Задания для выполнения контрольной работы
Основным видом контрольной работы является домашняя (ДКР).
Раздел состоит непосредственно из заданий для ДКР и включает пояснения к выбору варианта и собственно контрольные вопросы. Содержание контрольных работ охватывает основной материал учебной дисциплины.
Контрольная работа состоит из 5 (пяти) заданий. Определив свой вариант контрольной работы вы должны:
- внимательно ознакомиться с вопросами (теоретическими и практическими) своего варианта;
- подобрать соответствующие учебно-методические пособия, учебную литературу, нормативные и нормативно-правовые документы;
- ознакомиться с подобранной информацией;
- выполнить графические работы, предварительно изучив типовые образцы по теме, используя учебно-методические пособия. Оформить работу в соответствии с образцами.
Руководство по выполнению ДКР студентов при реализации ОПОП СПО осуществляют преподаватели, ведущие занятия по дисциплинам.
Требования, предъявляемые к написанию и оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть выполнена в печатном исполнении на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Шрифт Times New Roman, 16, буквы прописные, междустрочный интервал двойной.
Текст задания в контрольной работе обязательно должен быть. Только затем выполняется задание. В заданиях, где надо вставить пропущенные буквы, они должны быть вставлены красным цветом или ручкой.
Поля должны иметьследующие размеры:
Левое поле – 30 мм, Правое поле – 30 мм (для возможных пометок и замечаний проверяющего).
Верхнее поле – 20 мм, Нижнее поле – 20 мм.
Нумерация страницпроставляется вверху страницы по центру. Соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на странице не проставляется.
Контрольная работа открывается титульным листом, на котором указываются название учебного заведения, Ф.И.О. автора, специальность, группа, название дисциплины и вида самостоятельной работы.
На последней странице контрольной работы должен быть представлен список учебной литературы, пособий, словарей, использованных для выполнения работы (в алфавитном порядке, с обозначением выходных данных: город, год издания, издательство).
Образец оформления титульного листа контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»
(ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии)
Контрольная РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Тема (вариант): «______________________________»
(название темы /номер варианта)
Выполнил(а) студент(ка) заочной формы обучения: ________________________________
(Ф.И.О. полностью)
_________________________________________
группы ___________________________________
(№ группы)
специальность__________
(Указывается шифр, специальность)
Проверил(а): _______________________________
(преподаватель, Ф.И.О.)
___________________________________________
Оценка: «__» _______________________________
(цифрой и прописью)
_________________________________
(подпись преподавателя)
«___»__________20__г
(дата проверки)
Чебоксары, 2016
Выбор варианта контрольной работы
Основным видом контрольной работы является домашняя (ДКР).
Выбор вариантов контрольной работы определяется по порядковому номеру списка группы. Контрольная работа состоит из 5 (пяти) заданий.
Определив свой вариант контрольной работы по номеру списка вашей группы, Вы должны:
- внимательно ознакомиться с вопросами своего варианта;
- подобрать соответствующие учебно-методические пособия, учебную литературу, словари;
- ознакомиться с подобранной информацией;
- выполнить задания;
- оформить работу в соответствии требованиям.
Руководство по выполнению ДКР студентов при реализации ОПОП СПО осуществляют преподаватели, ведущие занятия по дисциплинам.
Вариант 1.
Задание 1. Привести 10 разных примеров на правописание безударных гласных и объяснить их правописание.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…ыи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика.
Задание 3. Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже.
С 369 пассажирами; на 2498 кв.км; родился в 1970 году; перевезено 1256 тонн груза; недоставало 999 рублей; сложить с 1448 2552; от 9764 отнять 1451; на 854 страницах; к 11234 прибавить 765; более 140067; 2000-й год; в 2001-м году; 145-летие; 2500-летие.
Задание 4. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
Аномалия, электорат, беспрецедентный, киллер, легитимный, эксклюзивный, тинейджер, дилемма, тюнинг, бренд.
Задание 5. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.
1. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 5. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Вариант 2.
Задание 1. Привести 10 различных примеров на правописание приставок на согласный. Объяснить их правописание.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный,
Задание 3.У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.
Образец:Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).
