Список источников и литературы
План.
1. Трипольская культура;
2. Место Керамики в Трипольской культуре;
3. Периодизация;
4. Посуда;
5. Женские статуэтки;
6. Жертвенник;
7. Жилища;
8. Заключение;
9. Список источников и литературы.
Керамика Трипольской культуры.
Трипольская культура.
Трипольская культура— энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.
Керамика в трипольской культуре.
Когда заходит речь о трипольской культуре, то необходимо отметить, что трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. В любом трипольском жилище археологи находят огромное количество керамических изделий – блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, игрушек. Оседлый образ жизни благоприятствовал расцвету гончарного искусства.
Керамика трипольцев является одной из лучших в мире, а керамические изделия – просто произведение искусства для того времени.
Периодизация.
Существует несколько типов периодизации трипольской культуры. Первый - это тип периодизации Т. Пассека, который состоит из трех этапов:
1) Ранний: 4000-3600 до Н.Э. (Прутско-Днестровское междуречье)
2) Средний: 3600-3100 до Н.Э. (Днестр-Бугское междуречье)
3) Поздний: 3100-2500 до Н.Э. (Днестр-Днепровское междуречье)
Посуда.
Керамическая посуда того времени изготавливался из гончарной глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Она лепился без гончарного круга на твердой основе, толщина его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Внешняя поверхность была ровной и покрывалась нанесенной до росписи и обжига красной краской.
Посуда была расписной и нерасписной. Расписная делилась на: изготовленная в одну краску (преимущественно она была черной); монохромная (посуда в одну черную краску обводился белой или красной); полихромная.
Нерасписной была преимущественно посуда для приготовления пищи, который, к тому же, еще и была более толстыми стенками, а цветом после обжига от серовато-коричневого до темно-красного.
Кроме краски на посуду наносился еще и орнамент. Способов орнаментации трипольских сосудов очень много. Менялись они с развитием трипольских племен. Разные этнические образования этой культурно-исторической области использовали присущие им способы украшения керамики. Посуда для приготовления пищи украшали очень бедным орнаментом, это были изображения людей и животных.
Сначала преобладала лепная керамика, что объясняет значительную толщину стенок посуды. Глиняную ленту сплющивали и накручивали по спирали на заранее изготовленное донышко, сглаживая и затирая неровности рукой или деревянной палочкой. Глиняная масса поначалу была примитивной, впоследствии трипольцы изготавливали утварь из знаменитой мульчованой глиняной массы: в глину добавляли полову, конский помет, толченые раковины моллюсков и тому подобное. Установлено, что изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины. Поэтому можно допустить мысли, что гончарный круг у трипольцев появляется в среднем периоде, вместе с утверждением патриархата. Глиняную посуду изготавливали вручную, без помощи гончарного круга и хорошо обжигали в специальных печах
Посуда изготавливалась трех типов: хозяйственная, кухонная и культовая. Разнообразной была, и так называемый, кухонная посуда, использовавшийся для приготовления пищи: кувшины, крынки, горшки, кружки, кринки, миски, тарелки, кубки, чаши, сковородки.
Среди всего многообразия форм преобладает стакано-подобная или горщко-подобная посуда всевозможных размеров, некоторые из них по пропорциям приближаются кувшинов без ручки или крынок. Случаются и широкогорлые амфоры, кружки с одной ручкой, миниатюрные сосуды с покрышками. С. М. Рыжов выделяет 16 типов трипольской керамической посуды, в том числе по форме: конические, биконические, сферо- и усичёноконичний; кратеро-, бинокле-, кубко-, амфоро-, грушевидный и вазоподобный; воронковидный; гострореберный; с плавным и резким профилем; с усиченоконичною горловиной; с утопленными венцами; полусферические миски.
Потребность в керамической посуде большая. В подавляющем большинстве трипольских поселений найдено ремесленные печи, время и двухъярусные, в которых выжигалось глиняная утварь. Очевидно, производство керамики становится делом мастеров-профессионалов, специализированной отраслью общинного ремесла. Масштабы керамического производства поражают, однако настоящего мастерства и совершенства трипольцы, в частности племена Приднестровья, достигли в отделке посуды. Наблюдается минимум десять типов узора: односторонний, двусторонний, статический, динамический, переменный, в основном геометрический. Самыми популярными орнаментальными элементами были спираль, меандр и каннелюры, распространенным был полихромная роспись черной, белой и красной минеральными красками. Выделяют следующие употребляемые способы орнаментации: ямки, расчески вдавливания, рельефные композиции, отпечатки шнура или текстиля, рельефные шишечки, валики по шейке или плечиках, налепных скобки, насечки, прочерк зигзагообразных линий с цветной росписью или без него. Часто вплетаются реалистичные изображения растений, животных, человека или частей его тела. В раннем периоде орнамент наносили иногда и на сырую глину с помощью керамических штампов.
