Вопрос 19. Аспекты техники речи как условия эффективности педагогического взаимодействия: голос и его характеристики, дикция, темп, паузирование, интонирование.

Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз.

2. Простота и ясность изложения.

3. Выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция.

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

а) правильное ударение в словах;

б) исключение местных диалектов.

5. Правильное использование специальной терминологии:

а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;

б) исключение жаргонных.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. Голос образуется в гортани: струя выдыхаемого воздуха, проходя через сомкнутые голосовые связки, вызывает их колебания, в результате образуется слабый звук, усиливающийся затем так называемыми верхними резонаторами и приобретающий индивидуальную окраску (тембр).

Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Учитель должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Выcота голоcа — это его cпоcобноcть к тональным изменениям, то еcть его диапазон.

Тембр голоcа — неповторимая индивидуальная окраcка, которая обуcловлена cтроением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихcя в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полоcть рта и полоcть ноcа). Еcли нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то иcпользование верхних резонаторов может поддаватьcя cовершенcтвованию.

Дикция– это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприятия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небрежная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содержания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов «проглатываются».

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Темп речи также определяет ее выразительность.

Паузирование и интонирование.

Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Вопрос 20. Невербальные средства педагогического общения как доминанта тональности коммуникации (дистанция, поза, мимика, жесты). Культура внешнего вида учителя.

Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаём и получаем 20–30 % информации. Остальная коммуникация осуществляется за счёт невербальных средств: 52 % информации мы получаем через «считывания» жестов, поз, мимики, а 38 % — через околоречевые сигналы (темп, тембр и пр.)

1. Дистанция.

Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл:

– интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей

– персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса

– социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный

– публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией

Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Поза.

– “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика.

– “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.

Мимика.

Мимика играет особую роль в передаче информации. Лицо – главный источник информации о психологическом состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно во много раз лучше, чем тело. Известным фактом является то, что при неподвижном лице учителя теряется до 10-15 % информации.

Существует шесть основных эмоциональных состояния – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. В мимическом выражении этих состояний все движения мышц лица скоординированы. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Например: ученик заинтересован, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.5.

Культура внешнего вида.

Внешний вид учителя играет важную роль в создании общего впечатления.

Имидж учителя начинается с его внешнего вида: джинсы, толстовки, спортивную одежду из рабочего гардероба необходимо исключить. Предпочтение отдается классическим, строгим, респектабельным костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой.

При выборе одежды важную роль играет цветовая гамма. Не стоит проводить урок в платье огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. По этой же причине не нужно подбирать одежду с множеством драпировок, воланов, сложного кроя. Украшения необходимо ограничить минимальным количеством или оставить для вечера. Допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней.

Внешний вид педагога не должен отвлекать учеников от урока, вместе с тем, важно, чтобы учитель чувствовал себя комфортно во время изложения материала. Одежда не должна сковывать движения и мешать перемещаться между рядами парт.

Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение.

Жесты привлечения внимания, указания, утвердительные и отрицательные кивки головой, просьбы, запрета, подчеркивания — самые распространенные учительские жесты.

Любой урок начинается с приветствия. Если учитель недоволен классом, то он приветствует класс молчаливым кивком; в ситуации эмоционального подъема или при сообщении какой-либо радостной новости учитель может приветствовать класс поднятием руки над головой. Очень редко в знак дружеского или уважительного расположения, учитель может пожать руку ученику или похлопать его по плечу. Дети очень чувствительны к подобным жестам.

При вызове учащегося для ответа учитель может активно использовать кивки головой или указательные жесты рукой, желательно параллельно со словесной формулировкой вопроса (это экономит время, поскольку не произносится фамилия вызываемого ученика). Вызвать ученика можно и прикоснувшись к его плечу или руке, если ребенок находится недалеко от учителя. Недопустимо тыкать в ребенка указкой. При ответе ученика со стороны учителя уместны различные модальные жесты-символы: неодобрения, одобрения, удивления, сожаления, иронии, благодарности; жесты принятия информации и внимания (вместе с мимикой). Недопустимо применение учителем любых жестов оскорбления и угрозы.

Наши рекомендации