1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2. Поняв, что (дерзить) напрасно, я извинился перед коллегами. 3. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении. 4. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов. 5. Я думаю, что на неделю (приютиться) у своих друзей.
Задание 4. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях:
АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ манеры, ПРОГРЕССИВНЫЕ взгляды, ГАРМОНИЧНАЯ мелодия, ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ связь, БЕРЕЖЛИВЫЙ человек.
Задание 5. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть, дипломат – дипломант – дипломник, невежа –невежда, дружеский – дружественный.
Вариант 3.
Задание 1. Привести 10 различных примеров на правописание приставок пре- и при-. Объяснить их правописание.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опас…ность.
Задание 3. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.
1. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 5. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Задание 4. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть, дипломат – дипломант – дипломник, невежа –невежда, дружеский – дружественный.
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: восемьсот пятьдесят подшипников, сорок шестой коленвал.
Вариант 4.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, единовременный, избалованный, килограммовый, красивее, кухонный, ломовая, оптовый, переходный, погнутый, премированный, подростковый, примкнутый, сливовый, тигровый.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Посв…тить жизнь науке, безотл…гательный, вег…тарианец, вз…мать налоги,
редкос…ный экспонат, уча…ствовать в игре, ат…естат, кристал…ьный, раз..емный, четырех…осный, п…едестал, камен…щик, бе…смертный, бе…полезный, пр…дать огласке, вступать в пр…рекания.
Задание 3. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями.
С созданием – созданием; при помощи – с помощью; благодаря – из-за; в целях – с целью; иметь значение для – играть роль.
Задание 4. Приведите пять известных Вам крылатых выражений и дайте им объяснение.
Образец: нить Ариадны (способ, помогающий выйти из трудного положения).
Задание 5. Составьте сложносочиненные предложения с каждым из паронимов:
Доброта – добротность, надеть – одеть, дипломат – дипломант – дипломник, невежа –невежда.
Вариант 5.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
титульный, языковой (относится к словесному выражению мыслей (система), языковый (орган во рту (колбаса), вчистую, втридорога, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, искони, исконно, наверх, балансировать, баллотировать, баловать, бередить, взбодрить
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Пощ…чина, ож…г руку, стать врач…м, энц…клопедия, сорок…градусный мороз, экологически…чистый, морозо…стойкий, торгово…промышленный, Посв…тить жизнь науке, безотл…гательный, вег…тарианец, вз…мать налоги, редкос…ный экспонат, уча…ствовать в игре, ат…естат, кристал…ьный,
Задание 3. Сгруппируйте предложения: А – простые; Б – сложносочиненные; В – сложноподчиненные; Г – бессоюзные.
1. Работали парами, заработок был общим и делился пополам. 2. Начальник дорожного управления сидел за столом, расстегнув китель и растирая воротником красный след, опоясывающий круглую белую шею. 3. Бригада была выстроена перед началом работы, и вдоль рядов ходил какой-то толстый человек в оленьей шапке (В. Шаламов). 4. Саша пробовал жевать смолу, чтобы поменьше курить. 5. Иногда в какой-нибудь фразе почудится вдруг что-то теплое, дорогое. (А.Рыбаков). 6. Самое трудное – быть пасынком времени (В.Гроссман). 7. Какие все же удивительные у него глаза; не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В.Шукшин).
Задание 4. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:
пятьдесят седьмой километр, сорок четвертые сутки.
Задание 5. Из литературных произведений выписать пять предложений с прямой речью.
Вариант 6.
Задание 1. Привести 10 различных примеров на правописание твердого и мягкого знаков. Объяснить их правописание.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Раз..емный, четырех…осный, п…едестал, камен…щик, бе…смертный, бе…полезный, пр…дать огласке, вступать в пр…рекания, Посв…тить жизнь науке, безотл…гательный, вег…тарианец, вз…мать налоги,
редкос…ный экспонат, уча…ствовать в игре, ат…естат, кристал…ьный,
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.
1) И голосов нестройный гул теряется, и караван идет… звеня издалека… и… низвергаясь сквозь туманы… блестит и пенится река.
2) Метель кружит… засыпая глубоким снегом берег.
