Культурно-досуговых учреждений

культурно-досуговых учреждений - student2.ru

В то же время 38,2% опрошенных считают, что для начальников характерен особый стиль поведения, они выглядят и ведут себя не так как подчиненные. 26,6% респондентов согласны с тем, что начальники и подчиненные недолюбливают друг друга (Таблица 13). Это свидетельствует о промежуточном типе («средней») дистанции власти в культурно-досуговых учреждениях: соединении демократического стиля управления (малой дистанции власти) с элементами автократического стиля управления (большой дистанции власти).

По показателю «Избежание неопределенности» культура исследуемых учреждений отличается достаточно малым коэффициентом неопределенности (-0,359). Об этом говорит тот факт, что большинство респондентов (55,7%) для пользы дела готовы рисковать и считают, что в их учреждениях принято обсуждать варианты решений и прислушиваться к новым необычным мнениям (51,37%).

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос "В какой степени Вы согласны со следующими высказываниями" (в % к числу опрошенных)
№ п/п Высказывания да Затрудняюсь ответить нет  
начальники выглядят и ведут себя так же, как и их подчиненные 21,6 40,1 38,2
ощущаешь себя как в семье 30,2 38,1 31,8
все стараются избегать конкуренции и конфликтов 49,2 35,5 15,4
можно напрямую обсуждать возникающие проблемы со своим начальством 46,7 30,7 22,6
иногда ради пользы дела требуется рисковать 55,7 36,5 7,9
руководители - в основном мужчины, а секретари- женщины 32,2 29,7 38,1
принимая решения, каждый старается заручиться советом и поддержкой коллег 47,0 38,7 14,3
очень высоко ценится взаимная помощь коллег друг другу 61,0 26,3 12,7
приказы и распоряжения начальства никогда не обсуждаются 34,5 41,6 23,9
принято тяжело и много работать 37,9 38,2 24,0
мужчины демонстрируют настойчивость и инициативу, а женщины – готовность поддержать и помочь 18,5 45,5 36,1
отношения строятся по принципу деловых 45,6 35,4 19,0
принято обсуждать варианты решения и прислушиваться к необычным новым мнениям 51,3 33,2 15,5
работа для людей – не главное в их жизни 22,9 47,6 29,5
начальники и подчиненные недолюбливают друг друга 26,6 43,4 30,0
у каждого свои интересы 36,5 39,6 23,9

В тоже время в этих организациях чувствуется и определенное стремление к максимальному уменьшению неопределенности: 37,9% опрошенных готовы тяжело и много работать, чтобы добиться продвижения по службе и 49,2% готовы избегать конфликтов и прямой конкуренции, чтобы не потерять работу.

По признаку «индивидуализм-коллективизм» культура исследуемой группы характеризуется равным соотношением индивидуализма с коллективизмом с доминированием индивидуализма над коллективизмом (0,081). Это выражается в частности в функционировании отношений внутри организаций по принципу «деловых» (45,6% опрошенных) и преследовании каждым своих индивидуальных целей (36,5%). Лишь часть респондентов (30,2%) отметила, что ощущает себя в своей организации как в семье, а другая часть (31,8%), не ощущает себя в организации как в семье или затрудняется с ответом (38,1%). В то же время 47,0% при принятии решения стремятся заручиться поддержкой коллег.

По показателю «маскулинность-фемининность» культура исследуемых организаций достаточно сильно смещена в сторону феминизма (0,652). Под маскулинностью мы понимаем жизненные ценности, обычно выделяемыми мужчинами: настойчивость, утвердительность, стремление к победе, риск и т.п. Для фемининного полюса, отражающего ценностные ориентации женщин, характерно заостренное внимание на качестве жизни, хороших отношениях с людьми, теплой атмосфере, взаимопомощи и и.п. Более половины опрошенных (61,0%) высоко ценят взаимную помощь коллег друг другу. Это свидетельствует о достаточно хорошем социально-психологическом климате в организации. В тоже время 38,1% не согласны с тем, что в их организациях руководители – в основном мужчины, а секретари – женщины. Это говорит о том, что в рассматриваемых организациях не достаточно выражено разделение гендерных ролей. На эту мысль наводит и то, что 36,1% специалистов не подтвердили высказывание, что мужчины всегда демонстрируют настойчивость и инициативу, а женщины – готовность поддержать и помочь (45,5% затруднились с ответом). По-видимому, это говорит об излишней бюрократизации и безынициативности многих руководителей, непонимании поставленных целей и миссии организации. С тем, что работа не является главным в их жизни согласны 22,9% респондентов, 47,6% затруднились ответить на этот вопрос, 29,6% ответили отрицательно (Таблица 3).

