Красочный материал для акварели

Введение

Лекционный курс «Технология живописных материалов» введен в программу обучения студентов 1 курса ХГФ в связи с недостаточным количеством часов в курсе дисциплины «живопись», отведенных на изучение данной живописной техники.

Современное состояние техники живописи и технологии применения живописных материалов оставляет желать лучшего.

Странно, порой, смотреть, на чем и чем пишутся, в каком виде показываются, как хранятся или эксплуатируются работы. Подобное отношение к живописи в целом определяется как незнанием техники и технологии, того, какие последствия может вызвать это незнание, так и нежеланием нести ответственность за эти последствия, отсутствием профессионализма в самом широком смысле, включая понятия и ремесла, и профессиональной этики.

Наблюдается это, порой, в среде художников, давно работающих в области живописи. Но большую озабоченность вызывает безразличное отношение к вопросам живописной техники в студенческой среде. Отсутствие профессионализма будущих педагогов-художников неминуемо приведет к вырождению живописи как таковой, прервет и без того трудно осваиваемые в наше время традиционно сложившиеся пути освоения живописного ремесла.

Предлагаемый лекционный курс призван с самого начала обучения закладывать те знания и отношение к делу, которые в дальнейшем позволят технически благополучно работать. Кроме того, задача курса состоит в том, чтобы дать студентам все необходимые сведения и понятия, позволяющие грамотно мыслить и излагать технико-технологические вопросы живописи в своей педагогической деятельности.

Лекционный курс строится на изложении материала в той последовательности, в которой обычно создается и продолжает жить произведение, начиная знакомством с оборудованием, инструментами и живописными материалами, и заканчивая описанием условий хранения и эксплуатации картин. Такой порядок во многом обусловлен тем, что студент, приступая впервые к занятиям масляной живописью, хочет знать прежде, что ему необходимо для этих занятий, и что из себя должно представлять его рабочее место, а далее все остальное. И лишь разделы, посвященные живописному процессу как таковому - технике живописи, живописным методам и технологической последовательности ведения работы, - представляющие собой наиболее живой и существенный интерес, рассматриваются в завершение. Описываемые здесь понятия и процессы носят творческий характер, поэтому говорить о них целесообразнее, будучи знакомым, с основами свойств и поведения живописных материалов.

Наряду с изложением базового материала техники и технологии, содержащего основные понятия, правила и рецепты, немалое значение уделяется вопросам, казалось бы, не связанным напрямую с общей темой лекционного курса. Так, например, разделы, посвященные палитре масляных красок и условности цвета, цвету грунта, живописности, пластичности, фактуре и др. более относятся к теории живописи и вопросам Цветоведения. Разговор о живописных методах, значении видения, необходимости ведения работы в той или иной последовательности, применения имприматуры, лессировок и др. - скорее разговор о совести и искренности художника. А такие вопросы, как оформление, хранение и эксплуатация живописных произведений и др. есть вопросы его вкуса и общей культуры.

Рассмотрение данных понятий не только технически и технологически свидетельствует о связи и взаимозависимости всех составляющих искусства настолько, что нельзя говорить об одном, не касаясь другого.

В реалистическом изобразительном искусстве рисунок занимает важнейшее место. Он активно участвует в решении самых различных творческих задач. Он - основа живописи, и скульптуры, и архитектуры. Свободное владение рисунком - залог успешного реалистического творчества. Знание техник и материалов рисунка и живописи понимание их специфических особенностей помогают реализовать любой замысел – это неоценимое богатство в руках художника.

Помочь студенту в преодолении трудностей, ознакомить его с наиболее распространёнными материалами рисунка, живописи, научить, правильно ими пользоваться – цель настоящего учебного пособия.

Путём внимательного изучения и копирования рисунков старых мастеров студент может значительно расширить свой технический и художественный кругозор, воспитать вкус, сделать технику и приёмы рисования более гибкими и совершенными.

Наилучшему усвоению материала лекционного курса способствует изучение рекомендованной литературы, а также самостоятельная практическая работа, закрепляющая полученные теоретические знания. Качество теоретических знаний проверяется во время семестрового зачета по курсу «Техника масляной живописи», а практических умений и навыков - на всех последующих просмотрах живописных работ.

Примерный тематический план

Разделы дисциплины Количествово часов
        Лекции Сам. раб
1 курс 1 семестр  
Введение. Литература по технологии Акварель. Состав акварели. Красочный материал акварели. Бумага для акварели. Живопись акварелью. Гуашь. Живопись гуашью. Материалы акварельной живописи. Сохранение произведений акварели. Акварельный карандаш.  
Клеевая живопись и темпера. Грунты. Старинная темпера. Состав. Грунт. Живопись старинной темперой. Покрытие лаком. Современная темпера. Состав современной темперы. Акрил. Акриловый грунт Живопись современной темперой. Покрытие лаком.  
Материалы рисунка. Уголь. Графит. Акварельный графит. Сангина. Французский карандаш. Свинцовый и др. Соус. Мел. Бумага. Пастель. Приёмы работы пастелью. Закрепление пастели, рисунков.  
Оборудование, инструменты и художественные принадлежности. Состав масляных красок. Палитра масляных красок.
Смешение красок. Процессы, происходящие в красках и их смесях
Живописные масла, лаки, разбавители. Основы для масленой живописи. Подрамники.
Грунты для масляной живописи, их назначения и свойства. Материалы для изготовления грунтов.
Принцип построения грунта. Виды грунтов и их характеристики. Цвет грунта.
Рецептура грунтовых составов, их приготовление и нанесение
Дефекты масляной живописи и их возможное устранение
Оформление живописной работы
Хранение и эксплуатация произведений масляной живописи
Основные понятия техники масляной живописи. Живописные методы
Технологическая последовательность ведения работы
  Итого
  Всего

