Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговых учреждений - КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие уровни:

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.

Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга.

Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.

Заключение

На учреждения культурно-досуговой деятельности ложится ответственность за разработку и использование методов и форм работы с институ­том семьи. Появляются исследования, посвященные организаци­онным вопросам создания новых форм деятельности с семьей. Одной их них является отдых всей семьи в культурно-спор­тивных комплексах по месту жительства. Совместная спортивно­оздоровительная деятельность может стать эффективным факто­ром поддержания стабильности семьи, улучшения взаимоотно­шений как между супругами, так между родителями и детьми.

Проблема организации семейного досуга разрабатывается на государсгвенном уровне. Издаются методические рекомендации Всесоюзного научно-методического центра народноrо творчества и культурно-просветительной работы, рекомендации Министерст­ва культуры «Клуб и семья». Итогом этой сложной деятельности явилась Целевая комтиексная программа «Молодая семья», разра­ботанная на долгосрочный период. В ней большое место отведено именно социально-культурной деятельности. Но, к сожалению, финансирование программы в настоящее время прекращено.

В современное время институт семьи переживает кризис, ко­торый выражен в дезорганизации воспитательной функции се­мьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализи­рованных членов общества, но и в большом копичестве лиц с де­виантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравст­венности, альтруизма и духовности.

Необходим поиск новых подходов к решению масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными мож­но представить формирование знаний, навыков и умений к гар­моничному взаимодействию супругов в брачном союзе и созда­ние наиболее благоприятных условий для целостного и гармо­ничного становления личности в семье; становлеине семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духов­но-нравственного, психолого-педагогического и художественно­-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдель­ного члена, но и всей семьи в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с..

2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

3.Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

4.Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2001.-48с.

5.Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа - М.: 2004.

6.Культурно-досуговая деятельность М 2002

7.Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2003.-49с.

8.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.-32с.

9. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, 10.технологии. - М. : МГУКИ, 2001. - 136 с.

11.Мудрик А. В. Понять друг друга // Семья и школа. – 1990. – № 6. – С. 14.

12. Афанасьева Т.М. «Семья». Москва. 1998.

13. Учебник под ред. Григорьевой Е.И. «Современные технологии социально-культурной деятельности». Тамбов. 2002.

14.Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности». Москва. 2002.

15.Новаторов В.Г. «Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник». Омск. 1992.

16.Стрельцов Ю.А. «Социальная педагогика досуга». Москва. 1996.

17.Тищенко М.Л. «Семейные праздники». Журнал «Семья и школа» вып.2 . Москва. 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященного к Всероссийскому дню семьи, любви и верности – «КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ!»)

Тема: Как хорошо, что есть семья!

Цель: Формировать ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей.

Гармонизировать детско-родительское взаимоотношения с помощью проведения совместного мероприятия (вечеров досуга, чаепития).

Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Форма проведений: Конкурсно-игровая программа.

Место проведения: Музыкальный или спортивный зал.

Участники: Дети и их родители, бабушки и дедушки.

- Добрый вечер, дорогие ребята, мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы очень рады видеть вас. Мы собрались сегодня, чтобы отвлечься от повседневных забот и хорошо отдохнуть.

В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои. И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ – родительский дом.

Семейные узы – самые крепкие, самые надежные. Поддержка и помощь близких сопровождают нас всю жизнь. Сегодня в ходе конкурсов семьи продемонстрируют всем, как они умеют помогать друг другу, слаженно действовать, выручать друг друга в разных ситуациях.

(Все участники делятся на 2 команды. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название)

1 конкурс «Разминка»

На карточках даны начала пословиц, нужно дописать им конец (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Вся семья вместе, так (и душа на месте).

Семья воюет, а одинокий (горюет).

Вместе тесно, а ( врозь скучно).

При солнышке тепло, при матери (добро).

Не нужен клад, коли ( в семье лад).

2 конкурс «Мозговой штурм»

Командам по очереди задаются вопросы. Если одна команда не отвечает, то вторая получает возможность ответить на этот же вопрос и заработать дополнительный балл.

Вопросы:

1.Отца гражданина зовут Виктор Александрович, а сына его – Сергей Петрович. Как зовут гражданина? (Петр Викторович)

2. Две матери и две дочери съели за завтраком три бутерброда, при этом каждая из них съела один бутерброд. Возможна ли такая ситуация? (Бабушка, мама, дочь).

3. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? ( Спрыгнуть с нижней ступеньки).

4.Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня отец, есть и мать, да я им не сын». Может ли такое быть? (Это дочь).

5. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Когда дверь в дом приоткрыта).

6. Вы сидите в самолете, впереди Вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь? (На карусели)

7. Кто, на поставленный ему вопрос никогда не ответит "Да"? (Спящий человек на вопрос: "Вы спите?")

8. Что может быть в пустом кармане? (Дырка).

3 конкурс «Знатоки сказок»

(Участвует по 1 ребенку от каждой команды).

1.Фрукты, в которых обнаружили Чебурашку (Апельсины).

2.Самый вредный в мире почтальон (Печкин).

3.В какой сказке К.И.Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю» («Тараканище»).

4.Как звали галчонка из сказки «Дядя Федор, пес и кот» (Хватайка).

5.Что являлось гордостью старика Хоттабыча? (Борода).

6.Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска).

7.Кем приходились 33 богатыря дядьке Черномору? (Племянниками).

8.Самый бесстрашный и добрый человек, носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки (Доктор Айболит).

4 конкурс «Цепь»

За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья цепь окажется длиннее - побеждают в конкурсе.

5 конкурс «Ласковые слова»

Из каждой команды участвует по 1 отцу. Задание: назови своего ребенка ласково. Проигрывает тот, кто повторяет слово или не может назвать.

6 конкурс «Связанные руки»

Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара вперед – получает балл.

7 конкурс «Музыкальный»

Задание: угадать о ком или о чем поется в песне.

1.Если ты с ним вышел в путь ( Друг).

2.Она все лежит, да на солнышко глядит (Черепаха).

3.Представьте себе: зелененький он был (Кузнечик).

4.Он ничего не проходил, ему ничего не задавали (Антошка).

5.Они сделаны из цветочков и звоночков (Девчонки).

6.Он бежит, качается (Голубой вагон).

7.С нею весело шагать по просторам (Песня).

8.От нее станет всем теплей (Улыбка).

8 конкурс «Кулинарный»

От каждой команды участвует по 1 маме. На бумажных тарелочках записаны кулинарные рецепты, а затем тарелочки разрезаны пополам таким образом, что на одной половинке начало рецепта, а на другой – конец. Задача – сложить как можно больше целых рецептов.

Наши рекомендации