Таким образом, в культурно-досуговых учреждениях довольно четко обозначено неравенство ролей, а иерархическое руководство ориентируется на удобный для сотрудников стиль управления, право первенствует по отношению к силе, руководители доступны, для изменения существующей иерархии достаточно перераспределения власти; между управляющей и управляемой системами существует скрытая гармония, а между рядовыми работниками достаточно часто солидарность в решении определенных вопросов. В организациях с подобным профилем организационной культуры руководители ориентированы на людей и придерживаются гибкого стиля управления, готовы принимать рискованные решения и брать всю полноту ответственности на себя. В то же время присутствует определенная доля сопротивляемости изменениям и стремлениям как можно дольше оставаться на одном рабочем месте.

Социальные связи внутри культурно-досуговых учреждений характеризуются определенной дистанцированностью, хотя существует определенная ситуативная либо эпизодическая сплоченность коллектива. Организация не достаточно сильно влияет на самочувствие своих служащих, функционирование ее осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого члена.

Выраженный феминизм организационной культуры отражает мотивационную направленность исследуемых организаций на выполнение заданий, а не на достижение поставленных целей. Решение принимается с опорой на интуицию. Важным в организациях является качество жизни, а не успех. Солидарность приветствуется в определенных обстоятельствах, связанных больше с неудачами, нежели с успехом. Сочувствие оказывается неудачникам, а не тем, кто добился успеха. Конфликты, чаще всего имеют скрытый характер, и урегулирование отношений осуществляется путем долгих переговоров.

Библиографический список рекомендуемой литературы

1. Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1990. - № 6. - С. 43-56.

2. Административная этика / Под общ. ред. В.Л. Романова. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 303 с.

3. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. - М.: «Издательство ПРИОР», 1998. - 288 с.

4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 248 с.

5. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М.: Дело, 2001. -112с.

6. Алехина О. Управление корпоративной компетенцией как один из аспектов долгосрочного развития компании // Управление персоналом. - 2000. - № 2. - С. 73-76.

7. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). - М.: «Дело ЛТД», 1994. - 208 с.

8. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

9. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2. - С. 19-29.

10. Атаманчук Г.В., Кейзеров Н.М. Культура решений менеджмента. - М., 1995. - 256 с.

11. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. - 464 с.

12. Белоусов А.А. Культура управления и экономика России на рубеже тысячелетий: (Совр. реальность и прогноз). - Владивосток: Веер, 2001. - 175 с.

13. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд «Правовая

культура», 1994. - 172 с.

14. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под общ ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 816 с.

15. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 203 с.

16. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2001. -192 с.

17. Василенко Е.И. Топология организационной культуры: Автореф. дис. ... канд. наук; Философские науки: 09.00.13 / Сев.- Кавк. науч. центр высш. шк. - Ростов н/Д, 1999. - 25 с.

18. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - 2-е изд. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 384 с.

19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - 528 с.

20. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под ред. А.И. Наумова. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - 281 с.

21. Гительман А.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 1999. - 496 с.

22. Горохов Б. Технологический менеджмент: от теории к практике ( на примере научно- информационных организаций) // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №2. - С. 107-114.

23. Гришиани Д.М. Организация и управление / Московский институт экономики, политики и права. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд-во МГПУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 331 с.

24. Грищенко Ж.М., Лапша И.Н., Новикова Л.Г. Социальный портрет предпринимателя // Социологические исследования. - 1992. - № 10. - С. 53-61.

25. Деловая культура российского общества: «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 17-30; № 4. - С. 26 -33.

26. Деловой этикет / авт.-сост. И. Афанасьев. - Киев: Альтерпрес, 1998. - 320 с.

