Тема 15. Условия эффективности публичной речи
Информирующая (информативная) речь и ее особенности (форма проведения – практическое занятие с использованием коммуникативных игр)
Вопросы по теме:
1.Виды информационных выступлений.
2.Общие правила подготовки информационных выступлений.
Игра «Аннотация» (По О.А. Баевой)
На столе преподавателя лежат библиографические карточки текстом вниз с описанием книг или статей, не знакомых студентам. Участники игры по очереди подходят к столу, берут карточки и рассказывают по ним о якобы прочитанной ими книге, затем отвечают на вопросы товарищей по ее содержанию, оформлению, обстоятельствам приобретения и т.д.
Примеры карточек:
Головачев В.В. Полет урагана. Фантастический роман. М. 1991.
Горбатов А.В. и др. Некоторые причины травматизма на мясокомбинатах //Мясная индустрия. 2004, № 2, с.22-29.
Егоров СМ., Соколов Е.Н. Он + Она. О сексе без ханжества. Ярославль, 1999.
В.И.Петров. Загадки вулканов. М., «Глобус», 1998.
М.Теплякова. Собаки и уход за ними. М., «Пегас», 2001.
М.С.Сементовский. Рытье канав и траншей. М.. «Стройиндустрия», 2005.
В. Инютин. Зачем я собираю марки. М., «Связь-плюс», 2004.
2. Выступление студентов с подготовленными речами.
Руководствуясь изученными правилами построения информационных выступлений, студенты готовят краткие информационные выступления для радио:
Сегодня на концертных площадках нашего города;
Приглашаем на экскурсию;
Открылась выставка;
Происшествие;
Завершился университетский смотр самодеятельности.
Наша футбольная команда играла на выезде.
План оценки выступления
1. Актуальность темы для слушателей
2. Соответствие выступления намеченному плану
3. Логичность изложения материала
4. Аргументированность, использование различных видов аргументов
5. Точность словоупотребления
6. Доступность языка выступления
7. Использование приемов украшения речи (оправданность их употребления или неупотребления)
8. Эмоциональность речи (в зависимости от выбранного стиля выступления)
9. Культура речи
10. Культура жестов
11. Общее впечатление от речи
12. Общее впечатление от оратора
13. Рекомендуемая оценка
Данное задание поможет проверить не только степень усвоения знаний, но и умение анализировать речь выступающего, исправлять ошибки,
Аргументирующая речь (форма проведения – практическое занятие с использованием коммуникативных игр)
Вопросы по теме:
1. Тезис и аргументы
2. Убедительность аргументов.
3. Правила аргументации.
4. Способы аргументации.
5. Правила эффективной аргументации.
Студенты должны дать понятие речевого жанра «Аргументативный текст»; научиться создавать аргументативный текст; развивать умение правильно соотносить элементы аргументативного текста: тезис, аргументы, способы и приемы, доказательства, вывод.
Занятие проводится с использованием коммуникативных игр. Студенты поочередно предлагают друг другу тезисы, требующие приведения аргументации:
1.Игра « С одной стороны, с другой стороны»
Студентам предлагаются утверждения, на которые они должны ответить, частично согласившись и частично возразив против данного тезиса, приведя аргументы «за» и «против».
Образец выполнения задания:
Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье. - С одной стороны, хорошо, когда ты единственный ребенок в семье, все внимание родители уделяют тебе и все свои деньги тратят на тебя; с другой стороны, плохо, когда ты единственный ребенок в семье, потому что часто бывает дома скучно, тебе никто не помогает, никто не защищает тебя. Примеры утверждений:
Хорошо, когда у родителей есть машина.
Хорошо, когда у родителей есть дача.
Хорошо, когда мама не работает.
Хорошо, когда у тебя много друзей.
Хорошо, когда у тебя есть младший брат.
Хорошо, когда у вас есть дома телефон.
Хорошо иметь мобильный телефон.
Хорошо, когда большие праздники.
2. Студентам предлагаются фразы, которые следует представить как аргумент: Используются следующие средства связи частей высказывания: поэтому, неудивительно, вот почему, отсюда следует, теперь становится понятным, теперь появляется возможность, именно из-за этого, а это приводит к том, что и т.д.
Образец:
Погода сегодня плохая. - Погода сегодня плохая, поэтому транспорт плохо ходит; чтобы не опоздать, надо выйти заранее.
Примеры утверждений: Вчера выпал снег
Взрослые тоже могут ошибаться
У самого опытного оратора могут быть неудачные выступления
Мы купили маленький телевизор
Люди стали значительно меньше читать
В России заметно возросло производство пива
Муниципальный транспорт во всех городах испытывает финансовые трудности
Молодежь стала более раскованной
Школьникам негде проводить свободное время
Мобильный телефон нужен каждому
3. Использование приема «Ссылка на авторитеты» при аргументации следующих тезисов (воспользуйтесь сборниками цитат и афоризмов):
Учеба - основа всей дальнейшей жизни человека.
