Культурные универсалии

«§ 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры

Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, челове­ческого творчества.

Но у социологии существует свой ракурс изучения — исследо­вание роли культуры, ее функций в формировании и развитии со­циальных систем (систем социальных взаимодействий) — соци­альных институтов, групп, общества в целом. Социолога интересу­ет, каким образом культура, те или иные ее элементы, историчес­кие типы влияют на развитие социальных сообществ, определяют их особенности.

Вот почему социология акцентирует внимание прежде всего на тех свойствах, элементах культуры, которые реализуются в соци­альных взаимодействиях, выступают как символические механизмы обеспечения ^организованности физически изолированных друг от друга индивидов. При этом социология выявляет новые возможно­сти, аспекты культуры, делает акценты на том, что ускользает от внимания иных исследователей.

социальныеЛюбая социальная связь Актора с другими Акто-

СВОЙСТВА рами может осуществляться лишь в том случае,

культурыесли они имеют символических посредников в

виде норм, правил игры, представлений о при­личиях. Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная «погружен­ность» культуры, ее функция интеграции социальных систем при­дают культурным феноменам ряд особенностей. Как уже говори­лось, для того, чтобы действия партнеров были взаимоожидаемы-

ми, взаимопредсказуемыми, партнеры должны руководствоваться правилами, критериями, выработанными в этом обществе, стан­дартами, нормами, традициями, которые разделяемы в данной сре­де, т.е. культурой.

Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений.

• Культура — это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые понятны и приняты всеми — это всегда детище коллективности, не бывает культуры одиночек. Чтобы стать элементом культуры, личная выдумка, фантазия должна быть кол­лективно понята и воспринята. Культура — это всегда социальный феномен (по крайней мере для социологов), обеспечивающий взаи­модействие людей. Культурные привычки, по утверждению Дж. Мердока, социальны; иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохра­няют относительное единообразие под воздействием социальных фак­торов, т.е. это групповые привычки. «Привычки, общие для членов социальной группы, образуют культуру этой группы... Отрицать это означает... отречься оттого существеннейшего взгляда, который был внесен в антропологию социологией»*. Очевидное для социологов утверждение поддерживают и другие антропологи (Р. Линтон, Б. Ма­линовский, К. Уисслер и др.). Хотя следует отметить, что подобная точка зрения не разделяется Л. Уайтом, К. Лоуком** и др.

• Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обу­словливает и еще один существенный момент. Культура — это все­гда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создается возможность предсказуемости соци­ального поведения Актора.

Систематические, самовозобновляемые (институализирован-ные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экс­периментальных действий предполагают возобновляемость, стан­дартность (институализированность) культурных символов, идей, мотивов Акторов. Это, возможно, вызовет протест: ведь культу­ра — это прежде всего синоним возвышенного, творческого нача­ла в человеке. Однако надо снять идиллический налет с понятия «культура» — да, это творчество, но творчество не единиц, а об­щности.

• Напомним, что культура находит свое проявление и вопло­
щение в деятельности, в устойчивых, повторяющихся образцах
(стандартах) деятельности. Нередко утверждают еще более кате-

* Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры, с 50, 51

** См.р Уайт Л. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры

Т. I. —M., 1997, с. 37—39, 50.

горично: культура — это образцы поведения, деятельности, есте­ственно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, пред­почтениях.

Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологи­ческого анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной эле­мент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадическо­го, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, зна­чит, произошли определенные изменения в культуре данной груп­пы людей, общества.

Следовательно, из круга явлений, описываемых понятием «куль­тура», при социологическом рассмотрении выпадают не только инстинктивные действия людей, но и те моменты, аспекты, кото­рые носят сугубо индивидуальный, а потому случайный, неустой­чивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности.

Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат сходным целям, но готический храм отличается от православного или мечети. Или вспомним о различной манере выполнения одного и того же пей­зажа европейским и японским художниками.

Способ строгания дерева рубанком (представители многих на­родов это делают движением к себе, а не от себя), организация выборов, проведение заседаний парламента, манера пения, поря­док подачи блюд и т.д. — эти образцы деятельности есть воплоще­ние культуры, реально осуществляемая культура.

Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько «неожиданных» ее свойствах, лишает ее некоего идил­лического налета. Культура предстает как важнейший механизм со­циальной машины повседневности, выполняющий важнейшие со­циальные функции.

социальные Интегративная социальная функция культуры. Бла-

ФУНКЦИИ годаря культуре, ее символическим феноменам

КУЛЬТУРЫ (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-

ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура — это скрепы, которые обьединяют людей, делают возможным надежные, самовозобнов­ляемые взаимоотношения.

Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции де­лают возможным сорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следователь­но, культура отличает одно общество от другого.

Регулятивная социальная функция культуры. Культура — это нор­мативная система, это то, что считается разумным, обоснован­ным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия лю­дей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д.

Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:

• во-первых, она информирует Актора о том, на что можно
рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть при­
нятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено
нежелательным;

• во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведе­
нию, одобряемому в данной группе, сообщности;

• в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведе­
ние людей, которые должны вести себя так, как считается
принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать и
наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потвор­
ствовать» [8, c. 339-342].

Наши рекомендации