Материалы изобразительного искусства

Курс практических заданий для студентов 1 курса ХГФ

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного курса – закрепить на практике знания, полученные на теоретическом курсе «Технология живописных материалов», а также познакомится с возможностями различных материалов для достижения творческих замыслов.

В конце курса предполагается ряд занятий по подготовке основ и различных поверхностей для масляной живописи, которые в дальнейшем будут использованы на занятиях по живописи.

Достижения современной лакокрасочной промышленности могут представить сегодня все материалы, необходимые художнику для создания долговечных высокохудожественных произведений.

Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также постоянное появление на рынке новых не дают основательно разобраться в них, тем более установить рациональную систему их использования, поэтому большинство живописцев лишены знаний своих материалов в той степени, в какой знали их старые мастера, сами готовившие эти материалы. Свойства постоянно совершенствующихся материалов должны быть осознаны молодыми художниками в сочетаниях, реально встречающихся в их творческой работе. Поэтому хочется надеяться, что данный курс будет служить своеобразным подспорьем в учебно-творческой работе начинающего живописца, графика, дизайнера.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Осн. Занятий час Сам. Раб час
Натюрморт в технике акварель «по-сырому»
Натюрморт в технике акварель, с применением акварельного карандаша и специальных средств
Натюрморт в технике акрил (гуашь). Подготовка основы (картон, холст). Использование акрилового грунта для темперы.
Натюрморт с использованием мягких материалов (уголь, сангина, соус)
Натюрморт с использованием меловой пастели
Натюрморт в технике меловой пастели по шкурке
Натюрморт в технике масляной пастели на мелованной бумаге.
Копия с работ старых мастеров (графических)
Подготовка основы для масляной живописи. Натяжка холстов (грунтованного, негрунтованного), подготовка картона, бумаги, нанесение грунта.
итого  

КУРС

СЕМЕСТР

ЗАДАНИЕ №1. Тема: Натюрморт в технике акварель «по-сырому»

(2 часа)

В тему задания входят следующие вопросы:

Студентам даётся задание выполнить натюрморт на заранее подготовленной бумаге (влажной), с различной текстурой и мятой.

На заключительной стадии работы возможно использование акварельного карандаша.

Особое внимание хотелось бы обратить на «текучесть» акварели и размытие акварельного карандаша.

Используемое оборудование:

Акварель

Бумага (5 видов)

Акварельные карандаши

Распылитель

Губка

Вода

Кисть

ЗАДАНИЕ №2. ТЕМА: Натюрморт в технике акварельного карандаша. (2 часа)

Студентам даётся задание выполнить натюрморт в нескольких вариантах: по предварительно влажной и сухой бумагам, с использованием ручного пульверизатора.

Основной целью является закрепление знаний полученных на предыдущем занятии. Наиболее эффективным в данном случае видится метод применения новых знаний в процессе работы.

Используемое оборудование:

Акварельный карандаш

Бумага 2-х видов, 2 листа

Кисть

Распылитель

Вода

Гуашь белая

ЗАДАНИЕ № 3. ТЕМА: Натюрморт в технике (акрил, гуашь)

(4 часа)

Студентам даётся задание загрунтовать поверхность (картон, холст) и выполнить натюрморт, уделяя особое внимание фактурности, матовости и цельности работы.

В качестве составных элементов для натюрмортов используются листья деревьев (красные, оранжевые, жёлтые, зелёные), располагаемые на различных по цвету драпировках.

Также возможно использовать в качестве растворителя не только воду, но и пинен, применяемый для растворения масляных красок. В последнем случае возможно применение масляной пастели по высохшему акрилу.

Используемое оборудование:

Акриловый грунт

Акрил, гуашь

Вода

Пинен

Бумага, картон, холст

Кисти

Масляная пастель

ЗАДАНИЕ №4. Тема: Натюрморт с использованием мягких материалов: (уголь, сангина, соус). (2 часа)

Студентам даётся задание выполнить серию краткосрочных набросков предметов быта, окружающей природы и т.д.