ЛЕКЦИЯ № 1 (2часа)

АКВАРЕЛЬ

Акварель есть один из видов живописи водяными красками. Подобно большинству способов живописи водными красками, она получила своё начало уже в глубокой древности – зачатки её современны папирусу и иероглифам древних египтян, а также бумаге китайцев и туши их. В византийском искусстве акварель применялась для украшения церковных книг, для их орнаментики, разрисовки заглавных букв и в миниатюрах. В средние века акварель использовалась для раскрасок картонов, рисунков. До 17 века акварель не имела самостоятельного значения, а играла лишь вспомогательную роль в искусстве. Но, начиная с17 века, она уже становится самостоятельным родом живописи в Англии. В начале 19 века акварель как самостоятельное искусство появляется и в других странах Западной Европы. В России около 1880г. было основано «общество художников – акварелистов».

Состав акварели.

В наше время изготавливается несколько видов акварельных красок: 1) твёрдые краски, имеющие вид плиток различной формы, 2) мягкие краски, заключаемые в ванночки, 3) медовые краски, в мягких тюбиках, 4) гуашь – жидкие краски, в банках.

Связующим веществом всех лучших видов акварельных красок служит растительный клей: гуммиарабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишнёвый); кроме того, мёд, глицерин, сахар, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы – бальзамы.

Красочный материал для акварели.

Наиболее отвечают акварели те из красок, которые обладают наибольшей прозрачностью. Основой красочного материала являются пигменты.

Химический состав пигментов, употребляемых в акварельных красках, - неодинаковый. Также не идентичны пигменты, применяемые в акварельных и масляных красках. Следует заметить, что многие пигменты масляных красок (капут-мортуум, Ван-Дик, волконскоит, глауконит, церулеум и др.) в наборах акварели отсутствуют. Например, ультрамарин в масляных красках является лессировочной краской, а в акварели наоборот – корпусной. В масляных и темперных красках имеются белила, которые в смесях с другими красками изменяют ряд их свойств: светлоту, насыщенность, цветовой тон, прозрачность.

Красочные материалы делятся на органические и минеральные. И те, и другие могут быть натуральными и искусственными.

Органические натуральные пигменты – это красящие вещества животного или растительного происхождения. Органические искусственные пигменты являются продуктами взаимодействия органических реагентов. Это высокодисперсные порошки, обладающие прозрачностью, яркостью и насыщенностью оттенков. Они обладают достаточной кроющей силой и хорошим сцеплением с бумагой.

Минеральные натуральные пигменты – это природные (земляные) красящие вещества, получаемые из различных видов глинозёма, окрашенные главным образом соединениями железа и марганца.

Минеральные искусственные пигменты– это красящие вещества, получаемые в результате химического взаимодействия двух или более ингредиентов. Большинство искусственных пигментов являются прокаленными продуктами, обладающими высокой стойкостью к действию разрушающих факторов: свету, влаге, атмосферным влияниям.

Основными связующими в акварельной живописи являются:

Камедь– смола косточковых деревьев (вишни, сливы, урюка), а также гуммиарабик – камедь тропической акации.

Декстрин– особый вид крахмального клея.

В состав указанных связующих веществ входят: смягчители (пластификаторы) – глицерин, инвертированный сахар, мёд.

Антисептическое вещество (фенол)дезинфицирует и предохраняет краску от грибков плесени, так как во влажном состоянии краска может являться питательной средой для микроорганизмов.

Кроме связующих веществ, в некоторые акварельные краски вводятся наполнители. Основным наполнителем в акварельных красках является белый минеральный пигмент – бланфикс(сернокислый барий). Наполнитель бывает, необходим для понижения излишней интенсивности некоторых красок (голубая ФЦ, изумрудная, травяная зелёная).

У нас в стране акварельные краски производятся в Санкт-Петербурге, Москве и Ярославле. Акварельные краски Московского и Ярославского заводов значительно уступают во всех отношениях краскам, производимым в Санкт-Петербурге.

«Санкт-Петербург» (набор №1), куда входит 24 цвета, в картонной и пластмассовой коробках. Старое название – «Ленинград». Новое название «Белые ночи».

Краски «Ленинград» (набор № 2), куда входят 16 красок;

Акварельные краски «Чёрная речка» в тубах, набором 12 цветов.

Бумага для акварели.

Акварель в старину выполнялась на пергаменте, который состоял из отбеленной кожи, на тонких пластинках слоновой кости, которая применяется в миниатюрной живописи и поныне, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позже на бумаге. Бумага, вырабатываемая в старину, имела хорошее качество, так, как для её выделки уже с 14 века шло исключительно льняное волокно, являющееся наилучшим материалом в бумажном деле. В 17 веке для производства бумаги впервые был применён хлопок, волокно которого в значительной мере уступает волокну льна, и поэтому качество производимой бумаги значительно понижается.

Наше время отличается изобилием бумаги и богатством её сортов. Для производства бумаги служат материалы, применение которых было совершенно неизвестно в старину. Так огромное количество бумаги выделывается из древесины, т.е. древесной клетчатки, которую составляют хвойные породы дерева; идёт в дело и солома, но более ценным материалом всё же остаются хлопок и лён.

Во многие сорта бумаги, кроме растительной клетчатки, входят гипс, шпат, каолин, мел, свинцовые белила, водный глинозём, а также для маскировки жёлтого тона ее синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.

Бумага для акварели изготавливается различных сортов. Самый лучшей считается ручного литья, также «ватман». Бумаге придаётся различная зернистость. Кроме белой бумаги, можно использовать и тонированную бумагу. Также применяется фактурная бумага «лён», «скорлупа», «холст», «торшон».

Наши рекомендации