Глагол и глагольные формы в аспекте культуры речи
1.В каком ряду все глаголы сочетаются с глаголами начал, продолжал, закончил?
1) Рисовать, решить, смотреть.
2) Убирать, строить, копать.
3) Петь, прогулять, увидеть.
4) Копать, выносить, переделывать.
2.Из приведенных ниже слов выберите то, в котором суффикс –ну- семантически очень значим.
1) Глохнуть.
2) Вскрикнуть.
3) Привыкнуть.
4) Мокнуть.
3.Укажите номер слова с просторечной окраской.
1) Прилягте.
2) Почисти.
3) Бежи.
4) Выбросьте.
Укажите номер предложения, в котором глагол употреблен не в том значении.
1) В кресле дремлет котенок.
2) Его постоянно что-нибудь гложет: то злость, то зависть, то ревность.
3) Почини кран: вода все время каплет.
4) Налагать повязку тоже надо уметь.
Выберите вариант, в котором все глаголы могут образовывать деепричастия настоящего времени.
1) Вкладывать, заподозрит, поднимать.
2) Допустить, анализировать, слышать.
3) Беспокоиться, оправдывать, устанавливать.
4) Гоняться, принести, поймать.
Укажите предложения, в которых неверно употреблена форма деепричастия.
1) Приехав в Москву, сразу идите на Красную площадь.
2) Часто ездя в командировки, он привык жить в гостиницах.
3) Он шел не торопившись.
4) Выбирая подарки, прислушивайтесь к голосу сердца.
Определите, в каких предложениях допущены неточности в употреблении причастий и причастных оборотов.
1) Купил иллюстрированный журнал цветными фотографиями.
2) Внизу зелеными волнами шумит померкнувшая река.
3) На столе лежали разбросанные карандаши и тетради.
4) Дождь копошился в опавших листьях.
8.Укажите случаи неоправданного употребления глаголов с –ся.
1) От волнения сердце бьется чаще.
2) В начальной школе тетради собираются ежедневно.
3) Этот роман читается на одном дыхании.
4) Детьми часто совершаются непонятные поступки.
Отметьте фразы с неточным употреблением глаголов-синонимов.
1) Выпускаемые автомобили не соответствуют современными требованиям.
2) Осталось только заплатить за билеты.
3) По окончании работ нам предъявили счет.
4) С виновника взыскали материальный ущерб.
Укажите предложения, в которых неверно употреблен деепричастный оборот.
1) Читая новый журнал, он сосредоточен.
2) Он пошел в глубь комнаты, оставив дверь открытой.
3) Приехав домой, мы сели ужинать.
4) Нынче, увидев ее мельком, она ему показалась еще лучше.
Орфоэпия. Акцентология.
1. Укажите слова со звуком [о] (графическим е):
1)Афера.
2)Опека.
3)Шлем.
4)Двоеженство.
2. Отметьте слова, в которых произносится [чн]:
1)Будочник.
2)Горячечный.
3)Девичник.
4)Встречный.
3. Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог:
1)Темно.
2)Алкоголь.
3)Искра.
4)Гусеница.
4. Определите слова со вторым ударным слогом:
1) Каталог.
2) Окружит.
3) Овен.
4) Огниво.
5. Укажите слова, в которых ударение поставлено неверно:
1)Наморит.
2)Плесневеть.
3)Побаловать.
4)Заиндевелый.
6. Укажите слова с первым ударным слогом:
1)Курень.
2)Лассо.
3)Лацкан.
4)Спало.
7. Найдите слова, в которых ударение падает на третий слог:
1)Кружевца.
2)Глашатай.
3)Исповедание.
4)Дочерна.
8. Определитё слова с акцентологическими вариантами:
1)Творог.
2)Тефтели.
3)Гренки.
4)Лосось.
9. Отметьте строку, в которой все расположенные слова имеют ударное окончание:
1)Началась, начались, областей, ведомостей.
2)Простыней, плоскостей, близки, начата.
3)Прибылей, мощностей, клала, создала.
4)Создали, начала, местностей, отраслей,
10. Укажите слова с твердым согласным перед е:
1)Академия.
2)Декада.
3)Интеллект.
4)Кодекс.
Синтаксические нормы русского языка
Отметьте предложения с синтаксическими ошибками.
1)В современном мире бурно развиваются наука, техника, образование.
2)Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.
3)Четыре пса бежали за нами следом.
4)И психика и разум людей построен так, чтобы все непонятное со временем являлось доступным.