Комплекс светотехнического

Оборудования сцены

Все помещения театра можно разделить на две части: зрительскую и сценическую. К зрительской части относятся помещения, которые

зрители посещают во время представления и до него: зрительный зал, фойе, вестибюли, гардеробы, буфеты. Эти помещения освещаются в со­ответствии с творческими замыслами архитектора — автора здания. Та­ким образом, это одна из разновидностей архитектурного освещения интерьера. В сценическую часть входит сцена, а также вспомогательные и технические помещения, которые используются для подготовки и проведения представления исполнителями и работниками театра. К вспомогательным помещениям относятся технические помеще­ния, где готовятся к представлению. Это артистические уборные, гри­мёрные, костюмерные, осветительный цех, мебельные, реквизитор­ские. А также складские помещения: склады декораций, мебели, бута­фории, реквизита, костюмов и прочего. Вторая группа технических по­мещений служит для производства и изготовления материальной части представления: столярный, слесарный цеха, мебельные, бутафорские, пошивочные, макетные и другие мастерские. К техническим помеще­ниям относятся и административные помещения (бухгалтерия, репер­туарная часть и другие). Во вспомогательных помещениях делают рабо­ту различной сложности, требующую и различной степени освещённо­сти. Так, например, в пошивочных, макетных, постижёрских мастер­ских выполняются точные работы, для которых нужна хорошая осве­щённость. Требования к освещённости в складах различного назначе­ния, конечно, значительно скромнее. Осветительные установки во вспомогательных помещениях близки к осветительным установкам промышленного назначения. Нормирование, проектирование и экс­плуатация осуществляются в соответствии с общими положениями по освещению административных и промышленных зданий. Однако надо учитывать, что источники света должны по спектральному составу со­гласовываться со спектром сценического освещения. Это особенно ка­сается помещений, связанных с окраской изделий. В таких помещени­ях как артистические уборные, постижёрские и живописные мастер­ские пользуются лампами накаливания. Выбор источника света, распо­ложение рабочей поверхности, нормируемые значения горизонталь­ной, вертикальной и цилиндрической освещённостей регламентирова­ны «Отраслевыми нормами освещённости зрелищных зданий». Для освещения сцены применяются светильники, прожекторы и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся несколько модификаций приборов с диффузными и направленно-­рас­сеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркаль­ными лампами, применяются только для освещения плоских экранов­-задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи сценического освещения решаются с применением приборов прожек­торного типа. Проекционные приборы используются, помимо своего прямого назначения (создания статического проекционного изображе­ния на экране или заднике), для различного рода сценических эффек­тов, в том числе динамических. Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металличе­скую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сцениче­ской осветительной практике широко распространены приборы про­жекторного типа: одно-линзовые, со сферическим отражателем, парабо­лическим отражателем и усложнённой оптической системой. Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регули­рования угла рассеивания светового потока. В одно-линзовых прожекто­рах со сферическими отражателями это достигается с помощью фоку­сирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой — с помо­щью различного рода диафрагм, профилирующих шторок­лекал и объ­ективов с переменным фокусным расстоянием. В одно-линзовых про­жекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения каретки с источником света по направлению к оптическому элементу, что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновре­менном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5—45 градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапа­зон небольшой — в пределах 5–10 градусов. В приборах с усложнённой оптической си­стемой используется схема с эллипсоид­ным отражателем. В плоскости кадрового окна устанавливается ирисовая диафрагма и профилирующие шторки-­лекала, позво­ляющие изменить угол рассеивания свето­вого потока. Применение системы линз позволяет изменять угол рассеивания с од­новременным изменением освещённости. Для возможности управления прибо­ром, установленным в недоступном во вре­мя проведения спектакля месте, предусмо­трены модификации прожекторов с дис­танционным управлением. Прожекторы снабжены электроприводами, позволяю­щими дистанционно наклонять и повора­чивать их вокруг вертикальной и горизон­тальной оси. Предусмотрено не только ди­станционное управление поворотом прожектора в двух направлениях, но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светово­го потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может осуществляться с помощью устройства смены светофильтров — скрол­лера.

Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов ста­ционарного и переносного освещения. Стационарные приборы разме­щаются на специальных металлических фермах или конструкциях, не­подвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допу­стимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанав­ливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную де­корацию. Они служат для освещения данного представления и разме­щаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценичес­кое освещение осуществляется с помощью групп осветительных прибо­ров, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того, где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верх­нее, боковое и выносное освещение сцены.

ВЕРХНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными приборами, установленными на софит­ных металлических фермах. Фермы перемещаются в вертикальной пло­скости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верх­него освещения — создание необходимого уровня освещённости на жи­вописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверх­ность заднего фона — горизонта), а также на объёмных и плоскостных декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость по вертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занаве­са или горизонта. Поскольку расстояние от софитного подъёма до осве­щаемого занавеса в 3–4 раза меньше высоты занавеса, то создание рав­номерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью при­боров, концентрирующих световой поток в направлении нижней части занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильни­ков). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на со­фитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, по­зволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно, чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномер­ную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происхо­дит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковы­ми светофильтрами. На софитных фермах, представляющих собой свар­ные конструкции из водо­газопроводных труб и угло­вой стали, начиная с первого плана, монтируются све­тильники с симметричным и асимметричным отража­телем. Эти светильники крепятся с помощью хомутов к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим, рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, при­меняют, как правило, однорядное расположение све­тильников. Для больших сцен применяется двух­ или трёхрядное расположение осветительных приборов.

Софитные подъёмы должны быть оснащены:

1. Прожекторами разных оптических систем с дис­танционным управлением, то есть перемещением по вертикали и горизонтали, изменением фокусного расстояния, скрол­лером или синтезом цвета. Используются лампы с галогенным и газоразрядным циклом (возможно универсальные).

2. Интеллектуальными приборами последнего поколения:

– с поворотным зеркалом;

– вращающаяся голова.

3. Светильниками рассеянного света с цветными плёночными свето­фильтрами.

4. Светильниками рассеянного света с синтезом цветов.

5. Проекционным оборудованием для создания световых эффектов.

6. Световыми занавесами.

7. Дымовыми и снеговыми машинами с минимальным шумом.

8. Специальным оборудованием для пиротехнических эффектов.

9. Телескопическими одиночными подъёмами для индивидуальной специальной подвески светотехнического оборудования.

10. Следящими прожекторами на софит-­мосту первого плана.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО И ПОСЛЕДНЕГО СОФИТНОГО ПОДЪЁМА

Горизонтный софит по числу светильников и габаритам отличается от остальных тем, что число камерных светильников на нём в два или три раза больше, чем на любом другом, и размещаются они обычно в 2–4 ряда и более. В оперно­-балетных театрах количество светильников и цветов боль­ше. Они разделяются на «центр», «левую сторону» и «правую сторону».

Первый софитный подъём бывает стационарным или подъёмно­-опускным. Существует такое понятие как софит-­мост — двух­ или трё­хуровневая конструкция с прожекторами различных оптических сис­тем. По софит-­мосту можно ходить. Последние софитные подъёмы целесообразно использовать и для монтажа прожекторов, создающих контражурное освещение сцены. Для этого на ферме последнего софита размещаются в зависимости от размеров сцены прожекторы с безлинзовой оптикой с параболоидными отражателями.

БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными приборами, размещёнными на фермах подвижных порталов, ос­ветительных галерей и передвиж­ных световых башен (портальная башня). Основное назначение приборов бокового освещения — создание необходимого уровня вертикальной освещённости на первых планах сцены в зоне игро­вой площадки. Локальное освеще­ние отдельных актёров и мизанс­цен требует применения приборов прожекторного типа с регулируе­мым углом рассеивания светового потока. Освещение с осветитель­ских галерей осуществляется при­борами, установленными на ниж­них боковых галереях. Приборы расположены на подвижных ка­ретках, способных перемещаться в глубину сцены. Этими прибора­ми освещают объёмные декорации и игровые места на средних по глу­бине планах сцены. Освещение сцены сбоку возможно через узкие просветы между кулисами или де­корациями, поэтому в качестве приборов бокового освещения применяют приборы прожектор­ного типа с углом рассеивания не

более 15­25 градусов, индивиду­альной регулировкой светового потока, с усложнённой оптичес­кой системой.

