Коммуникативные качества хорошей речи.
Министерство науки и образования РФ
Тольяттинский государственный университет
О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Горбунова
Русский язык и культура речи
Рабочая тетрадь для самостоятельной
Работы студента
Модуль 2
Тольятти – 2010
Каменская О.Г. Русский язык и культура речи: рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов / О.Г.Каменская, Р.А. Кан, Е.Т.Горбунова. – Тольятти, 2010. –
Рабочая тетрадь по курсу «Русский язык и культура речи» содержит задания для работы студентов как в аудитории, так и самостоятельной работы дома. Форма тетради позволяет студентам экономить время и выполнять максимальное количество заданий.
Тематически рабочая тетрадь построена аналогично учебному пособию, т.е. весь курс разделен на 3 модуля, теоретический материал повторяется с помощью схем, приведенных в начале темы, или студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов. В тетради приводятся различные виды заданий. В конце каждого занятия студент выполняет самостоятельную работу. Каждое задание имеет условное обозначение, что помогает разнообразить само выполнение заданий.
Рекомендована к изданию экспертным советом по образовательным технологиям Тольяттинского государственного университета.
Содержание
Условные обозначения……………………………………………………………………………4
Тема 1-2. Коммуникативные качества речи……………………………………….5
Тема 3. Функциональные стили современного русского языка. Особенности разговорного и художественного стилей речи………….16
Тема 4. Официально-деловой стиль речи. Особенности официально-делового стиля речи ……………………………………………………………………………..23
Тема 5. Культура официально-деловой речи. Речь делового человека………………………………………………………………………………………………….31
Тема 6. Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля речи…………………………………………………………40
Условные обозначения
Практические задания
Задания по выбору
Творческие задания
Задания на время.
Проверим грамотность!
Поработаем со словарем!
Тестовые задания
Самостоятельная работа
Деловые игры
Задания со словарем!
Занимательные задания
Тема 1-2
Коммуникативные качества хорошей речи.
Задание 1. Ответьте на вопросы
1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание?_______________________________________________________
2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?___________________________
3. Какое коммуникативное качество речи предполагает отсутствие в ней языковых элементов, которые чужды литературному языку, а также тех слов и оборотов, которые отвергаются нормами нравственности?
Задание 2. Дайте дефиниции данных терминов
1. Выразительность речи - __________________________________________
2. Богатство речи-_________________________________________________
3. Уместность речи-________________________________________________
Уместность речи бывает:
Задание 3. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях?
1. Я просмотрела этот сериал.____________________________________
2. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю___________________________________________________
3. Учитель отобрал несколько книг.________________________________
4. Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь._________________________
5. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт._____________________________________________________
6. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя.________________________________________________________
7. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. ___________________________________________________________
8. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата._____________________________________________________
9. Террористов надо мочить без жалости.____________________________
10. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ._______________________________________________________
11. Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. ___________________________________________________________
12. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе. ___________________________________________________________
Задание 4. Укажите, какие логические ошибки допущены в данных доказательствах и утверждениях.
1. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам:
· конференции должны готовиться заранее;
· доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться научными руководителями;
· следует назначать ответственных за проведение заседаний секции.________________________________________________________
2. Победителями этой олимпиады будут, конечно, тольяттинцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают у себя дома, а дома, как известно, побеждать легче._______________________________
3. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июня, так как профсоюз мне выделил горящую путевку в дом отдыха.
4. Я думаю, мы придем к консенсусу, хотя это решение окончательное и обсуждению не подлежит.________________________________________
5. Умерев, он завещал продолжить начатое им дело.____________________
6. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками.____________
7. Он учился на тройки, и поэтому его рекомендовали в аспирантуру.____________________________________________________
Задание 5. Что является причиной нарушения логичности речи в данных предложениях?
1. В марафоне приняли участие школьники, студенты и рабочий класс.________________________________________________________
2. Я никогда не видела жирафа, только в зоопарке.___________________
3. Отец облокотился спиной к стене и тяжело дышал. _________________
4. В этом отделе продавались крупы, макаронные изделия и бакалея.______________________________________________________
5. Сюжеты многих восточных сказок перекликаются со сказками европейскими._________________________________________________
6. Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.______________
7. Он вернулся домой с ребенком и насморком. ______________________
8. Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.______________________________________________
9. В самолете одни русские и сибиряки._____________________________
10. В нашем кафе можно провести все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды. ____________________________________________________
Задание 6. Определите причину нарушения точности речи в данных предложениях.
1. Атом неделим. _______________________________________________
2. Затмение месяца происходит периодически._______________________
3. Он является председателем комитета по защите здоровья Госдумы РФ. _____________________________________________________________
4. Я хочу продолжить семейную династию и стать офицером.____________________________________________________
5. Это была очень длинная коса.____________________________________
6. Большинство времени он проводил в разъездах.____________________
7. Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства..____________________________________________
8. И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване._______________________________________________________
9. Участники митинга строго обсудили террористов.__________________
10. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. _____________________________________________________________
11. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею.__________________________________________________________
12. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели._______________________________________________________
Задание 7.Исправьте данные предложения, устранив двусмысленность. Рядом укажите причину возникновения двусмысленности.