27. Домострой / [вступит. ст., с. 3-22, сост. и коммент. В.В. Колесова]. - М.:Худож. лит., 1991. - 317 с.

28. Друкер П.Ф. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения: [пер с англ.]. - М.: Изд. - торговый дом «Гранд»: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 284 с.

29. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 591 с.

30. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М.: Флинта: МПСИ, 2000. - 648 с.

31. Заржевский С.Г. Организационная культура в современной России: (Социал.-филос. аспект): Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Рос акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 1997. - 21 с.

32. Зинов В.Г. Коммерциализация технологий и международная программа «Технологический менеджмент» // Электронный журнал «Технологи-ческий бизнес».-№1 http://www.techbusiness.ru/tb/archiv/number1/rage04/htm.

33. Зинов В.Г. Подготовка менеджеров инновационной деятельности в научно-технической сфере // Опубликовано на сайте Национального венчурного фонда Green Grant: http://www.venture-nvf.ru/zinov.htm.

34. Иванова Л.В. Профессиональная культура управления / Автореферат ...канд. филос. наук. -М., 1995. -23 с.

35. Ионин Л.Г. Культура и социальная культура // Социологические исследования. - 1996. - №3. - С. 87-93.

36. Кабаков В.С. и др. Менеджмент: проблемы, программы, решения / В.С. Кабаков, Ю.М. Порховик, И.П. Зубов. - Л.: Лениздат, 1990. - 111 с.

37. Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Я. Мондена и др. - М.: Экономика, 1989.

38. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 220 с.

39. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом. - 2000. - № 2. - С. 66 - 70.

40. Климова С.Г., Дунаевский Л.В. Новые предприниматели и старая культура // Социологические исследования. - 1993. - № 5. - С. 64-69.

41. Козлов В.Д. Управление организационной культурой. - М., 1990. - 216 с.

42. Козлов В., Козлова А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом. - 2000. -№11.-С. 35-39.

43. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия / Е. Комаров // Управление персоналом. - 2000. - № 11.- С.28-35.

44. Комарова Н.В., Холопова Т.И. Этикет в сфере бизнеса: Зарубежный опыт // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1997. - № 6. - С. 118 - 125.

45. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. - М.: Прогресс, 1987. - 383 с.

46. Коултер Д. Культурные различия и управление: [Ст. из США] // Пробл. теории и практики упр. - 1997. - № 3 - С. 87-90.

47. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 496 с.

48. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2001. - 512 с.

49. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. - 384 с.

50. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999. - 472 с.

51. Кредисов А.И. История учений менеджмента. - Киев: ВИРА-Р, 2000. - 336 с.

52. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, 1998. - 398 с.

53. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 320 с.

54. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 1993. - 248 с.

55. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис. - М.: Дело, 1990. - 440 с.

56. Люкшинов А.И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1997.

57. Основы менеджмента: учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 432 с.

58. Магура М. Организационная культура как средство реализации организационных изменений // Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 24-30.

59. Мейрер Пол. Культура Бизнеса // Пробл. теории и практики упр. - 2001. - № 4. - С. 97-102.

60. Место и роль организационной культуры в антикризисном управлении // http:/ crisis.ru/anti-2. html

61. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 232 с.

62. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 160 с.

63. Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони». - М.: Прогресс, Универс, 1993. - 408 с.

64. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. - СПб.: Питер, 2000. - 447 с.

65. Основы менеджмента: Учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 432 с.

66. Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. - М.: Прогресс, 1984.

67. Павлова М.Н. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры: Автореф. дис. ... канд социол. наук. - М., 1995. - 23 с.

68. Перепелкин О.В. Российский предприниматель: Штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. - 1995. - № 2. - С. 35-40.

69. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.

70. Петрунин Ю.Ю, Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. - 280 с.

71. Пилипов В.М. Так ли был плох Домострой?. - М.: Панорама, 1992. - 44 с.

72. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний): пер. с англ./ общ. ред. и вступит. ст. Евенко Л.И. - М.: Прогресс, 1986. - 418 с.

73. Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. - 206 с.

