Вопрос 37. Др.Рим. «Римский миф» и его отражение в культуре и искусстве
Культуру Древнего Рима сравнивают с культурой США, так как она является подражательной культурой. Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Они используют иноземные достижения во многих областях в практических целях.
Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права. Высокого уровня достигло ораторское искусство (Цицерон), философия (Сенека), литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций).
В области материальной культуры высокого уровня достигла архитектура. Главенствовал принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления. Римские строители широко использовали бетон, почти целиком из бетона построен храм Пантеон и фундамент Колизея. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки (колодцы). В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы. Во время правления Августа Рим стал мировой столицей, начался небывалый расцвет искусства и строительства. Не зря этот период связан с началом золотого века римской культуры (I в. до н.э. — I в. н.э.). В целом древнеримская культура сформировала особый вид культуры — зрелищно-народную. Встречи триумфаторов, цирковые игры, бои гладиаторов заняли важное место в жизни римлян. Лозунг «хлеба и зрелищ» выполнялся строго, что порождало паразитизм в обществе, нежелание активно трудиться, что и привело в IV в. до н.э. к расколу империи, а затем в 476 г. к падению западной римской империи.
АрхитектураВысокого уровня развития достигла архитектура, которая испытывала сильное влияние этрусской и греческой. Но в то же время, в сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, подавляющие человека; для них характерна монументальность, пышная отделка зданий. Больший интерес ролявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции – арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий: базилики (совершались торговые сделки, вершился суд); амфитеатры, (устраивались гладиаторские бои); цирки (проходили соревнования колесниц); термы (комплекс банных помещений).
Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Во время завоеваний Греции и эллинистических государств в Рим в огромном количестве вывозились материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римской скульптуры. Исключение составил жанр портрета в скульптуре – портретные статуи (традиции этрусков). Римляне создали тип статуи "тогатус", изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Характерная черта мышления – практицизм, развитие прикладных наук. Высокого уровня развития достигла юриспруденция – в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, среди которой необходимо отметить 18 книг "Гражданского права" и "Дефиниции" Квинта Муция Сцеволы. Таким образом, культура периода республики представляла собой эклектичное соединение различных начал – этрусского, греческого, собственно римского, италийского. С 31 г. до н. э. начинается история империи и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой – античную интеллигенцию – учителя, мастера риторики, философы, поэты, писатели.
Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы, храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени – начальная, средняя, высшая. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.
Но в то же время, рост благосостояния породил у аристократии потребительство, стремление к материальным благам и развлечениям, что отразилось в лозунгах "лови момент", "хлеба и зрелищ". Одно из важнейших достижений римской культуры – литература. Это – творчество таких писателей как Апулей, Плиний Младший, поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами, произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.
Наука и искусствоВ сравнении с литературой достижения науки не столь значительны. Хотя и получили определенное распространение географически, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля-центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.
В этот период были восприняты и развиты достижения греческой науки в области сельского хозяйства, военном деле, строительстве.
Если наука в эпоху поздней империи не получила значительного развития, то архитектура, портретная скульптура, декоративно-прикладное искусство и поныне остаются шедеврами мировой художественной культуры. Римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол). В I-II вв. н. э. сооружены два наиболее известных архитектурных памятника – Колизей, самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон – храм во имя всех богов. Пантеон, круглое в плане здания, перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м. Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, научились сооружать купола такого размера.
Искусство пронизывало повседневную жизнь римлян, было одним из средств разумной организации жизни. Поэтому первоочередное значение придавалась практицизму и реалистичности На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы возлагали надежды и искали утешения то у бродячих философов, то у восточных богов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия.
Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Учение об искупительной жертве распятого на кресте Христа было "евангелием" – "благой вестью" для них, ибо несло надежду и утешение. Ученики Христа, "апостолы", разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины. В конце II в. н. э в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерны признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Разлагается античная традиция, идет борьба ее с новыми, христианскими принципами. Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.
Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно-римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.
Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей. Древнейший период римской религии вызывает самые противоречивые мнения ученых. В частности, это касается вопроса о мифологии – у римлян отсутствуют какие-либо мифы, относящиеся к данному периоду и, более того, имеющие сходство с мифологией близких им народов (типичные сюжеты мифов). Некоторые исследователи полагают, что у римлян была примитивная мифология, впоследствии забытая; отголоски ее сохранились в ставших непонятными ритуалах. Одним из древнейших в римской мифологии и религии считается бог Янус. Двуликий Янус (изображавшийся с двумя лицами) был богом всякого начала, входов и выходов, дверей и ворот. Но, возможно, первоначально он был создателем мира и первых людей.
Со временем римские боги начинают приобретать индивидуальность, определенные функции. Одними из первых устанавливаются культы Юпитера (бога неба, а так же покровителя виноградной лозы), Марса (покровителя растительности, плодородия, позже – бога войны), Квирина (покровителя народного собрания). В VI веке до н.э. на Капитолийском холме сооружается первый храм Юпитера, Юноны (покровительницы брака, семьи и деторождения) и Минервы (покровительницы ремесленников). Капитолийская троица оттеснила на задний план троицу Юпитера, Марса и Квирина, а храм стал центром окончательно оформившегося как единый город Рима.
Римская религия формировалась как результат слияния религиозных культов этрусков, римлян и италиков (других племен, проживающих на Аппенинском полуострове). По мере расширения римской общины, вхождения в нее все новых племен и областей расширялся римский пантеон богов. Но одновременно происходила централизация культа, своеобразный “естественный отбор” богов. С усилением мощи Рима на первое место выдвигались боги, наиболее тесно связанные с его возвышением. С этими процессами связано складывание специфической римской мифологии, по форме отличной от мифологии других народов, но по сути имевшей ту же задачу: объяснить прошлое, оправдать настоящее и наметить цели на будущее. Такую задачу выполнял “римский миф”, главная идея которого – исключительность судьбы Рима, предначертанная богами.
По мере роста римского государства, включения в него территорий за пределами Италии, римский пантеон пополнялся новыми богами и богинями. Особенно крупное значение в этом смысле имело влияние греков. Проникновение в Рим греческой мифологии в немалой степени определялось стремлением связать древнейшую историю Рима и Италии с греческой, поскольку в глазах эллинов римляне оставались еще варварами. Римские боги отождествлялись с греческими (Юнона – Гера, Минерва – Афина, Марс – Арес, Венера – Афродита и т. д.). Данное отождествление наиболее ярко проявилось в римском искусстве и литературе. Именно во многом благодаря греческому влиянию римские боги получают антропоморфный облик. Римляне начинают воздвигать статуи богам. Римские драматурги пишут по греческим образцам трагедии и комедии с греческими персонажами, называя греческих богов именами римских богов. Поэты свободно пользуются образами и ситуациями греческих мифов. Но знакомство с греческой религией и мифологией не могло существенно повлиять на глубинные основы римской религии, на “римский миф”.