1. Я думаю, что нам придется оставить этот вариант проекта.___________________________________________________________
2. Подойди к этой девушке в шляпе, она даст тебе книгу.________________
3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.___________________________________________________________
4. Многие кремы утверждают, что борются с возрастными изменениями кожи._____________________________________________________________
5. Поздравление ректора будет вторым пунктом собрания.__________________________________________________________
6. Общественные контролеры передали прокурору акт, который сейчас принимает меры. __________________________________________________
7. Пшеница, овес и рожь относятся к злачным растениям. ______________
8. Продается собака. Ест любое мясо. Очень любит маленьких детей._____________________________________________________________
9. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. ________________________________________________________________
10. Столяр сделал стол из дуба с тремя ножками._________________________
Задание 8. В каждом словосочетании замените слово «много» синонимичным существительным, передающим это значение множества. Постарайтесь не повторять одно и то же слово.
Много книг -
много дел -
много комаров -
много мыслей -
много улыбок -
много счастья -
много флагов -
много рук -
много предложений –
Задание 9. Определите причину нарушения чистоты речи в данных предложениях.
1. Профицит бюджета позволит увеличить ассигнования в виде субвенций и трансфертов дотируемым территориям._____________________
2. Целиком и полностью одобряю ваш план перепланировки квартиры._________________________________________________________
3. Малява должна дойти вовремя.__________________________________
4. В семье я никак не достигну консенсуса.________________________________________________________
5. Нам не нужно ни перед кем, то есть, значит, как бы расшаркиваться.____________________________________________________
6. Это что: разборки в берлоге или решение конституционных вопросов?__________________________________________________________
7. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.______________________________________________________
8. Те продукты, которые ложат на стол, входят в понятие «продуктовая корзина».__________________________________________________________ 9. Баз находится на самом юру. ______________________________________
Задание 10. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 10 минут подберите и запишите как можно больше слов с корнями «добро» и «благо», а потом подсчитайте их количество. Оцените, насколько разнообразны подобранные вами слова (по составу, по частям речи, по суффиксам и т.д.)
Добро_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Благо_______________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Задание 11. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 5 минут подберите синонимы к данным словам:
консалтинговый____________________________________________________
эксклюзивный______________________________________________________
компетентный______________________________________________________
интеллигентный____________________________________________________
консенсус__________________________________________________________
презентация_______________________________________________________
коалиция__________________________________________________________
коммивояжёр______________________________________________________
конфронтация______________________________________________________
ратифицировать____________________________________________________
адаптировать_______________________________________________________
завуалировать______________________________________________________
регламентировать__________________________________________________
Задание 12. Укажите, какая уместность речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая) нарушена в данных ситуациях.
1. Выступая перед учениками первых классов с лекцией о необходимости охраны окружающей среды, лектор использует такие научные термины, как «техногенный риск», «человеческий фактор», «озоновая дыра» и т.д.____________________________________________________________
2. Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные или жаргонные слова.______________________________________________
3. Вы встречаете коллегу, у которого недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих радостях._____________________________________________________
4. Вы – преподаватель, приходите с лекцией к студентам и, вместо лекции, рассказываете им веселые истории из своей жизни._________________________________________________________
5. Вы – начальник, и, приходя домой, разговариваете со своими родными так же, как на работе.____________________________________________
6. Научный руководитель объясняет Вам, как работать над курсовой работой, и сыплет терминами, не объясняя их значения.
7. Вы пишете письмо другу и обращаетесь к нему: «Уважаемый друг! Выражаю благодарность за то, что ответил мне. Довожу до твоего сведения…»____________________________________________________
8. Вы знаете, что Ваша подруга сильно переживает из-за своей фигуры, однако Вы любой разговор обязательно переводите на эту тему.
Задание 13. Определите, какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных текстах, представляющих официально-деловой стиль.
1. Текст заявления руководителю администрации поселка. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.___________________________
2. Текст поздравления юбиляру. Уважаемая Ирина Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем! 50 лет – это не возраст. Желаем Вам расти и дальше!___________________________________________________________
3. Текст приглашения. Уважаемый Семен Яковлевич! Приглашаем Вас на конференцию, посвященную юбилею нашего университета! В конференции принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Будет классная тусовка! Оргкомитет.________________________________
4. Текст объяснительной записки студента декану. Я пропустил неделю занятий. Прошу меня извинить, но на это были причины личного характера, о которых я, к сожалению, Вам сказать не могу, но клянусь, что это очень уважительная причина, и, если бы я мог сказать, Вы бы меня извинили. Студент Прохоров Б.Ю. ____________________________________________
5. Текст доверенности. Прошу выдать мою заработную плату моему другу Петрову И.В., так как он мой друг и я ему доверяю. Я уверен, что он меня не обманет. Сидоров Т.Б.____________________________________
6. Текст выступления на защите дипломной работы. Я выношу благодарность своему научному руководителю, Сан Санычу, чьи советы и замечания помогли мне выполнить данную работу на должном уровне._________________________________________________________
Задание 14. Определите по словарю, какие значения имеют данные префиксы. Приведите слова с этими префиксами.
Префикс | Значение | Слово |
Анти- | ||
Би- | ||
Де- | ||
Инфра- | ||
Контр- | ||
Нео- | ||
Поли- | ||
Ре- | ||
Квази- | ||
Макро- | ||
Микро- | ||
Суб- | ||
Уни- | ||
Экстра- |
Самостоятельная работа
Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную.
Дис...танция, дис...идент, дис...ертация, дис...онанс, гал...ерея, дес...ерт, дес...ант, кор...онация, кор...нишон.
Поработаем со словами! Отнесите слова с соответствующими им значениями. Внимание! Среди данных слов есть многозначные!