Античной идеал красоты, его отражение в античном искусстве и архитектуре.

конецформыначалоформыСо времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с понятием космоса, как миропорядка, целесообразности, украшения.[4]

Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.

Понятие красоты, как олицетворения блага, относилось Аристотелем к сугубо нравственной, не рассудочной категории. Красота здесь — вершина, совершенство. По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом философского творчества Платона.

Восприятие красоты (в этом случае красота воспринималась в тесной связке с благом) античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному. Работы неоплатоников оказали непереоценимое влияние на философию патристики.

Теологизация средневековой философии. Этапы её развития (апологетика, патристика, схоластика).

АпологетикаАпологетика (греч. apologetikos - защищающий) - отрасль теологии. Цель А.- защита и оправдание вероучения о помощью доводов, обращенных к разуму. А. включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает А., исходя из примата веры над разумом. В состав А. входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий. Внутренняя порочность А. состоит в том, что, обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума осн. религиозных догматов, т. е., будучи по форме рационалистической, А. иррационалистична по своему содержанию. Для А. характерны изощренная софистика, крайняя предвзятость и догматизм, обскурантизм и антинаучность. Совр. религиозная А. тесно связана о буржуазной А. и религиозной философией. В переносном смысле А. - предвзятая защита, тенденциозное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь.

конецформыначалоформыПатристика (от греч. patér, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом (см. Неоплатонизм).

Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церковной доктрины с опорой на идеалистическое умозрение. Высшей точки П. достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во 2-й половине 5 в. появляются Ареопагитики — попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для средневековой эстетики. Заключительный период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.— 1-я половина 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики. В дальнейшем основные проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются западноевропейской и византийской схоластикой.

конецформыначалоформыСхоластика Иоанн Скот Эриугена

Схоластика - от греческого схоластикос, т.е. школьный, ученый, это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот. Ее главным центром был парижский университет. Основной жанр - "сумма" - энциклопедический свод ответов на вопросы.
Скот представлял схоластику 13 - 14 веков. Был ирландцем, знатоком греческого языка. Значительную часть своей жизни провел под покровительством Карла "Лысого", короля Франции. Разум он ставил выше веры, авторитет церковников ни во что не ставил, но сами церковники обращались за его мнением. Начало и конец его жизни неизвестны. Родился около 800, умер около 877 гг. Французский король пригласил его во Францию и поставил во главе придворной школы.
Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии - бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве бытия. Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено: человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях, таких как бог или ангелы. Категории бытия последнее мыслится как нечто запредельное и неопределенное. В телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы бытия. Душа едина и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов на которые они направлены: способности направленные на чувственные предметы называются чувственными, направленные на умозрительные - мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредствам особой формы - телесности, которая отличается от самой души.
В учении о познании Скот подчеркивал активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность - оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмет.



Наши рекомендации