74. Почебут Л.Г. Организационная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Речь, 2000. - 296 с.

75. Пригожин А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ // Социологические исследования. - 1995. - № 9. - С. 74-80.

76. Психология и этика делового общения / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. - М.: ЮНИТИ - Дана, 2000. - 326 с.

77. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 368 с.

78. Речкин Н.С. Управленческая культура: состояние и тенденции трансформации в муниципальной системе образования: (Социол. аспект): Автореф. дис. ... кандидата наук; Философские науки: 09.00.01 / Рост. гос. ун-т. - Ростов- н/Д, 1998. - 24 с.

79. Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек. Фирма. Маркетинг / При участии Р.Л. Шука. - М.: Прогресс, 1990. - 278 с.

80. Родинова Г.А. Ценностные ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социологические исследования. - 1994. - № 2. - С. 111-114.

81. Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим? // Управление персоналом. - 2000. -№11. -С. 25-28.

82. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 429 с.

83. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом «ИНФРА-М»; Новосибирск: НГАЭИУ, 1997. - 179 с.

84. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Эком, 1992.

85. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. - 2-е изд. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 200 с.

86. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

87. Спивак В.А., Андреева И.В. Этика делового общения и делопроизводство. - СПб.: Изд-во С-Пб. Ун-та экономики и финансов, 1994. - 64 с.

88. Станкин М.И. Организационная культура руководителя // Управление персоналом. - 2002. - № 5. - С. 70-73.

89. Староверов О., Алехина О. «Обучающийся подход к развитию культуры организации» // Управление персоналом. - 2002. -№ 1. - С. 54 -58.

90. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. - 2000. - № 11. - С. 39-45.

91. Тепфер И. Консультирование по процессу в Российских организациях:

сложности связанные с культурными особенностями // Управление персоналом. - 2000. - №1. - С. 54 - 58.

92. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск: «Периодика», 1997. - 256 с.

93. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

94. Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 144с.

95. Управление - это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. - М.: Республика, 1992. - 351 с.

96. Устюжанин А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. - М.: Колос, 1993. - 112 с.

97. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг»: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 64 с.

98. Уткин Э. А. Этика бизнеса. - М.: Зеркало, 2001. - 254 с.

99. Фатхундинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд. - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез», 1997. - 352 с.

100. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // http://www.mte.ru

101. Фосис П. 30 минут для овладения методами мотивации персонала: [Перевод] / П. Фосис. - М.: Лори, 2001. - 80 с.

102. Фоткин Л.В., Петросян Д.С., Раскатов А.В. Управленческая культура в финансовой организации // Фин. и бух. консультации. - 1998. - № 1. - С. 67-76.

103. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. -Минск: Амалфея, 1997.-384 с.

104. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник. - М.: Проф Обр Издат, 2002. - 127 с.

105. Шихирев П.Н. От столкновения деловых культур к становлению их общей основы // Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис. - М.: Дело, 1990. - С. 7-17.

106. Шпакова Р.П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме // Социологические исследования. - 1992. - № 12. - С. 126-132.

107. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Пробл. теории и практики упр. - М., 2001. - №4. - С. 102 -106.

108. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. - М.: Инфра-М, 2000. - 264 с.

109. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 47- 55.

110. Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1990.

111. Вollinger D., Hofstede G. Les differences des cultures organisationelles. - P., 1987.

112. Нarmon F., Jacobs G. The Vital Difference. - New York, 1987.

113. Harris P.R., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991.

114. Hofstede G. Culture’s Consequence. International Differences in Work-Related Values. - L., 1980.

115. Lane H.W., Distefano J.J. International Management Behavior. NELSON, 1988.

116. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. Irvin, Inc., 1985.

117. Schawrtz H., Davis S. Matching Corporate Culture and Business Strategy // Organizational Dynamics. Summer 1981.

118. Schein Е. Organizational Culture and Leadership. San-Francisco. 1985.

119. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. 1. Tubingen, 1920.

[1] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 325.

[2] Более подробно об этом см.: Шпакова Р.П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме // Социологические исследования. - 1992. - № 12. - С. 126-132.

[3] См.: Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. 1. Tubingen, 1920. - S. 11.

