делового стиля:
а) правовая терминология: иск, кодекс, дееспособность;
б) отсутствие слов со значением субъективной оценки;
в) употребление слов в основном в прямом значении и в то же время использование изобразительно-выразительных средств лексики: метонимии, метафор, антонимов, синонимов, омонимов и т.д.;
г) устойчивые определительные сочетания: прокурорский надзор, уголовное дело;
д) глаголы с предписывающим значением в форме инфинитива: запретить, разрешить, постановить, назначить.
3. Особенности морфологии официально-делового стиля:
а) формы мужского рода существительных, обозначающих должности и звания: следователь Тарасов;
б) переход причастий в существительные: обвиняемый, пострадавший;
в) преобладание инфинитивов: суд должен был оставить заявление без рассмотрения и разъяснить право предъявить иск на общих основаниях.
4. Особенности синтаксиса официально-делового стиля:
а) используются преимущественно сложные предложения, сложные предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями;
б) пассивные конструкции: брак расторгнут, обнаружил следы;
в) нанизывание падежных форм: для анализа результатов экспериментов;
г) распространенные предложения: он признан виновным в том, что воспользовавшись жилищными затруднениями Попова, злоупотребив его доверием, получил от него 2000 рублей, якобы за уплату в ЖСК, а спустя некоторое время он обманул Марчука тем же способом.
Часть 4 (один из вариантов на выбор)
Вариант 1
Напишите рассуждение на тему «Нужна ли элементарная орфографическая и пунктуационная грамотность и культура речи в моей профессиональной деятельности». Работа должна быть аргументированной; содержать конкретные примеры и иллюстрации Ваших мыслей (не менее трех), а не «общие слова»; быть безупречно пунктуационно, орфографически и стилистически грамотной.
Вариант 2
(для тех, кто выполнял контрольную работу на компьютере)
Печатая текст Вашей контрольной работы, не проверяйте его и не обращайте внимания на указания компьютера (или отключите на время программу проверки орфографии и пунктуации). Когда работа будет готова, проверьте текст Вашей контрольной работы при помощи стандартных компьютерных программ по проверке орфографии и пунктуации.
1) Укажите ошибки, на которые компьютер указал правильно; определите орфографические или пунктуационные правила, в соответствии с которым пишется слово или предложение (для каждой указанной ошибки);
2) Укажите позиции, где компьютер ошибся. Объясните, почему Вы так считаете (конкретно по каждому случаю ошибочного указания компьютера);
3) Определите соотношение (%) верного и неверного количества указаний на ошибки в Вашем тексте, а также соотношение этих позиций по отношению к обычным опечаткам;
4) Сделайте вывод о целесообразности и эффективности именно для Вас использования стандартных компьютерных программ для проверки элементарной грамотности Вашего текста.