3) Мы долго стояли и глядели, как… выбегая из-под темного полога льда… вода встречалась с солнцем.
4) Трясогузки… раскачивая длинными хвостами… и… перескакивая с кочки на кочку… о чем-то весело переговаривались.
Задание 4. Расставьте и запомните место ударения в следующих словах, в затруднительном случае обратитесь к словарю:
Алфавит, баловать, вероисповедание, каталог, договор, досуг, запломбировать, иначе, квартал, красивее, маневр, мышление, облегчить, средства, эксперт, таможня, ходатайствовать, свекла, маркетинг, звонит, поняла, понял, поняло, поняли, обеспечение, творог, генезис.
Задание 5. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.
1. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 5. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Вариант 7.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, кладовая, ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария,
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный,
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.
1) К счастью… в стороне блеснул свет и помог мне выйти на дорогу.
2) Душа моя… я помню… с детских лет чудесного искала.
3) Однако… пора сказать несколько слов о том месте, куда мы приехали.
4) Оба работника сидели на меже… вероятно… раскуривая общую трубку.
Задание 4. Найдите ошибки в следующих предложениях, приведите исправленный вариант.
Следует отметить следующие особенности.
Устав после лекции, мне не работалось.
К осени аппетитные плоды появляются и на садовых деревьях: яблоня, вишня, груша, слива.
Дон Кихот был высок и худой.
В курсовых работах допускаются орфографические ошибки.
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: сто тридцатый километр, триста двадцать восемь карбюраторов.
Вариант 8.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, селянин, статуя,
ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник.
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.
1) Сидел рыбак веселый на берегу реки… и перед ним по ветру качались тростники.
2) Прошло несколько лет… и обстоятельства привели меня в те самые места.
3) У меня, я чувствовал, закипало на сердце… и поднимались к глазам слезы.
4) Ночью шел дождь… да порывами бил сырой, пронизывающий ветер.
Задание 4. Составьте сложносочиненные предложения с каждым из паронимов:
Дипломат – дипломант – дипломник, невежа – невежда, дружеский – дружественный.
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: семьсот шестьдесят три мотора, сорок девять лошадиных сил.
Вариант 9.
Задание 1. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный.
Задание 2. Воспользуйтесь любым учебником по русскому языку (например, Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М.: Высшая школа, 1993)и расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А.Линкольн).
Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф.Бэкон).
Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С.Моэм).
Речь состоящая из сухих слов и бесцветных выражений скучна и пресна как несоленый суп (Х.Леммерман).
Оставьте трех мужчин вместе после обеда и вы можете быть уверены что разговор зайдет о женщинах и что заведет его тот из них кто постарше (А.Дюма-сын).
Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы
(П.Буаст).
Задание 3. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.
1) Естественные науки… это науки о природе.
2) Знать язык лучше, чем сейчас, … моя мечта.
3) Обитатели Горюхина… большей частью роста среднего.
4) Чай пит… не дрова рубить.
Задание 4. Составьте сложносочиненные предложения с каждым из паронимов:
Безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть.
Задание 5. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.
1. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 2. Его охватило волнение, получив письмо от родителей. 3.Дойдя до реки, усталость овладела нами. 4. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 5. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки.
Вариант 10.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, крашение, кремень, ломота, маркетинг, мышление, некролог, немота, нормировать, обеспечение, озвучение, завсегдатай, заговор, задолго, заказник, знамение, знахарь, значимость.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура,
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.
1) Кругом были пни… да корявые стволы… да поросль.
2) Гул падающих стволов слышался… то справа… то слева… то позади.
3) По-моему, крестьянский мальчик… как только родится… так и начинает страстно мечтать прокатиться верхом на лошади.
4) Ничто… ни трудности наступления, ни сила, ни храбрость врага… не могло сломить непобедимого духа дивизии.
Задание 4. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: сто тридцатый километр, триста двадцать восемь карбюраторов.
Задание 5. Из литературных произведений выписать шесть предложений с прямой речью. Прямая речь должна быть в разных примерах в начале предложения, в середине и в конце.
Вариант 11.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая,
ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, факсимиле, щавель.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Из…ян, контр…мера, раз…уверить, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, контр…наступление, меж…областной, двух…актный.
