Глагол и глагольные формы в аспекте культуры речи

1.В каком ряду все глаголы сочетаются с глаголами начал, продолжал, закончил?

1) Рисовать, решить, смотреть.

2) Убирать, строить, копать.

3) Петь, прогулять, увидеть.

4) Копать, выносить, переделывать.

2.Из приведенных ниже слов выберите то, в котором суффикс –ну- семантически очень значим.

1) Глохнуть.

2) Вскрикнуть.

3) Привыкнуть.

4) Мокнуть.

3.Укажите номер слова с просторечной окраской.

1) Прилягте.

2) Почисти.

3) Бежи.

4) Выбросьте.

Укажите номер предложения, в котором глагол употреблен не в том значении.

1) В кресле дремлет котенок.

2) Его постоянно что-нибудь гложет: то злость, то зависть, то ревность.

3) Почини кран: вода все время каплет.

4) Налагать повязку тоже надо уметь.

Выберите вариант, в котором все глаголы могут образовывать деепричастия настоящего времени.

1) Вкладывать, заподозрит, поднимать.

2) Допустить, анализировать, слышать.

3) Беспокоиться, оправдывать, устанавливать.

4) Гоняться, принести, поймать.

Укажите предложения, в которых неверно употреблена форма деепричастия.

1) Приехав в Москву, сразу идите на Красную площадь.

2) Часто ездя в командировки, он привык жить в гостиницах.

3) Он шел не торопившись.

4) Выбирая подарки, прислушивайтесь к голосу сердца.

Определите, в каких предложениях допущены неточности в употреблении причастий и причастных оборотов.

1) Купил иллюстрированный журнал цветными фотографиями.

2) Внизу зелеными волнами шумит померкнувшая река.

3) На столе лежали разбросанные карандаши и тетради.

4) Дождь копошился в опавших листьях.

8.Укажите случаи неоправданного употребления глаголов с –ся.

1) От волнения сердце бьется чаще.

2) В начальной школе тетради собираются ежедневно.

3) Этот роман читается на одном дыхании.

4) Детьми часто совершаются непонятные поступки.

Отметьте фразы с неточным употреблением глаголов-синонимов.

1) Выпускаемые автомобили не соответствуют современными требованиям.

2) Осталось только заплатить за билеты.

3) По окончании работ нам предъявили счет.

4) С виновника взыскали материальный ущерб.

Укажите предложения, в которых неверно употреблен деепричастный оборот.

1) Читая новый журнал, он сосредоточен.

2) Он пошел в глубь комнаты, оставив дверь открытой.

3) Приехав домой, мы сели ужинать.

4) Нынче, увидев ее мельком, она ему показалась еще лучше.

Орфоэпия. Акцентология.

1. Укажите слова со звуком [о] (графическим е):

1)Афера.

2)Опека.

3)Шлем.

4)Двоеженство.

2. Отметьте слова, в которых произносится [чн]:

1)Будочник.

2)Горячечный.

3)Девичник.

4)Встречный.

3. Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог:

1)Темно.

2)Алкоголь.

3)Искра.

4)Гусеница.

4. Определите слова со вторым ударным слогом:

1) Каталог.

2) Окружит.

3) Овен.

4) Огниво.

5. Укажите слова, в которых ударение поставлено неверно:

1)Наморит.

2)Плесневеть.

3)Побаловать.

4)Заиндевелый.

6. Укажите слова с первым ударным слогом:

1)Курень.

2)Лассо.

3)Лацкан.

4)Спало.

7. Найдите слова, в которых ударение падает на третий слог:

1)Кружевца.

2)Глашатай.

3)Исповедание.

4)Дочерна.

8. Определитё слова с акцентологическими вариантами:

1)Творог.

2)Тефтели.

3)Гренки.

4)Лосось.

9. Отметьте строку, в которой все расположенные слова имеют ударное окончание:

1)Началась, начались, областей, ведомостей.

2)Простыней, плоскостей, близки, начата.

3)Прибылей, мощностей, клала, создала.

4)Создали, начала, местностей, отраслей,

10. Укажите слова с твердым согласным перед е:

1)Академия.

2)Декада.

3)Интеллект.

4)Кодекс.

Синтаксические нормы русского языка

Отметьте предложения с синтаксическими ошибками.

1)В современном мире бурно развиваются наука, техника, образование.

2)Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.

3)Четыре пса бежали за нами следом.

4)И психика и разум людей построен так, чтобы все непонятное со временем являлось доступным.

Наши рекомендации