В общей системе орнаментации глиняной посуды трипольцев выделяют менее 18 схем: крестообразно; фистонни; метопни и тангентни композиции; горизонтальные S-образные и наклонные дуги; вертикально разобщены и так называемые негативные овалы; совиный лик; волюты с листочками на концах; треугольники с вытянутыми вершинами; так называемая лицевая схема; волнистые ленты; косая сетка; фриз; кометы; концентрические круги; наклонные дуги; канелюры; меандры и тому подобное. Конечно, трипольская культура знала локальные способы орнаментации посуды. Например, различное сочетание полосных (фриз, окаймление, бордюр), волнистых и ломаных линий. В междуречье Южного Буга и Днестра цветная роспись был обычным явлением, а вот в Среднем Поднепровье не дал расписанного черепка.
Следует отметить, что трипольская цветная роспись керамики - это явление уникальное, практически не повторяется в других культурах.
Многие трипольские сосуды покрыты узором в несколько ярусов. Узор сложен, он сильно отличается от обычных орнаментальных приемов древних керамистов: здесь есть ритм, каждый ярус расписывается по своей, присущей данному ярусу, системе. Роспись трипольского сосуда не просто сумма отдельных знаков, а сложная продуманная система, нечто целостное. Многоярусность, сложность, крупноритмичность - это стиль эпохи на большом пространстве от Дуная до Среднего Днепра. Анализ пластики указывает на умение трипольских художников совмещать воедино реальное с мифологическим. На трипольских расписных сосудах ниже полосы земли, как правило, ничего не изображалось. Это говорит об отсутствии представлений о подземном мире.
Статуэтки.
Предметы практического назначения сопровождаются не менее богатым набором предметов домашнего культа. Широкое распространение во все периоды имели глиняные, преимущественно женские, статуэтки
Особого внимания заслуживают терракотовые женские статуэтки с подчеркнуто женскими формами тела, а также фигурки женщин с младенцем - так называемые трипольские мадонны. Известны также статуэтки, изображающие женщину с чашей на коленях. Поскольку найдена такая антропоморфная пластика на жертвенниках в помещениях и родовых святилищах, считают, что она имела сакральное, магически культовое назначение. Модели тронов, фигурки животных (преимущественно быков) и тавроморфные сосуды, а также модели домов, возможно, имели такое же ритуальное назначение
Жертвенник.
Из глины строили и жертвенник, у которого происходили религиозные обряды с использованием терракотовых статуэток.
Жилища.
Интерес вызывают и терракотовые модели жилья, которые, достаточно точно копируют настоящее трипольское помещения. Остатки жилищ с разрушенными печками образуют неправильные прямоугольники из кусков обожженной глины, объединяемые обычно под одним общим названием «площадок», которые на самом деле представляют собой несколько различных типов построек. По имеющимся сведениям, глиняные полы в домах намеренно обжигали с помощью разложенных на них костров, вследствие чего печки, горшки и зернотерки находятся уже на поверхности слоя обожженной глины. В некоторых случаях пол состоит из нескольких слоев; иногда на нижней поверхности одного из таких слоев можно встретить отпечатки горизонтально настеленных расколотых плах, на которые накладывалась глина.
Заключение.
Трипольская керамика – таинственная и уникальная. Археологические музейные экспонаты помогают нам узнать об истории, многогранности этой культуры, а новые глиняные изделия возрождают мир Триполья. Трипольская керамика неброская и не яркая, простая, но наполнена внутренним смыслом и потрясает своей энергетикой.
Список источников и литературы
1. Археология УССР. - 1985. - Т. I
2. Видейко М. Ю. Трипольская цивилизация. - 2003.
3. Пассек Т. С. Трипольская культура. - 2001.
4. Збенович В.Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. - 1999.
5. Сайт- arheologija.ru
6. Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. - 2000.