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.
1) Солнце село, и на небе замерли… розовые от заката… облака.
2) Язык отражает глубокое знание жизни и природы… приобретенное человечеством.
3) Митя надел фуражку с кокардой и … торжествующий… радостный… выбежал на улицу.
4) Дом Дельвигов стал одним из самых любимых домов Пушкина в Петербурге, когда… освобожденный из ссылки… он появился там в мае 1827 года.
Задание 4. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.
1. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 2. Его охватило волнение, получив письмо от родителей. 3.Дойдя до реки, усталость овладела нами. 4. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 5. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки.
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: семьсот шестьдесят три мотора, сорок девять лошадиных сил.
Вариант 12.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Красивее, кухонный, ломовая, оптовый, избалованный, килограммовый, августовский, валовой, сливовый, тигровый, губчатый, единовременный,
грошовый, грушевый, переходный, погнутый, премированный, подростковый, примкнутый.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Ц…пленок, уча…ствовать, кон…юнктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опас…ность.
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.
1) У каждого народа есть своя святыня… место на родной земле, которое особенно дорого его сердцу и разуму.
2) П.Л. Капица… один из известнейших физиков двадцатого столетия… внес крупнейший вклад в исследование атомного ядра.
3) Путь мой шел мимо Бердской слободы… пристанища пугачевского.
4) Лишь я… таинственный певец… на берег выброшен грозою.
Задание 4. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.
1. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 2. Его охватило волнение, получив письмо от родителей. 3.Дойдя до реки, усталость овладела нами. 4. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 5. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки.
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: сто тридцатый километр, триста двадцать восемь карбюраторов.
Вариант 13.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Танцовщик, украинец, умерший, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Переписать набел…, поступить по…своему, дружба на…века, встретиться после…завтра, досто…нный награды, мел…щий муку работник, смышле…ый ребенок, некипячен…ая вода, вдумч…вый исследователь, вод…ные знаки, румян…ые лица, бессребрен…ик.
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.
1) У каждого народа есть своя святыня… место на родной земле, которое особенно дорого его сердцу и разуму.
2) П.Л. Капица… один из известнейших физиков двадцатого столетия… внес крупнейший вклад в исследование атомного ядра.
3) Путь мой шел мимо Бердской слободы… пристанища пугачевского.
4) Лишь я… таинственный певец… на берег выброшен грозою.
Задание 4. Приведите пять известных Вам крылатых выражений и дайте им объяснение.
Образец: нить Ариадны (способ, помогающий выйти из трудного положения).
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: семьсот шестьдесят три мотора, сорок девять лошадиных сил.
Вариант 14.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Факсимиле, щавель, кладовая, ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, , электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Власт…любие, промышленно…развитый регион, чугуно…литейный завод, гамма…лучи, единственный кормил…ц, маленький воробьишк…, шиповн…к, в ближнем зарубежь… , наслед…вать имущество, обеспеч…те порядок, уже смерка…тся, пчелы жал…т.
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами.
1) Меж тем… померкнув… степь уснула.
2) Путники услышали шум ручья и … приободрившись… двинулись вперед.
3) Осветив черепицу на крыше… и согрев древесину сосны… поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
4) Дождь прошумел… омыв землю щедрыми струями…и… уступая место разгорающемуся рассвету… затих.
Задание 4. Составьте сложноподчиненные предложения с каждым из паронимов:
безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть.
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: сто девяносто километров, четыреста пять карбюраторов.
Вариант 15.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, пломбировать, премировать, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, рассердиться, убыстрить,
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник.
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.
1) Вы отгадаете… конечно… кто этот гость нежданный был?
2) По пророчеству метеорологов… должны были пройти дожди, но все дни стояла «великая сушь».
3) Он любил жизнь, и… видимо… жизнь его тоже любила.
4) Однако… загадка эта должна была вскоре разрешиться.
Задание 4. Составьте сложносочиненные предложения с каждым из паронимов:
безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть, дипломат – дипломант – дипломник, невежа –невежда, дружеский – дружественный.
Задание 5. Из литературных произведений выписать пять предложений с прямой речью.
