Материалы изобразительного искусства
Курс практических заданий для студентов 1 курса ХГФ
ВВЕДЕНИЕ
Цель данного курса – закрепить на практике знания, полученные на теоретическом курсе «Технология живописных материалов», а также познакомится с возможностями различных материалов для достижения творческих замыслов.
В конце курса предполагается ряд занятий по подготовке основ и различных поверхностей для масляной живописи, которые в дальнейшем будут использованы на занятиях по живописи.
Достижения современной лакокрасочной промышленности могут представить сегодня все материалы, необходимые художнику для создания долговечных высокохудожественных произведений.
Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также постоянное появление на рынке новых не дают основательно разобраться в них, тем более установить рациональную систему их использования, поэтому большинство живописцев лишены знаний своих материалов в той степени, в какой знали их старые мастера, сами готовившие эти материалы. Свойства постоянно совершенствующихся материалов должны быть осознаны молодыми художниками в сочетаниях, реально встречающихся в их творческой работе. Поэтому хочется надеяться, что данный курс будет служить своеобразным подспорьем в учебно-творческой работе начинающего живописца, графика, дизайнера.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Осн. Занятий час | Сам. Раб час |
Натюрморт в технике акварель «по-сырому» | |||
Натюрморт в технике акварель, с применением акварельного карандаша и специальных средств | |||
Натюрморт в технике акрил (гуашь). Подготовка основы (картон, холст). Использование акрилового грунта для темперы. | |||
Натюрморт с использованием мягких материалов (уголь, сангина, соус) | |||
Натюрморт с использованием меловой пастели | |||
Натюрморт в технике меловой пастели по шкурке | |||
Натюрморт в технике масляной пастели на мелованной бумаге. | |||
Копия с работ старых мастеров (графических) | |||
Подготовка основы для масляной живописи. Натяжка холстов (грунтованного, негрунтованного), подготовка картона, бумаги, нанесение грунта. | |||
итого |
КУРС
СЕМЕСТР
ЗАДАНИЕ №1. Тема: Натюрморт в технике акварель «по-сырому»
(2 часа)
В тему задания входят следующие вопросы:
Студентам даётся задание выполнить натюрморт на заранее подготовленной бумаге (влажной), с различной текстурой и мятой.
На заключительной стадии работы возможно использование акварельного карандаша.
Особое внимание хотелось бы обратить на «текучесть» акварели и размытие акварельного карандаша.
Используемое оборудование:
Акварель
Бумага (5 видов)
Акварельные карандаши
Распылитель
Губка
Вода
Кисть
ЗАДАНИЕ №2. ТЕМА: Натюрморт в технике акварельного карандаша. (2 часа)
Студентам даётся задание выполнить натюрморт в нескольких вариантах: по предварительно влажной и сухой бумагам, с использованием ручного пульверизатора.
Основной целью является закрепление знаний полученных на предыдущем занятии. Наиболее эффективным в данном случае видится метод применения новых знаний в процессе работы.
Используемое оборудование:
Акварельный карандаш
Бумага 2-х видов, 2 листа
Кисть
Распылитель
Вода
Гуашь белая
ЗАДАНИЕ № 3. ТЕМА: Натюрморт в технике (акрил, гуашь)
(4 часа)
Студентам даётся задание загрунтовать поверхность (картон, холст) и выполнить натюрморт, уделяя особое внимание фактурности, матовости и цельности работы.
В качестве составных элементов для натюрмортов используются листья деревьев (красные, оранжевые, жёлтые, зелёные), располагаемые на различных по цвету драпировках.
Также возможно использовать в качестве растворителя не только воду, но и пинен, применяемый для растворения масляных красок. В последнем случае возможно применение масляной пастели по высохшему акрилу.
Используемое оборудование:
Акриловый грунт
Акрил, гуашь
Вода
Пинен
Бумага, картон, холст
Кисти
Масляная пастель
ЗАДАНИЕ №4. Тема: Натюрморт с использованием мягких материалов: (уголь, сангина, соус). (2 часа)
Студентам даётся задание выполнить серию краткосрочных набросков предметов быта, окружающей природы и т.д.
Также на этом занятии предполагается первое знакомство с закреплением графического листа.
Особое внимание следует обратить на сочетание обычного графитного карандаша с разведённым в воде соусом, который наносится кистью на предварительный рисунок.
Используемое оборудование:
Уголь, сангина, соус
Бумага, шероховатая, слегка тонированная
Закрепитель
Кисть
Вода
Карандаши
Ластик
ЗАДАНИЕ №5 Тема: Натюрморт в технике меловой пастели. (4часа)
Особое внимание следует обратить на методическую последовательность ведения работы, с закреплением промежуточных слоёв специальным фиксативом.
Используемое оборудование:
Бумага
Пастель меловая
Фиксатив
Растушка
ЗАДАНИЕ №6 Тема: Натюрморт в технике меловой пастели на наждачной шкурке (2часа)
Задание отличается от предыдущего тем, что выполняется на шероховатой поверхности, отличающейся особой пористостью, создающей своеобразный эффект.
Задание предусматривает создание 2-3 графических листов.
Используемое оборудование:
Наждачная шкурка 00
Пастель меловая
Фиксатив
ЗАДАНИЕ №7 Тема: Натюрморт в технике масляной пастели.
(2 часа)
Задание выполняется либо на заранее загрунтованной поверхности акриловым грунтом, либо холсте, мелованной бумаге.
Также есть возможность использования фактурного акрилового грунта.
Задание даёт студентам наглядное представление о сочетании предварительного подмалёвка акрилом и дальнейшей работе масляной пастелью.
Используемое оборудование:
Мелованная бумага
Акрил
Масляная пастель
ЗАДАНИЕ №8 Тема: Копия с работ старых мастеров. (2часа)
(графических)
Копия выполняется графитными карандашами на бумаге размером А-4.
Цель данного задания – расширить и углубить знания студентов о возможностях графитного материала, способствовать пониманию пластики в рисунке, созданным ранее.
ЗАДАНИЕ №9 Тема: Подготовка основы для масляной живописи.
(10 часов)
Целью данных заданий является знакомство и получение практических навыков в натяжке холстов на подрамники, грунтовке картонов, двп, составлении простейших грунтов.
Все подготовленные основы (холсты, картоны, двп) размерами 50х60, 30х40, 50х70,60х80 и др. в дальнейшем будут использоваться на аудиторных занятиях по масляной живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………. ……1-5
1. Литература по технологии живописи. Акварель. Состав акварели. Бумага для акварели. Живопись акварелью. Гуашь. Акварельный карандаш. Сохранение и оформление произведений сделанных в технике акварели и акварельного карандаша……………………6-14
2. Клеевая живопись и темпера. Состав современной темперы. Акрил акриловые грунты. Покрытие лаком……………………………14-18
3. Материалы рисунка. Пастель. Закрепление рисунков……….. 19-25
4. Оборудование, инструменты и художественные принадлежности. Состав масляных красок. ……………………………………….25-54
5. Смешение красок. ………………………………………….……55-63
6. Живописные масла, лаки, разбавители. Основы для масляной живописи ………………………………………………….……63-82
7. Грунты для масляной живописи. Материалы для изготовления грунтов. …………………………………………………………82-90
8. Принцип построения грунта. Цвет грунта. ………………...…90-97
9. Рецептура грунтовых составов. ……………………...……….97-107
10. Дефекты масляной живописи. ………………………………107-114
11. Оформление живописной работы. …………………..………114-120
12. Хранение и эксплуатация произведений. …………………..120-129
13. Основные понятия техники масляной живописи. …………129-147
14. Технологическая последовательность ведения работы. .…148-161
15. Материалы изобразительного искусства. Курс практических заданий. ………………………………………………….……165-171