Для бокового освещения сцены целесообразно использовать про­жекторы повышенной мощности с высокой концентрацией свето­вого потока. Мощные приборы Стационарный осветительный портал

больших габаритов лучше распо­лагать на первой галерее на карет­ках, с помощью которых их можно перемещать по глубине сцены, как говорилось выше. На боковых подвесных передвижных световых баш­нях размещают различную прожекторную аппаратуру (например, про­жекторы, как со шлифованными линзами, так и со ступенчатыми, по­зволяющими в широких пределах варьировать угол рассеивания; при­боры с усложнённой оптической системой).

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

Служит для создания вертикальной освещённости на авансцене

и первых планах сцены для освещения актёров и декораций. Осуществ­ляется группами осветительных приборов, вынесенных за пределы сце­нического пространства в зрительный зал, и подразделяется, в соответ­ствии с местами установки, на верхнее фронтальное, диагональное и нижнее фронтальное (рампу). Приборы выносного освещения долж­ны посылать световой поток лишь в пределах сцены и авансцены, не ос­вещая зрительный зал. Верхнее фронтальное освещение осуществляет­ся приборами прожекторного типа, размещёнными вне поля зрения зрителей: за уступом потолка зрительного зала, в технических помеще­ниях, позволяющих вести обслуживание приборов. В старых театрах оно иногда осуществляется с помощью софит-­мостов. Если доступа к обслуживанию осветительных приборов нет, то они должны быть ди­станционно управляемыми.

Для обеспечения распределения теней на лицах актёров, близкого

к естественному освещению, углы падения светового потока на план­шет сцены у края авансцены должны лежать в пределах 30–40°. Нижнее фронтальное освещение создаётся с помощью рампы. Она со­стоит из осветительных приборов рассеянного и направленного света, размещённых по краю сцены, и ис­пользуется для фронтального осве­щения актёров на первом плане и авансцене. Назначение рампы — снижение контраста теней, возника­ющих при освещении лиц актёров приборами верхнего и диагонально­го освещения. Верхний край защит­ного кожуха рампы не должен воз­вышаться над уровнем пола первого ряда зрителей более чем на 1,1 м при высоте сцены 60–80 см.

Рампы бывают стационарные и переносные (подъёмно-­опускные).

Диагональное (выносное) освещение устанавливается в специаль­ных помещениях, скрытых от зрителя уступами стен и имеющих воз­можность доступа для обслуживания. В зрительных залах ярусного типа боковые ложи переоборудуются для установки прожекторов: подводит­ся вентиляция, монтируются специальные металлоконструкции.

В качестве осветительных приборов используют прожекторы со

шлифованной линзой, с линзой Френеля, профильные, низковольтные прожекторы. У прожекторов разных оптических систем разное предна­значение. Так, прожекторы со сферическим отражателем с линзой Фре­неля особенно хороши для освещения мягких живописных кулис пер­вого–третьего планов. Профильные прожекторы с эллиптическим от­ражателем создают геометрию на планшете и декорациях, освещают ак­тёров. Низковольтные прожекторы с параболическим отражателем слу­жат для выявления элементов декорации.

Паразитная засветка зрительного зала будет исключена, если в каче­стве приборов верхне­фронтального освещения будут использованы прожекторы с усложнённой оптической системой, позволяющей огра­ничить распределение светового потока в пространстве с помощью спе­циальных диафрагм и шторок­лекал. При отсутствии таких приборов устанавливают однолинзовые прожекторы со шлифованными линзами и цилиндрическими отсекателями­тубусами на выходных отверстиях приборов.

Фронтальная светопроекционная оборудуется в специальных поме­щениях, где устанавливаются проекционные аппараты, с помощью ко­торых создаются различные статические и динамические световые эф­фекты («пожар», «вода», «дождь», «снег» и т.п.).

Используются следующие проекторы: 2 кВт, 5 кВт (галогенный

цикл), 1200 Вт, 2500 Вт, 4000 Вт, 6000 Вт, 12000 Вт (газоразрядный цикл).

Наши рекомендации