[4] Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. - М.: Инфра-М, 2000. -С. 121.

[5] См.: Гришиани Д.М. Организация и управление / Московский институт экономики, политики и права. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд-во МГПУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - С. 213.

[6] См.: Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. - М.: Прогресс, 1984.

[7] См.: Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. - М.: Прогресс, 1984.

[8] Цит. по: Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 47-48.

[9] См.: Schein. Organizational Culture and Leadership. - San-Francisco, 1985. - P. 9.

[10] Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - С. 13.

[11] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3- изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 421.

[12] См.: Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Я. Мондена и др. - М.: Экономика, 1989. - С. 69-70.

[13] Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - С. 57.

[14] Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. - М.: Инфра-М, 2000. - С. 120.

[15] См.: Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 48.

[16] Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 51.

[17] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 424.

[18] См.: Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - С. 13.

[19] См.: Harris P.R., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991.

[20] Цит. по: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 426.

[21] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Ук. соч. - С. 428.

[22] См.: Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 143.

[23] Цит. по: Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М.: ИНФРА- М, 2000. - С. 187.

[24] См.: Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2001. - С. 26.

[25] См.: Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. - М., 1994. - С. 414.

[26] См, например: Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект- Пресс, 1998. - Глава VI.

[27] См.: Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1998. - С. 59-60.

[28] См.: Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2001. - С. 29.

[29] См.: Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - С. 14-15.

[30] См.: Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - С. 193-197.

[31] Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - С. 63.

[32] См.: Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - С. 39.

[33] См.: Hofstede G. Culture’s Consequence. International Differences in Work-Related Values. - L., 1980.

[34] См.: Основы менеджмента: Учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - С. 347.

[35] См.: Основы менеджмента: Учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - С. 347 -349.

[36] См.: Основы менеджмента: Учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - С. 349-350.

[37] См.: Основы менеджмента: Учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - С. 350-351.

[38] См.: Основы менеджмента: Учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - С. 351-355. .

[39] См.: Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 147-148.

[40] См.: Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Эком, 1992.

[41] См.: Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Эком, 1992.- С. 147-158.

[42] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 433.

[43] См.: Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - С. 58.

[44] См.: Магура М. Организационная культура как средство реализации организационных изменений // Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 25.

[45] См.: Кричевский Р. Л. Если вы руководитель... — М., 1993. - С. 150.

[46] Цит. по: Кричевский Р.Л. Если вы руководитель... - М., 1993. - С. 49.

[47] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. - М., 1987. - С. 81-82.

[48] Цит. по: Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1990. - № 6. - С. 50.

[49] См.: Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек. Фирма. Маркетинг. - М., 1990. - С. 60-61.

[50] См.: Мамардашвили М. Анализ сознания в работах К. Маркса // Вопросы философии. - 1968. - № 6. - С. 18, 20.

[51] См.: Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1990. - № 6. - С. 45.

[52] Wolferen K. von. The Enigma of Japanese Power. - London, 1989. - P. 201-202.

[53] Harmon F., Jacobs G. The Vital Difference. - New York, 1987. - P. 66.

[54] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 434.

[55] Цит. по: Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1990. - № 6. - С. 48.

[56] См.: Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1990. - № 6. - С. 48.

[57] Цит. по: Агеев А., Грачев М. Ук. соч.. - С. 48.

[58] Там же.

[59] Цит по: Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - С. 38.

[60] Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони». - М.: Прогресс, 1993. - С. 251.

[61] Цит. по: Агеев А., Грачев М. Ук. соч. - С. 49.

[62] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 434.

[63] См.: Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - С. 36-38.

[64] См., например: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 435 - 437; Магура М. Организационная культура как средство реализации организационных изменений // Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 28-29.

[65] См.: Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - С. 37.

[66] Цит. по: Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 146.

[67] См.: Молл Е.Г. Ук. Соч. - С. 146.

[68] Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. - М., 1984. - С. 122.

[69] Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1990. - № 6. - С. 46.

[70] Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под ред. А.И. Наумова. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 438

[71] См., например, Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под ред. А.И. Наумова. - М.: фирма «Гардарика», 1998; Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2001.

[72] Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. Irvin, Inc., 1985.

[73] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Ук. соч. - С. 439-440.

