Франко-фламандская живопись
Европейский Ренессанс
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Оно представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии Ренессанс происходил в 14-16 вв., в других странах – в конце 15-16 вв.
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы. В Италии разыскивали рукописи античных писателей, извлекали из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, это была грандиозная культурная революция, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Т
Новый взгляд на мир получил название гуманизма. Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества – ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармоничной, творческой личности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, наконец, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.
Ренессанс в Италии
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на этапы:
*Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто)- середина 14-15 вв.
* высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй трети 16 в.
*поздний Ренессанс - вторая треть 16 в. – первая половина 17 в.
Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух школ – флорентийской и венецианской. Первая доминировала в раннем и высоком Ренессансе, вторая – в высоком и позднем.
Основоположником флорентийской школы явился Джотто (12-14 вв.). В начале 15 в. Флорентийская школа становится авангардом гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли). Своего расцвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углублённое религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.
Венецианская школа наибольший расцвет пережила во второй половине Возрождения – в 15-16 вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто), а затем в 18 в. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.
В самостоятельный этап выделяют Проторенессанс (середина 13-начало 14 вв.). Его относят не к собственно Ренессансу, а к подготовительному этапу. Проторенессанс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265-1321), зодчего Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне (1266-1337), которые подготовили почву для искусства Возрождения.
Треченто- (14 в.) характеризуется культурными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто, зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архитектуры (собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и др.). Тогда же североитальянские города – Флоренция и Болонья. Падуя и Пиза, Перуджия и Римини – создали в музыке свое ars nova (новое искусство).
Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и поэтические трактаты) самым значительным считается «Божественная комедия» - эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище, «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте приписывают роль создателя итальянского литературного языка.
Джотто явился создателем новоевропейской живописи. Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские сюжеты с небывалой жизненной убедительностью. Использовав ряд известных в его время приемов - угловые ракурсы, упрощенную, так называемую античную перспективу, он сообщил художественному пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной светотеневой моделировки при помощи постепенного высветления основного, насыщенного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность.
К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов – Франческа Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Наряду с Данте они считаются создателями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».
Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическую повесть «Фьяметта» (1343), пасторали, сонеты. Самым значительным художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл.
Выдающимся мастером раннего Ренессанса является Сандро Боттичелли (1445- 1510). Среди его работ наибольшую известность приобрели картины «Весна» и «Рождение Венеры». Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенно поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.
Представителями раннего Возрождения был архитектор Филиппе Брунеллески (1377 -1446), построивший купол Флорентийского собора и внесший большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы) и скульптор Донателло (ок. 1386 – 1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой скульптуры и скульптурной группы, живописного рельефа.
С тех пор в архитектуре стали ведущую роль играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.
Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех великих мастеров – Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520) и Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся на период экономического и политического упадка Италии.
Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат также многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии.
Младший современник Леонардо, великий живописец Рафаэль вошел в историю ка создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери). Величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектами дворцов, вилл, росписи парадных залов Ватиканского дворца. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работал с натуры, изучал анатомию, механику движений, сложные позы м ракурсы, искал компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Последним титаном высокого Возрождения стал Микеланджело – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце ( 1508-1512). Общая площадь фрески 600 м2. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от Сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд». Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор – став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.
На период высокого и позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих живописца – Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт», Тициан (ок. 1589/90-1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого обучался, главой венецианской школы. Общим для Джорджоне и раннего Тициана является ярко выраженный светский характер живописи и жизнеутверждающие мотивы. В отличие от мрачных флорентийцев венецианцы, кажется, находят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы.
Период позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.
Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Бронзино (1503-1572), работавших преимущественно в жанре портрета. К маньеризму относят творчество Якопо Тинторетто (1518-1594), представителя венецианской школы позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозности замыслов. ОН создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника. Другой представитель венецианской школы, великий живописец Паоло Веронезе (1528-1588), создавший множество праздничных, светских по духу картин, тем не менее, применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывающий одну из самых любимых теми маньеризма – фантастический пейзаж или пейзаж с руинами.
Основоположником реалистического направления в европейской живописи 17 в. является Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610). Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта. Он стал инициатором крупного переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников. Его искусство оказало огромное влияние на ведущих западноевропейских мастеров 17 в. – голландцев, фламандцев, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджизм породил два популярных жанра: натюрморт и сцены из народной жизни, ставших особенно популярными в Европе.
Северное Возрождение
Под Северным Возрождением подразумевают культурное своеобразие Англии, Германии, Испании, Нидерландов, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.
Реформация (от лат. Reformatio- преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, например, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.
Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера (148301546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация – проведение религиозных преобразований в его духе).
Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С Творчеством трех художников - Грюневальда (между 1470-и 1475-1528), Дюрера (1471-1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498 – 1543) – связан золотой век немецкой живописи.
Альбрехт Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него ведущее место. Наследие Дюрера –рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, про обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными графическими техниками – от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса». Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.
Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд (Матис Нитхардт), Лукас Кранах Старший.
Ренессанс в Англии
Английский Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец 16-начало 17 вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Конец 16 в. – период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще елизаветинской эпохой. Вырос престиж театра: актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружили всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов – вельмож. В 1576 г. в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х гг. тактих театров было уже несколько. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.
Первый комедии Шекспира, в частности, «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Однако на рубеже 16-и 17 вв. его мировосприятие изменилось. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства и Церкви. В трагедиях «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1694), «Король Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспира – мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир не способен помочь им обрести себя.
Франко-фламандская живопись
Начиная с 15 в. Нидерланды стали крупеным центром европейской культуры. В те времена именем Нидерланды, которое сегодня является неофициальным названием Голландии, обозначалась северо-восточная часть Франции, территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Границы исторических Нидерландов и современных (Голландии) не совпадают.
Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469-1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости», «Домашние беседы», в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости.
В живописи Ренессанс Нидерландов представлен двумя поколениями художников. Первое поколение относится к раннему периоду Возрождения и представлено такими именами, как Ян Ван Эйк (1390-1441) («Портрет четы Арнольфани»), Иероним Босх (1460-1516) («Корабль дураков», «Воз сена»), Питер Брейгель Старший (1525-1569 («Охотники на снегу», «Слепые» «Битва сундуков и копилок», «Пиршество тощих»). Второе поколение нидерландцев представлено искусством 17 вв.: Франс Хальс (между 1581-и 1585 -1666), Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Антонис Ван Дейк (1599-1641), Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-16690, Ян Вермеер Дельфтский(1632-1675)(«Служанка с кувшином молока», «Девушка с письмлм», «Кружесвница»), Якоб Йорданс (1593-1678) («Праздник бобового короля», «Как поют старики, так пищат малыши»).
Начало французского Возрождения относится к 15 в. Ему предшествовал процесс формирования французской нации и образования национального государства. На королевском престоле – Валуа. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Французское Возрождение носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты, начиная с Карла V.
Самым крупным творцом раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и Людовика XI Жан Фуке (1420-1481). Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов. Кроме того, он писал портреты, картины на исторические темы.
В начале 16 в. Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. При Франциске I , поклоннике Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится официальной модой. Итальянские мастера Россо и Приматиччо, приглашённые Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 г. школу в Фонтенбло. Этим термином принято обозначать направление во Французской живописи, возникшее в 16 в. в замке Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также к маньеризму. Школа Фонтенбло прославилась созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка.
В 16 в. закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен Дю Белле (152201560) в 1549 г. опубликовал программный манифест «Защита и прославление французского языка». Он и поэт Пьер де Ронсар (152401585) явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы эпохи Возрождения – «Плеяды», которая видела свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими языками – греческим и латынью. Поэты «Плеяды» ориентировались на античную литературу.
Среди выдающихся представителей французского Возрождения был также писатель – гуманист Франсуа Рабле (1494 -1553). Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедический памятник культуры Французского Возрождения. В основу книги легли распространённые в 16 в. народные книги о великанах.
Точку в культурном развитии Франции 16 в. поставил великий философ-гуманист Мишель де Монтень (1533-1592). Книга эссе, отмеченная вольнодумством ми своеобразным скептическим гуманизмом, представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень трактует его в эпикурейском духе - принимая все, что отпущено человеку природой.
Возрождение в Испании
Культура Испании развивалась на фоне усиления католической идеологии, выразившемся в небывалом распространении инквизиции.
После 1530 г. маньеризм завоевал практически всю Европу. Испанцы, в первую очередь великий Эль Греко (1541-1614), восхищались изящными творениями маньеристов. Византийская традиция плоскостной живописи сочеталась у него с контрастностью ярких и темных тонов, присущей венецианской школе. Испанское влияние отразилось в мистической манере письма. Он идеализировал изображаемых им людей, и, удлиняя их тела и лица, подчинял естественные пропорции выразительности образа. ИМ созданы религиозные, жанровые картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо»).
17 в. считается ив Испании, как и Нидерландах, золотым веком. Этот термин обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега, но его можно применить и к живописи Франсиско де Сурбарана («Святой Себастьян»), Диего Веласкеса («Вакх», «Сдача Бреды», «Завтрак», «Пряхи»), и Мурильо. Крупными центрами стали Мадрид и Севилья.
В литературной области получают широкое распространение рыцарский и плутовской романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был Мигель де Сервантес (1547 – 1616), автор всемирно известного романа «Дон Кихот».
Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562-1635). Как и его младшие современники Тирсо де Молина и Кальдеронде Ла Барка, драматург своим поистине небывалым творчеством (свыше 2000 произведений, известны 500) способствовал бурному расцвету испанской комедии, которой тогда считалась любая трёхактная пьеса, написанная в стихах. Перу Лопе де Вега принадлежат исторические и социально-политические драмы, комедии о любви (наиболее известны «Собака на сене», «Учитель танцев»).