Вариант 16.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Мышление, некролог, немота, нормировать, обеспечение, озвучение, завсегдатай, заговор, задолго, заказник, знамение, знахарь, значимость,изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, крашение, кремень, ломота, маркетинг.
Задание 2. Вставьте, где нужно, пропущенную букву.
Солом…нка, много вишен…, нищ…та, жить в общежитии… ,оборуд…вать помещение, поля стел…тся, пове…ло холодом, не ссор…тесь друг с другом, восприимч…вый, масл…ное пятно, песчан…ая отмель, беспридан…ица, рокоч…щий гул, крепко насто…нный чай, ломан…ая линия, тяжелоранен…ый солдат.
Задание 3. Приведите пять известных Вам крылатых выражений и дайте им объяснение.
Образец: нить Ариадны (способ, помогающий выйти из трудного положения).
Задание 4. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.
1) Землю подсушил мороз… и запорошило первым нежным снегом.
2) Там, в море, паруса плутали… и непричастные жаре медлительно цвели платаны и осыпались в декабре.
3) Сосна светолюбива… и ее крона на стройном стволе словно распластана в высоком небе.
4) Кто сосед мой одинокий… и о чем тоскует он?
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: семьсот шестьдесят три мотора, сорок девять лошадиных сил.
Вариант 17.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить,
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Интересоваться изредк…, сыграть в…ничью, отложить на…завтра, связать крепко…накрепко, иметь в…виду, в…следствие болезни, поступить точно так…же, в…течение шести лет, пок…яние, бл…стать красноречием, интелл…гентный человек, доблес…ный труд, студен…чество, тер…аса, миллиграм… .
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях.
1) Там… где на Землю падает полутень Луны… наблюдается частичное затмение Солнца.
2) Кажется… что… если вглядеться в аквамарин… то увидишь тихое море с водой цвета звезд.
3) Для того… чтобы волны не могли залить судно… все люки были наглухо закрыты.
4) Хорошо сидеть одному в поле, слушая… как радостно щебечут птицы… и … как где-то далеко звенит колокольчик проезжей тройки.
Задание 4. Приведите пять известных Вам крылатых выражений и дайте им объяснение.
Образец: нить Ариадны (способ, помогающий выйти из трудного положения).
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: сто девяносто километров, четыреста пять карбюраторов.
Вариант 18.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Мышление, нормировать, обеспечение, озвучение, завсегдатай, заговор, задолго, заказник, знамение, значимость, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, пломбировать, премировать
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Ин..екция, бур…ян, летняя кухон…ка, шиповник колюч… ,ни…провергать авторитеты, бес…чувсвенный, пр…возмочь усталость, пр…вратности судьбы, щ…лочь, дириж…р, растуш…вка, шуба из ц…гейки, поступить точно так…же, в…течение шести лет.
Задание 3. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть, дипломат – дипломант – дипломник, невежа –невежда, дружеский – дружественный.
Задание 4. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: семьсот шестьдесят три мотора, сорок девять лошадиных сил.
Задание 5. Из литературных произведений выписать пять предложений с прямой речью.
Вариант 19.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Обезуметь, облегчить, плесневеть, пломбировать, премировать, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать.
Задание 2. Из литературных произведений выпишите 5 предложений с обращениями.
Задание 3. Сгруппируйте предложения: А – простые; Б – сложносочиненные; В – сложноподчиненные; Г – бессоюзные.
1. Работали парами, заработок был общим и делился пополам. 2. Начальник дорожного управления сидел за столом, расстегнув китель и растирая воротником красный след, опоясывающий круглую белую шею. 3. Бригада была выстроена перед началом работы, и вдоль рядов ходил какой-то толстый человек в оленьей шапке (В. Шаламов). 4. Саша пробовал жевать смолу, чтобы поменьше курить. 5. Иногда в какой-нибудь фразе почудится вдруг что-то теплое, дорогое. (А.Рыбаков). 6. Самое трудное – быть пасынком времени (В.Гроссман). 7. Какие все же удивительные у него глаза; не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В.Шукшин).
Задание 4.
Приведите пять известных Вам крылатых выражений и дайте им объяснение.