Русский язык - один из самых красивых и богатых языков мира.
Вежливость - важнейшее качество современного человека, помогающее ему установить хорошие отношения с окружающими.
4. Игра «У кого больше аргументов»: две команды по очереди приводят аргументы по каждому тезису и выявляется победитель - кто больше приведет аргументов.
Стипендию должны получать все, потому что...
Не все могут быть отличниками, потому что...
Читать полезно, потому что...
Ссориться плохо, потому что....
Хорошо иметь дома свою комнату, потому что...
Нужно уметь водить машину, потому что...
Хорошо, когда ты одет в джинсы и майку, потому что...
Люблю гулять поздно вечером, потому что...
Я имею право приходить домой поздно, потому что я....
Списывать вредно, потому что…
5. Игра «Полемика»: двое участников по очереди приводят аргументы к противоположным тезисам. Побеждает тот, у кого оказывается больше аргументов. За адекватностью аргументов следят студенты.
Нужно делать зарядку, потому что… / Зарядку делать бесполезно, потому что…
Хорошо, когда у тебя есть братья и сестры, потому что…/ Хорошо быть единственным ребенком, потому что…
Темы рефератов и докладов:
1. Коммуникативная целесообразность речи.
2. Требования, предъявляемые к современному оратору.
Тема 16. Диспут. Дискуссия. Спор. Основные стратегии, тактики и приемы
Задания
1. Какие полемические приемы используются в споре (в ходе дискуссии)? К каким из них вы прибегаете в ситуации спора?
2. Какие требования предъявляются к речевому поведению ведущего? Проанализируйте речевое поведение телеведущих в дискуссионных программах («Глас народа», «Национальный интерес» и т. п.). Соответствует ли это поведение требованиям риторики и культуры речи?
3. Назовите основные способы (средства) развития ораторских способностей. Составьте для себя памятку «Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором».
4. Слушая учебную лекцию (по любому предмету), проанализируйте, какие средства популяризации информации использует преподаватель.
Диспут. Дискуссия. Спор. Основные стратегии, тактики и приемы (форма проведения – практическое занятие)
Занятие проводится в форме спора:
Вопросы по теме:
1. Формулирование тезиса и подбор аргументов в диалоге.
2. Общие принципы классификации аргументов.
3. Доказательство и опровержение в дискуссии.
4. Ошибки и уловки аргументации.
Занятие проводится в форме дискуссии по теме, предложенной студентами: Примерные темы для формулировки тезиса:
- что дает человеку образование?
- должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому?
- можно ли победить коррупцию?
- кто больше успевает - тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает?
- какие жертвы могут принять дети от родителей?
- исправляет ли тюрьма?
- надо ли разрешить курение в школе?
- как победить пьянство?
- нужна ли нам цензура?
- должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания?
- могут ли все жить богато?
- можно ли искоренить преступность? и т.п.
Тезис, сформулированный студентом, должен отражать в виде утверждения его точку зрения, и затем следует доказать правильность этого тезиса, этой точки зрения, приведя в ее поддержку несколько аргументов. При этом необходимо анализировать стратегии, тактики и приемы, используемые в ходе дискуссии. Составление и исполнение диалогов на предложенные темы способствует закреплению навыков полемического мастерства.
Темы рефератов и докладов:
1. Ошибки (уловки) в споре.
2. Цель речи. Анализ аудитории.
3. Стратегии убеждения.
Беседа и её типы речь (форма проведения – практическое занятие с использованием коммуникативных игр)
Занятие направлено на выявление ОК-7
Вопросы по теме:
1. Принципы поведения собеседников.
2. Две стратегии поведения собеседников.
3. Непродуктивные модели беседы.
4. Основы ведения деловой беседы.
5. Этапы деловой беседы.
1. Коммуникативная игра «Знакомство». Каждая группа участников
получает по три визитных карточки и закрепляет за участниками конкретную роль (бизнесмен мистер Твистер; пенсионерка; бывшая прима-балерина Ольга Сергеевна и пр.) Участник, получивший визитную карточку, переходит от одного партнера к другому и представляется как «мистер Твистер» и т.д. Коммуникативная задача - расположить собеседника к себе, подготовить почву для приятного и эффективного общения.
Темы рефератов и докладов:
1. Речевой этикет в различных коммуникативных ситуациях.
2. Невербальные средства общения.
3. Русские традиции красноречия.
4. Великие ораторы России.
5. «Ораторский страх» и пути его преодоления.
6. Средства выразительности в публичном выступлении.
7. Искусство спора, дискуссии, полемики.
8. Значение риторики для профессионального роста менеджера.
9. Этика делового общения
10. Речевой этикет: «максимы вежливости» и средства их выражения
11. Этика бизнеса в странах Южной Европы
12. Интернет как новое средство коммуникации