II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
1. Определите стилистическую принадлежность отрывков. Обоснуйте свое мнение.
- В одном из лучших своих романов «Красное и черное» (1831) Стендаль продолжает размышлять над тем же кругом вопросов, которые были им затронуты в «Ванине Ванини». Роман и новеллы - это как бы два варианта в разработке темы счастья на разном материале. Действие романа происходит во Франции эпохи Реставрации. Известно, что замысел романа возник у Стендаля в 1828 году под впечатлением от процесса Лафарга и заметки в разделе криминальной хроники одной из гренобльских газет. Лафарг - юноша, убивший свою неверную возлюбленную. В газете писатель прочитал о покушении, совершенном семинаристом Антуаном Берте на свою любовницу, в доме которой он был воспитателем. (В.П. Трыков).
- Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнет ее, и снова спокойное, ровное дыхание. (Ф. Искандер).
- На условиях, оговоренных настоящим договором, автор передает издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено произведение (из договора).
- Слушай, давай сейчас поедем на дачу к Крыловым? Купим мяса, устроим шашлык. Такая погода, грех дома сидеть. Да и заниматься надоело. Хорошо? Согласен? Тогда быстренько собираемся. Давай!
2. Докажите, что приведенные отрывок и стихотворение являются текстами. Определите функционально-смысловой тип каждого текста, укажите его разновидность.
- Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки (В. Рождественский).
- Хорошо в застенчивой прохладе
Слушать шелест дальних голосов.
Задрожали золотые пряди
В волосах притихнувших лесов.
Стали сосны сдержанней и глуше,
Все о чем-то шепчутся во сне,
Словно чьи-то старческие души
Загрустили о былой весне.
Я стою и вслух слагаю строчки -
Как чеканят осень пятачки,
Как брусника спелая на кочке
Открывает нежные зрачки.
А вверху над сонными полями
Далеко от вянущей земли
Облака плывут под парусами,
Словно в синем море корабли. (М. Исаковский).
3. Распределите абзацы в логической последовательности. Определите функционально-смысловой тип речи.
1) Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологические особенности процесса производства.
2) Цвет, форма и назначение предмета неразделимы; цвет может улучшить или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Цвет и ритм - ведущие начала, организующие конструктивное пространство.
3) Важнейшим фактором дизайна, формирующим производственную среду, стал цвет. Он используется с учетом опыта искусства и достижений физиологии, психологии, эстетики.
4. Составьте по 5-6 предложений на темы «Сыктывкар», «Лето», «Небо», «Яблоко», «Университет», используя средства различных стилей.
5. Вставьте пропущенные буквы в зависимости от значения слов. Придумайте предложения, которые бы содержали оба слова.
- Обессил..ть (лишиться сил) - обессил..ть (лишить силы).
- Обезлес..ть (лишиться лесов) - обезлес..ть (лишить лесов).
- Обезлюд..ть (стать безлюдным) - обезлюд..ть (сделать безлюдным).
6. Найдите специальную лексику, определите ее значение. Отметьте случаи неудачного употребления терминов.
- Музыкальный конкурс достиг своего финиша.
- На днях стартовал чемпионат граций, соревнующихся во внешних данных и интеллекте.
- На открытии соревнований свои визитные карточки предъявили талантливые спортсмены страны.
- Заключительный аккорд чемпионата по гимнастике был волнующим.
- Пахари моря - рыбаки и мореходы - изо дня в день выполняют свою тяжелую работу.
7. Составьте небольшой текст (6-10 предложений) о вашей специальности, употребите в нем профессиональную и терминологическую лексику.
Вопросы для самопроверки:
- Что такое стили речи?
- В чем заключаются языковые особенности каждого функционально-смыслового типа речи?
- Какой структурой обладает текст?
- Чем различаются повествование, описание и рассуждение?
- Какие ошибки чаще всего допускаются в содержании текста?
- Как соотносятся литературный язык и функциональные стили?
- В чем заключаются особенности разговорной речи?
- Что такое логика рассуждения и логика изложения?
- Что такое убеждение и какие факторы участвуют в его формировании?