Проведите сравнительный анализ фламандской и голландской школ живописи. Выявите особенности фламандского барокко. Расскажите о творчестве Рубенса

Во Фландрии основными заказчиками искусства были католическая церковь и аристократия. Поэтому картины для замков, величественные алтарные образа для богатых католических церквей – вот главные виды живописи. Жанры: сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты. В живописи: реализм, народность, яркая жизнерадостность, торжественная праздничность образов, буйство жизни.

В 17 веке Голландия – ведущая экономическая держава. Протестантизм полностью вытесняет католическую церковь, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании и Италии. Заказчиками были бюргеры, которые украшали скромные жилища или общественные здания, поэтому картины были маленькие. А протестанские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри. Один из ведущих жанров – бытовая живопись. Живописцы Голландии находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.

Рубенс – создал классический тип алтарного образа. Первая его большая работа - алтарные образа для Антверпенского собора: «Воздвижение креста», «Снятие с креста». В них сочетается монументальность (ибо это живопись, которая должна выражать настроение большого числа людей, какие-то очень важные идеи, им понятные) и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамбле интерьера). Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудком характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. Физическая сила, страстность, необузданность. Рубенс прославляет национальный тип женской красоты. – пышное тело, рыжие волосы, тонкий четко отчерченный нос, круглые глаза.(«Шубка», «портреты 1-ой и 2-ой жен»). Все композиции Рубенса полны бурного движения. («Похищение дочерей Левкиппа»)Образы классической древности обретают под кистью Рубенса земную достоверность, не теряя своей возвышенности («Персей и Андромеда»). Историческое значение Рубенса в том, что он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства.Учениками Рубенса были антонис Ван Дейк, Якоп Йорданс, Франс Снейдерс и другие.

Ван Дейк - мастер портрета, мифологического и библейского жанра. От Рубенса отличается тем, что его портреты более элегантны, изысканны. «Рыцарь с красной повязкой».

Якоп Йорданс – за какие бы темы он не брался – мифологические, библейские, - он всегда оставался реалистом. Излюбленный жанр – бытовой. «Праздник бобового короля». Живопись сочная свободная, пластически мощная.

Особенным жанром во Фландрии 17 века был натюрморт, знаменитым мастером которго был Франс Снейдерс. «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Огромные, пышные натюрморты.

Жанровая живопись представлена творчеством Андриана Броувера. Небольшого размера картины, выполненные в духе голландского реализма. Продолжает традиции Брейгеля.

Наши рекомендации