Культурные универсалии и многообразие культур
Культурные универсалии – это общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
1) совместный труд;
2) спорт;
3) образование;
4) наличие ритуалов, танцы;
5) система родства;
6) гостеприимство;
7) правила взаимодействия полов;
8) украшение тела;
9) язык и др.
Амер.социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий. Культурные универсалии – это как бы совмещённые, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения. На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.
Важной проблемой взаимодействия культур является оценка людьми другой культуры. Наиболее распространенным подходом является стремление людей одной культуры оценивать другие культуры через призму собственной. Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом, а в политике – национализмом.
Этноцентризм и культурный релятивизм – это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм.
Этноцентризм – это свойство этнического сознания воспринимать и оценивать жизнь других народов, их ценности, нормы и традиции через призму установок традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве всеобщего эталона или оптимальной модели.
Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым соизмеряются другие культуры. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «высшая раса» и в негативных – «отсталые народы», «варвары», «примитивная культура», «грубое искусство». В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными.
Этноцентризм является необходимым условием национального самосознания. На его основе формируется патриотизм. Этноцентризм сплачивает социальную общность, оправдывает мужество, жертвенность, героизм во имя своего народа. Этнические общности с ярко выраженными проявлениями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны. Но важно чтобы он не превратился в национализм, чтобы не был направлен на разжигание неприязни к другим народам.
Другой крайностью в оценке людьми другой культуры является культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности..
Культурный релятивизм– утверждает, что культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Ни один обычай, ни одна ценностная установка не могут быть полностью понятными, если их рассматривать в отрыве от целого, культурной системы того или иного народа. Для того, чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития, каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Следовательно, ценностное значение того элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры.
С позиций крайнего культурного релятивизма плодотворный контакт между представителями различных культур невозможен, поскольку члены одной этнической общности не могут понять мотивов и ценностей других общностей: они говорят на разных языках, у них различные системы ценностей и символов
Представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая социокультурный процесс как общечеловеческий процесс развития мировой цивилизации в целом.
Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма.