Перечень тем индивидуальных работ
Перечень тем совместных аналитических исследовательских проектов
- Ценностно-нормативный поход в государственной культурной политике
- Воспитательная составляющая государственной культурной политики
- Государство как субъект культурной политики в современной России.
- Оценка состояния культуры и контроль реализации культурной политики на основе ценностно-нормативного цивилизационного подхода.
- Основные подходы к разработке стратегии государственной культурной политики в современной России.
- Инфраструктура и механизмы управления в сфере культуры РФ.
- Экономика культуры и культурные индустрии.
- Культурно-языковая политика. Государственная поддержка сохранения и развития языков народов Российской Федерации.
- Этнокультурная политика в современной России.
- Традиционная культура как объект культурной политики РФ.
- Культурная политика в сфере профессионального искусства.
- Культурная политика в сфере науки и образования.
- Просветительская деятельность в сфере культуры.
- Молодежь и культурная политика.
- Развитие творческого потенциала личности и культурная политика.
- Культурное наследие народов Российской Федерации.
- Сохранение культурного наследия в условиях глобализации.
- Содержание и приоритеты региональной культурной политики РФ.
- Российское культурное наследие за рубежом.
- Взаимообогащение культур и интеграция России в мировое культурное пространство.
Перечень тем индивидуальных работ
1. Понятие ценностей, их природа, структура, классификация и закономерности функционирования.
2. Традиционная система ценностей российской цивилизации как основа общенационального единства: состав и иерархия.
3. Меры и механизмы реализации культурной политики, оценка состояния культуры и контроль реализации культурной политики на основе ценностно-нормативного цивилизационного подхода.
4. Общественная миссия культуры как инструмента передачи новым поколениям моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности. Исторический путь России как детерминанта ее культурного своеобразия, историческая обусловленность особенностей национального менталитета, ценностных основ жизни российского общества.
5. Государственная культурная политика как один из ресурсов экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизованной самобытности страны.
6. Угрозы и проявления гуманитарного кризиса как основа для выработки государственной культурной политики.
7. Типология моделей государственной культурной политики.
8. Цели, принципы, задачи государственной культурной политики. Специфика российской модели культурной политики.
9. Формирование ценностно-ориентированной культурной политики как основная задача стратегии национальной безопасности РФ. Основные подходы к разработке стратегии государственной культурной политики.
10. Трансформация целей, принципов и задач государственной культурной политики в современной России. Мониторинг эффективности государственной культурной политики на основе ценностно-нормативного и цивилизованного подходов.
11. Формирование новой модели культурной политики. Стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев.
12. Публичный характер законодательства в сфере услуг культуры, общественное обсуждение и экспертные оценки. Основные нормативные правовые акты в сфере культуры.
13. Разработка федеральных и региональных программ сохранения и развития социокультурной сферы.
14. Нормативное правовое измерение культуры и культурной политики. Межведомственное взаимодействие по вопросам культурной деятельности.
15. Кадровая политика и научно методическое обеспечение культурной политики.
16. Основные цели государственной культурной политики: сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей и норм, традиций, и обычаев; содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики.
17. Сохранение единого культурного пространства как фактор национальной безопасности территориальной целостности России.
18. Культурный суверенитет: приоритет ценностей российской цивилизации по отношению к ценностям других цивилизаций.
19. Субъекты и объекты государственной культурной политики. Полномочия, функции и сферы ответственности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления с учетом целей и принципов государственной культурной политики.
20. Современная система управления процессами культурного развития: структура и содержание. Полномочия, функции, формы деятельности и регламенты административных структур в управлении сферой культуры в современной системе управления.
21. Оценка деятельности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики.
22. Инфраструктура сферы культуры. Роль институтов культурной жизни в выработке, обеспечении реализации и мониторинге достижения целей государственной культурной политики.
23. Роль профессионального общества, творческих объединений, союзов и общественных организаций в процессе трансформации системы управления сферой культуры.
24. Формирование информационной грамотности граждан в сфере культуры.
25. Определение этической и эстетической ценности, профессионального уровня государственных теле- и радиопрограмм, продуктов, материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети Интернет.
26. Формирование новой информационной политики в сфере культуры с учетом ценностного и цивилизованного подходов.
27. Единое российское электронное пространство знаний. Национальная электронная библиотека (НЭБ) и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.
28. Государственная поддержка профессиональной творческой деятельности в области культуры, музыки, хореографического и изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусств.
29. Развитие национального сектора массовой культуры, повышение качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, влечение массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики.
30. Развитие профессиональной критики и журналистики в творческих индустриях.
31. Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры. Развитие сети организаций культуры, освоение ими новых технологий культурной деятельности.
32. Многоканальное финансирование деятельности в сфере культуры. Государственно-частное партнерство, негосударственные культурные институции, благотворительность и меценатство.
33. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал, культуру и культурную инфраструктуру.
34. Повышение качества обучения русскому языку и системе общего и профессионального образования. Использование в российском публичном пространстве и государственных средствах массовой информации эталонного русского литературного языка и литературы.
35. Государственная поддержка сохранения и развития языков народов Российской Федерации.
36. Организация и поддержка научных исследований в области русского языка и литературы.
37. Государственная поддержка переводов на русский язык произведений литературы, созданных на языках народов России. Сохранение традиций и развитие отечественной школы художественного перевода.
