Скульптура, изображающая мертвеца в стене Сен-Жерве-Сен-Проте (Церковь Святых Гервасия и Протасия) в Жизоре. 1526 год.
Фрагмент уничтоженной скульптуры, изображавшей мертвеца. 15 в. Франция.
Справа: Фрагмент утраченного надгробия на бронзе Томаса Эннета, 1577 год, Лоувестофт, Саффолк, изображающее Смерть, поражающую свою жертву стрелой.
Собор в Альбинаке - прекрасное готическое сооружение, посвящённое св. Року и являющееся памятником XV века. Статуя, изображающая Смерть, располагается слева, на входе в хор. Одетый в саван скелет сжимает в костлявых руках алебарду. Скрещенные ноги выделывают нечто вроде танцевального па. Наиболее поразительная деталь, без сомнения, распоротый живот, позволяющий видеть кишечник. Мертвец, кажется, поддерживает живот руками, не позволяя внутренностям вывалиться на землю – довольно ужасающая деталь!
Некогда статуя была покрыта дополнительной лепниной и толстым слоем краски, как это можно видеть на рисунке справа, но в настоящее время она полностью очищена.
Во времена господства готического стиля, искусство сумело достичь определённой степени натурализма, который обеспечивал точную передачу строения человеческого тела, как живого, так и мёртвого. Мотив разложения мёртвых тел в изобилии присутствует в искусстве позднего Средневековья. Например, итальянские картины уже в XIV веке, показывали этот процесс в крайне излишних подробностях. Можно отчетливо увидеть три степени разложения тела на изображении «Триумфа Смерти» на фреске из Пизы.
Рельефное изображение анку на стене часовни – оссуария при церкви св. Иосифа в Плудири, провинция Финистер, Бретань, Франция
Рельефное изображение анку на стене часовни – оссуария при церкви св. Иосифа в Плудири, провинция Финистер, Бретань, Франция
Анку (брет. ankou) — образ смерти в бретонской мифологии.
В фольклоре жителей полуострова Бретань предвестник смерти. Обычно анку становится человек, умерший в том или ином поселении последним в году. Является анку в облике высокого изможденного человека с длинными белыми волосами и пустыми глазницами; он одет в черный плащ и черную широкополую шляпу. Этот человек везёт похоронную повозку, запряженную скелетами лошадей. Иногда анку принимает облик скелета. Он достаточно опасен - согласно легенде, тот, кто встретит Анку, умрёт через два года; человек, встретивший Анку в полночь, умрёт в течение месяца.
Рельеф над каменной чашей для стока дождевой воды на стене часовни - оссуария при церкви Сент- Ив, Ля Рош – Морис, Финистер, Бретань, Франция.
Оссуарий (позднелат. ossuarium, от лат. os, род. падеж ossis — кость), вместилище для захоронения костей покойников. Католические оссуарии, как правило, представляют собой открытое хранение костей в склепах или часовнях. Обычно, это мера, позволяющая экономить место на кладбищах.
Популярность темы «Пляски Смерти» отразилась и в появлении на надгробных памятниках зловещей фигуры, олицетворяющей человеческую смерть. Скелет с дротиком иногда символизировал напоминание о бренности земного существования (memento mori) в некоторых композициях, таких, например, как в Даултинге и Веллингтоне, но можно встретить изображение смерти, поражающей или атакующей конкретного покойного, как на надгробных памятниках в Нювкапелле (Бельгия), Лауэстофте, Хансдоне и Шептон Моллете. Необычным и наиболее ранним произведением на эту тему является бронзовая надгробная плита Джона Рудинга в Бигглзуэйде, на которой Смерть обращается к зрителю с латинской фразой о том, что никто - ни король, ни герцог, принц или священник, не избежит этой участи – явное обращение к сюжету «Пляски Смерти».