[74] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Ук. соч. - С. 443.

[75] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 444 - 451.

[76] Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. Irvin, Inc., 1985.

[77] Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний): пер. с англ./ общ. ред. и вступит. ст. Евенко Л.И. - М.: Прогресс, 1986.

[78] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 451.

[79] Schawrtz H., Davis S. Matching Corporate Culture and Business Strategy // Organizational Dynamics. Summer 1981.

[80] Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под ред. А.И. Наумова. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 451-454.

[81] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Ук. соч. - С. 451.

[82] Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под ред. А.И. Наумова. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 452 - 453.

[83] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под ред. А.И. Наумова. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 453.

[84] См.: Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 50.

[85] См.: Щербина С.В. Ук. соч. - С. 51.

[86] См., например: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998; Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2001.

[87] Более подробно об этом см.: Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной корпорации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1990. - № 6. - С. 51-54.

[88] Цит. по: Агеев А., Грачев М. Ук. соч. - С. 54.

[89] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 456.

[90] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 457.

[91] Там же.

[92] См.: Harris P.R., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Company, 1991.

[93] Более подробно об этом см.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 458.

[94] См.: Hofstede G. Culture’s Consequence. International Differences in Work-Related Values. - L., 1980.

[95] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 461.

[96] Lane H.W., Distefano J.J. International Management Behavior. NELSON, 1988.

[97] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 463.

[98] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 462.

[99] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям. - 3-е изд. - М.: фирма «Гардарика», 1998. - С. 464.

[100]В отечественной историографии термин «деловая культура» зачастую служит синонимом «организационной культуры» (см., например: Деловая культура российского общества: «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 19-20; Пригожин А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ // Социологические исследования. - 1995. - № 9. - С. 74-80 и др.)

[101] Пилипов В.М. Так ли был плох Домострой?. - М.: Панорама, 1992. - С. 6.

[102] Пилипов В.М. Ук. соч. - С. 18.

[103] Домострой / Сост. и коммент. В.В. Колесова. - М.: Худож. лит., 1991. - С. 50-52.

[104] Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг»: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - С. 28-29.

[105] См.: Деловая культура российского общества: «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 19-20.

[106] См.: Деловая культура российского общества: «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 20-21.

[107] Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - С. 144.

[108] Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - С. 74.

[109] Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990.

[110] Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - С. 7.

[111] «ментальный», т.е. относящийся к психике, интеллекту (Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 1995)

[112] См., например: Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - С. 19.

[113] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - С. 416-420.

[114] См., например: Основы менеджмента: Учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., науч. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - С. 355 и далее.

[115] История Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1978. - С. 594.

[116] Пригожин А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ // Социологические исследования. - 1995. - № 9. - С. 39.

[117] См., например: Пригожин А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ // Социологические исследования. - 1995. - № 9. - С. 74 -80; Кричевский Р.Л. Если вы руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1998 и др.

[118] Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - С. 44.

[119] См.: Пригожин А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ // Социологические исследования. - 1995. - № 9. - С. 74 -80.

[120] Там же. - С. 75.

[121] Кричевский Р.Л. Если вы руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1998.

[122] Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - С. 46.

[123] Деловая культура российского общества: «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. - 1993. - № 4. - С. 28-29.

[124] Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - С. 154.

[125] См.: Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. - 1996. - № 7. - С. 47- 55.

[126] См.: Магура М. Организационная культура как средство реализации организационных изменений // Управление персонало. - 2002. - № 1. - С. 24 - 30.

[127] Методы формирования, поддержания и изменения организационной культуры рассматриваются в соответствующих разделах данного исследования.

[128] См.: Павлова М.Н. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 1995.

[129] См.: Bollinger D., Hofstede G. Les differences des cultures organisationelles. - P., 1987.

[130] Основа понятия неопределенности была заложена В. Парето на базе описания «логического» и нелогического» поведения.

[131] Hofstede Geert. Motivation, Leadership, and Organization: Do American Theories Apply Abroad.//The Organizational Behavior. Reader. D.A.Kolb; I.M.Rubin; J.S. Osland (eds.). New Jersey: Printice-Hall, 1984.

Наши рекомендации