38. Расширение присутствия русского языка в сети Интернет.
39. Поддержка современного литературного творчества, издания и распространения литературных журналов.
40. Научные исследования древних памятников письменности, создание академических словарей русского языка и электронных лингвистических корпусов, подготовка академических изданий классической литературы и трудов по истории литературы.
41. Развитие книгоиздания и книжной торговли, поддержка социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.
42. Развитие библиотечной сферы как общественного института распространения книги, русского языка, языков народов России, приобщения к чтению.
43. Этнокультурное разнообразие и этнические культурные традиции как источник профессиональной культуры, неотъемлемое условие этнической идентичности, укрепления единства российской нации и гармонизации межэтнических отношений. Этнокультурные объединения.
44. Развитие творческой самодеятельности граждан с учетом этнических традиций, особенностей регионов и местных сообществ.
45. Государственная поддержка традиционной культуры. Создание условий для развития народного творчества.
46. Художественные ремесла и промыслы народов России. Государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел.
47. Научные исследования в области традиционной культуры. Принцип популяризации традиционной культуры.
48. Развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности.
49. Государственная поддержка отечественной кинематографии.
50. Государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства.
51. Развитие театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, циркового, других видов исполнительского искусства в России.
52. Профессиональные сообщества и творческие общественные организации, их роль в регулировании современного художественного творчества и оценке его качества.
53. Приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
54. Система образования в сфере культуры и искусства. Творческие вузы, училища, лицеи, школы искусств.
55. Формирование базовых навыков понимания произведений искусства и культуры в процессе образования, повышение доступности дополнительного образования в области искусств.
56. Развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций. Выявление одаренных детей.
57. Повышение качества подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры, в том числе педагогических и научных.
58. Роль организаций культуры в историческом и культурном просвещении и воспитании.
59. Поддержка государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры через гуманизацию общего и профессионального образования.
60. Вовлечение граждан в просветительскую деятельность. Поддержка обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности.
61. Развитие массового краеведческого движения, деятельности по историческому просвещению граждан.
62. Распространение научных знаний. Просветительская деятельность организаций культуры и профессиональных сообществ.
63. Специфика государственной культурной политики в работе с детьми и молодежью.
64. Государственная поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность. Подготовка кадров для осуществления их деятельности.
65. Личность и общество в контексте государственной культурной политики, условия реализации творческого потенциала личности.
66. Роль семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций российского общества. Возрождение традиций семейного воспитания. Передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.
67. Этнокультурная и религиозная составляющие государственной культурной политики.
68. Русская культура как духовный стержень российской цивилизации. Значение образов русской классики и духовности для общенационального единства.
69. Понятие материального культурного наследия. Классификация объектов материального культурного наследия. Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.
70. Понятие нематериального культурного наследия. Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
71. Опыт использования объектов нематериального культурного наследия в образовательном процессе и социокультурном пространстве.
72. Механизм сохранения материального и нематериального культурного наследия.
73. Система государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.
74. Сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.
75. Участие граждан в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.
76. Волонтерская деятельность в сфере сохранения культурного наследия.
77. Цель и задачи, объекты и субъекты региональной культурной политики.
78. Нормативная правовая база региональной культурной политики. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной культурной политики.
79. Социокультурные особенности региона как основа формирования и реализации культурной политики. Паспорт культурной жизни региона.
80. Региональные программы в сфере культуры. Активизация культурного потенциала территорий. Сглаживание региональных диспропорций.
81. Позиционирование России в мировом культурном пространстве, противостояние культурной унификации, продвижение ценностей российской цивилизации и русской культуры.
82. Цели, задачи и приоритеты политики Российской Федерации в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
83. Продвижение русского языка в мире, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ в иностранных государствах, повышению интереса к русскому языку и русской культуре.
84. Межгосударственное сотрудничество в области образования на русском языке в зарубежных странах и изучение русского языка как иностранного.
85. Государственная поддержка ценностно близких России международных проектов в области искусств, гуманитарной науки, видов культурной деятельности.
86. Русское зарубежье как культурное пространство русского мира. Памятники истории и культуры русского зарубежья.
87. Музеи русского зарубежья. Русский заграничный некрополь.
88. Военно-историческое наследие России за рубежом. Литературное наследие русского зарубежья.
89. Научное наследие русского зарубежья.
90. Сотрудничество профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью, культуры и искусства, с аналогичными общественными организациями зарубежных стран.
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Индивидуальная работа | Форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем работы может достигать 10-12 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка индивидуальной работы подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания индивидуальной работы – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. |
Самостоятельный аналитический исследовательский проект (группа из 2-3 человек) | Совместные аналитические исследовательские проекты (САИП) выполняются группой из 2-3 студентов по выбранной теме из вышеприведенного перечня тем, согласованной с преподавателем. САИП является одним наиболее важных элементов самостоятельной работы студентов, направленным на достижение целей: - получение студентами умений и навыков аналитических исследований, коллективной работы, решения конфликтных ситуаций и достижения конкретных (практических, прикладных) результатов научных исследований; - углубление и расширение теоретических знаний студентов по определению и решению основных проблем культурной политике на микро- и макроуровне. Объем САИП может достигать 25-28 стр.; время отводимое на подготовку до 2 месяцев. |
Требования к оформлению материалов,
Уважаемые студенты, ассистенты-стажеры, аспиранты