Образец: нить Ариадны (способ, помогающий выйти из трудного положения).
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: восемьсот пятьдесят подшипников, сорок шестой коленвал.
Вариант 20.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, тигровый, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, процент, псевдоним.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Счас…ливый, страс…ный, опс…ность. ц…пленок, уча…ствовать, кон…юнктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище.
Задание 3. Напишите автобиографию и заявление о приеме на работу (название организации, имя руководителя – по Вашему выбору).
Задание 4. Воспользуйтесь любым учебником по русскому языку (например, Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М.: Высшая школа, 1993) и расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А.Линкольн).
Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф.Бэкон).
Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С.Моэм).
Речь состоящая из сухих слов и бесцветных выражений скучна и пресна как несоленый суп (Х.Леммерман).
Оставьте трех мужчин вместе после обеда и вы можете быть уверены что разговор зайдет о женщинах и что заведет его тот из них кто постарше (А.Дюма-сын).
Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы
(П.Буаст).
Задание 5. Из литературных произведений выпишите 5 предложений с подчинением и сочинением.
Вариант 21.
Задание 1. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный.
Задание 2. Воспользуйтесь любым учебником по русскому языку (например, Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М.: Высшая школа, 1993)и расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А.Линкольн).
Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф.Бэкон).
Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С.Моэм).
Речь состоящая из сухих слов и бесцветных выражений скучна и пресна как несоленый суп (Х.Леммерман).
Оставьте трех мужчин вместе после обеда и вы можете быть уверены что разговор зайдет о женщинах и что заведет его тот из них кто постарше (А.Дюма-сын).
Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы
(П.Буаст).
Задание 3. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.
1) Естественные науки… это науки о природе.
2) Знать язык лучше, чем сейчас, … моя мечта.
3) Обитатели Горюхина… большей частью роста среднего.
4) Чай пит… не дрова рубить.
Задание 4. Составьте сложносочиненные предложения с каждым из паронимов:
Безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть.
Задание 5. Укажите речевые ошибки. Перепишите в исправленном виде.
Это был первый дебют начинающего актера.
Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку.
Сверх плана в истекшем квартале было сдано много сверхплановой продукции.
Избиратели выдвинули кандидатуру самого достойного человека.
Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
Вариант 22.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, крашение, кремень, ломота, маркетинг, мышление, некролог, немота, нормировать, обеспечение, озвучение, завсегдатай, заговор, задолго, заказник, знамение, знахарь, значимость.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура,
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.
1) Кругом были пни… да корявые стволы… да поросль.
2) Гул падающих стволов слышался… то справа… то слева… то позади.
3) По-моему, крестьянский мальчик… как только родится… так и начинает страстно мечтать прокатиться верхом на лошади.
4) Ничто… ни трудности наступления, ни сила, ни храбрость врага… не могло сломить непобедимого духа дивизии.
Задание 4. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: двести тридцать восемь кирпичей, девятьсот двадцать восемь компьютеров.
Задание 5. Из литературных произведений выписать шесть предложений с прямой речью. Прямая речь должна быть в разных примерах в начале предложения, в середине и в конце.
Вариант 23.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, селянин, статуя,
ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник.
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.
1) Сидел рыбак веселый на берегу реки… и перед ним по ветру качались тростники.
2) Прошло несколько лет… и обстоятельства привели меня в те самые места.
3) У меня, я чувствовал, закипало на сердце… и поднимались к глазам слезы.
4) Ночью шел дождь… да порывами бил сырой, пронизывающий ветер.
Задание 4. Составьте сложносочиненные предложения с каждым из паронимов:
Дипломат – дипломант – дипломник, невежа – невежда, дружеский – дружественный.
Задание 5. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: девятьсот шестьдесят четыре колеса, восемьсот девять лошадиных сил.
Вариант 24.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить,
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Интересоваться изредк…, сыграть в…ничью, отложить на…завтра, связать крепко…накрепко, иметь в…виду, в…следствие болезни, поступить точно так…же, в…течение шести лет, пок…яние, бл…стать красноречием, интелл…гентный человек, доблес…ный труд, студен…чество, тер…аса, миллиграм… .
Задание 3. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях.