Также на этом занятии предполагается первое знакомство с закреплением графического листа.

Особое внимание следует обратить на сочетание обычного графитного карандаша с разведённым в воде соусом, который наносится кистью на предварительный рисунок.

Используемое оборудование:

Уголь, сангина, соус

Бумага, шероховатая, слегка тонированная

Закрепитель

Кисть

Вода

Карандаши

Ластик

ЗАДАНИЕ №5 Тема: Натюрморт в технике меловой пастели. (4часа)

Особое внимание следует обратить на методическую последовательность ведения работы, с закреплением промежуточных слоёв специальным фиксативом.

Используемое оборудование:

Бумага

Пастель меловая

Фиксатив

Растушка

ЗАДАНИЕ №6 Тема: Натюрморт в технике меловой пастели на наждачной шкурке (2часа)

Задание отличается от предыдущего тем, что выполняется на шероховатой поверхности, отличающейся особой пористостью, создающей своеобразный эффект.

Задание предусматривает создание 2-3 графических листов.

Используемое оборудование:

Наждачная шкурка 00

Пастель меловая

Фиксатив

ЗАДАНИЕ №7 Тема: Натюрморт в технике масляной пастели.

(2 часа)

Задание выполняется либо на заранее загрунтованной поверхности акриловым грунтом, либо холсте, мелованной бумаге.

Также есть возможность использования фактурного акрилового грунта.

Задание даёт студентам наглядное представление о сочетании предварительного подмалёвка акрилом и дальнейшей работе масляной пастелью.

Используемое оборудование:

Мелованная бумага

Акрил

Масляная пастель

ЗАДАНИЕ №8 Тема: Копия с работ старых мастеров. (2часа)

(графических)

Копия выполняется графитными карандашами на бумаге размером А-4.

Цель данного задания – расширить и углубить знания студентов о возможностях графитного материала, способствовать пониманию пластики в рисунке, созданным ранее.

ЗАДАНИЕ №9 Тема: Подготовка основы для масляной живописи.

(10 часов)

Целью данных заданий является знакомство и получение практических навыков в натяжке холстов на подрамники, грунтовке картонов, двп, составлении простейших грунтов.

Все подготовленные основы (холсты, картоны, двп) размерами 50х60, 30х40, 50х70,60х80 и др. в дальнейшем будут использоваться на аудиторных занятиях по масляной живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………. ……1-5

1. Литература по технологии живописи. Акварель. Состав акварели. Бумага для акварели. Живопись акварелью. Гуашь. Акварельный карандаш. Сохранение и оформление произведений сделанных в технике акварели и акварельного карандаша……………………6-14

2. Клеевая живопись и темпера. Состав современной темперы. Акрил акриловые грунты. Покрытие лаком……………………………14-18

3. Материалы рисунка. Пастель. Закрепление рисунков……….. 19-25

4. Оборудование, инструменты и художественные принадлежности. Состав масляных красок. ……………………………………….25-54

5. Смешение красок. ………………………………………….……55-63

6. Живописные масла, лаки, разбавители. Основы для масляной живописи ………………………………………………….……63-82

7. Грунты для масляной живописи. Материалы для изготовления грунтов. …………………………………………………………82-90

8. Принцип построения грунта. Цвет грунта. ………………...…90-97

9. Рецептура грунтовых составов. ……………………...……….97-107

10. Дефекты масляной живописи. ………………………………107-114

11. Оформление живописной работы. …………………..………114-120

12. Хранение и эксплуатация произведений. …………………..120-129

13. Основные понятия техники масляной живописи. …………129-147

14. Технологическая последовательность ведения работы. .…148-161

15. Материалы изобразительного искусства. Курс практических заданий. ………………………………………………….……165-171

Наши рекомендации