Культура Рима в период Республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. — восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533—510/509 до н.э.). Рим становится ари­стократической рабовладельческой республикой. Период ранней Республики охватывает VI—III вв. до н.э., в это время Риму удает­ся подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приоб­щение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начи­нают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита грече­ским, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сена­торов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра — по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшие­ся профессиональными артистами.

Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в III—I вв. до н.э. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Ри­ма) и превращение Греции и Македонии в римские провинции.

К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземно­морской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка — начинаются граж­данские войны, приведшие к падению Республики. Временная во­енная диктатура (например, Суллы (138—78 до н. э.) или Цезаря (102 или 100—44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом — наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на рим­скую религию начала оказывать греческая. Римские боги отожде­ствляются с греческими: Юпитер — с Зевсом, Нептун — с Посей­доном, Плутон — с Аидом, Марс — с Аресом, Юнона — с Герой, Минерва — с Афиной, Церера — с Деметрой, Венера — с Афроди­той, Вулкан — с Гефестом, Меркурий — с Гермесом, Диана — с Ар­темидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя ли­цами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги — Лары, Гении, Пена­ты. В богах римляне персонифицировали природные и общест­венные явления, а также абстрактные понятия: Фортуна (Удача), Виктория (Победа). Следует отметить, что римский пантеон ни­когда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Греческая литература, наряду с народным италийским творче­ством, оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был вольноотпу­щенный греческий раб Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, («Одиссею» Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Ливий Андроник был и композитором и руководил исполнением культовых хоровых песен.

Крупнейший римский писатель этого времени — Плавт (сер. III в. — 184 до н.э.): ему приписывают создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. В его комедиях нашли отражение рим­ские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие проис­ходит в греческих городах. Комедии Плавта были первыми пьеса­ми с ярким римским юмором и сочным латинским языком.

Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 195— 159 до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использо­вать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авто­ров, особенно Менандра. Греческая трагедия с ее идеями трагиче­ской вины и неизбежного рока не нашла отклика у римлян, живу­щим по четким нормам права. Римская трагедия всегда была под­ражательной, слабо связанной с реальной действительностью. Зна­чительную роль в римской трагедии играл хор, затем уступивший сольному пению.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в до н.э. Среди многих поэтов того времени особое место зани­мают Лукреций и Катулл. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принад­лежит философская поэма «О природе вещей», излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87—54 до н.э.) был мастером лирической по­эзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описы­ваются различные человеческие чувства.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего (234—149 до н.э.) «О сельской хозяйстве». За­тем Катон написал на латинском языке историю Рима

Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы перио­да поздней Республики были Варрон и Цицерон. Главное произве­дение Варрона (116—27 до н.э.) «Древности дел божеских и человеческих» — своеобразная историческая, географическая и религиозная эн­циклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грам­матические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения.

Цицерон (106—43 до н.э.) был выдающимся государственным деятелем, непревзойденным оратором, юристом, знатоком фило­софии, замечательным писателем. В своих философских произве­дениях он стремился приобщить римлян на их родном языке к ценностям греческой философии. Он пытался связать риторику и философию, поставив их на службу государства. Для всех после­дующих поколений классическая проза Цицерона служила недо­сягаемым образцом.

Римская историография служила, прежде всего, целям полити­ческой пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внут­ренней политики Рима. Наибольший вклад в развитие историо­графии периода Республики внесли Саллюстий (86 — ок. 35 до н.э.) — «Заговор Катилины», «Югуртинская война» и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь (102 или 100—44 до н.э.) — сЗаписки о галльской войне».

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской фи­лософии — наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зда­ний, множество украшений, стремление к строгой симметрии, ин­терес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преиму­щественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. до н. э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструк­ции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где со­вершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где уст­раивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнова­ния колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфаль­ная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровожда­лось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материаль­ными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве гре­ческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Страсть к коллекционированию, любовь к ук­рашательству и просто снобизм превратили Рим в музей грече­ского искусства. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй.

Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в об­ласти реалистического портрета римляне, использовавшие этрус­ские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами бы­ли созданы тип статуи «тогатус», изображавший оратора в тоге, и такая скульптурная форма, как портретные скульптурные бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью об­разов. Это было время культа героев: во всех общественных местах воздвигались статуи и бюсты правителей, военачальников, фило­софов. Во II—I вв. до н.э. были созданы такие превосходные рабо­ты, как «Брут», «Opamop», бюсты Цицерона и Цезаря.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, лю­бовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня дос­тигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона). Римский архитектор Витрувий (2-я пол. I в. до н.э.) написал трактат «Об архитектуре».

В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон.

Большое развитие получила юриспруденция — наука о праве. Одно из величайших достижений Древнего Рима — римское пра­во. Древнейшая письменная фиксация римского права — Законы 12 таблиц (451—450 до н.э.). Эти законы были выставлены на фо­руме, однако плита с их текстом была уничтожена в 387 г. до н.э. во время нападения галлов на Рим. Первые правоведческие иссле­дования появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. уже сущест­вовала обширная юридическая литература. Великими юристами были Сальвий Юлиан, Гай Папиниан, Ульпиан, Павел.

Наши рекомендации