1) Там… где на Землю падает полутень Луны… наблюдается частичное затмение Солнца.
2) Кажется… что… если вглядеться в аквамарин… то увидишь тихое море с водой цвета звезд.
3) Для того… чтобы волны не могли залить судно… все люки были наглухо закрыты.
4) Хорошо сидеть одному в поле, слушая… как радостно щебечут птицы… и … как где-то далеко звенит колокольчик проезжей тройки.
Задание 4. Приведите пять известных Вам крылатых выражений и дайте им объяснение.
Образец: нить Ариадны (способ, помогающий выйти из трудного положения)
Вариант 25.
Задание 1. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:
Августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, единовременный, избалованный, килограммовый, красивее, кухонный, ломовая, оптовый, переходный, погнутый, премированный, подростковый, примкнутый, сливовый, тигровый.
Задание 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Посв…тить жизнь науке, безотл…гательный, вег…тарианец, вз…мать налоги,
редкос…ный экспонат, уча…ствовать в игре, ат…естат, кристал…ьный, раз..емный, четырех…осный, п…едестал, камен…щик, бе…смертный, бе…полезный, пр…дать огласке, вступать в пр…рекания.
Задание 3. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями.
С созданием – созданием; при помощи – с помощью; благодаря – из-за; в целях – с целью; иметь значение для – играть роль.
Задание 4. Приведите пять известных Вам крылатых выражений и дайте им объяснение.
Образец: нить Ариадны (способ, помогающий выйти из трудного положения).
Задание 5. Составьте сложносочиненные предложения с каждым из паронимов:
Доброта – добротность, надеть – одеть, дипломат – дипломант – дипломник, невежа –невежда.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
По итогам изучения дисциплины русский язык и культура речи проводится дифференцированный зачет:
- зачет принимает преподаватель дисциплины;
- сдача зачета проводится в часы и дни, установленные по расписанию;
- к зачету допускают студентов, полностью выполнивших все работы, установленные рабочей программой;
- готовность работ определяется наличием положительной рецензии преподавателя.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
1. Язык и речь, отличия речи от языка. Основные речевые понятия.
2. Основные единицы языка: слово, словосочетание, предложение.
3. Русский язык как инструмент межнационального общения на территории России и бывших советских республик.
4. Культура речи как неотъемлемая часть культуры личности: почему важно говорить и писать правильно.
5. Речь в сферах межличностного и социального общения: отличительные особенности.
6. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.
7. Лексическая составляющая языка как основа грамотности и точности выражения мысли.
8. Богатство выразительных и изобразительных средств русского языка (лексические и синтаксические средства).
9. Устная речь, особенности подготовленной и неподготовленной устной речи.
10. Письменная речь, ее отличие от устной формы речи.
11. Структура высказывания (синтагма, тембр и темп речи, мелодика, интонация, типы ударения).
12. Функционально-смысловые типы речи: повествование.
13. Функционально-смысловые типы речи: рассуждение.
14. Функционально-смысловые типы речи: описание.
15. Функциональный стиль речи: научный.
16. Функциональный стиль речи: официально-деловой.
17. Функциональный стиль речи: публицистический.
18. Функциональный стиль речи: стиль художественной литературы.
19. Функциональный стиль речи: разговорно-бытовой.
20. Общая характеристика спора. Дискуссия и полемика как виды спора.
21. Логические и социально-психологические аспекты спора.
22. Служебное общение, виды деловых бесед.
23. Деловые переговоры. Правила делового этикета.
24. Виды служебной документации.
25. Требования к оформлению служебной документации.
26. Источники и причины засорения речи.
27. История ораторского искусства.
28. Оратор и его аудитория.
29. Речь как средство коммуникации.
30. Этикетные формулы русского языка.
Основная литература:
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2010. - 320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. – М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.
4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009. 224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
Дополнительная литература:
5.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.
2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.
3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.
4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.
5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.
8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.
Интернет-ресурсы:
1. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
3. Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
4. Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
5. Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
6. Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
7. Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
8. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
9. Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
10. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
11. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
12. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
13. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
14. Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
15. Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru
Ярайкина Марина Евгеньевна
Методические указания
по выполнению контрольных заданий
студентами заочной формы обучения