Детство как феномен культуры
Детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это -мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающую его действительность, вносит в нее эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности: палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимоотношения со сверстниками драматизируются. Преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важнейшее культурное качество человека в создании идеальных образов и ролей.
Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных формах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственно наблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор неясно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство представляет собой, если использовать теорию А. Крёбера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящий непосредственную радость маленькому человеку, входящему в безбрежный мир культуры.
Нередко факт из жизни ребенка объяснить труднее, чем совершить очередной этап технологической революции. Приведем всего один пример, касающийся «детских обычаев», особенностей их игр. Абсолютное большинство детей, принадлежащих к разнообразным культурам, играют в секреты, тайники, в которые закапывают «сокровища» в виде цветных стеклышек, камешков и других предметов. Каким-то образом эта игра или обряд воспроизводится в бесконечной цепи поколений, причем как в традиционных культурах, так и в современных индустриально-урбанизированных. Единственное, весьма посредственное, объяснение этого явления состоит в уподоблении действий детей действиям животных, запасающих пищу впрок.
Детство, в первую очередь раннее, в условиях различных культур исследовали такие ученые, как Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа, Дж. и Б. Уайтинги. Они изучали особенности кормления детей, пеленания, приучения к горшку, чередования периодов сна и активности. Безусловно, этим объекты их исследования не исчерпывались. Ученых-антропологов интересовало отношение к личности ребенка в раннем детстве в различных культурах, взаимоотношения типа «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослые», система поощрений и наказаний, распространенная в данной культуре. Европейцев удивляло отсутствия наказаний детей в одних культурах и, наоборот, существование наказаний вплоть до 20 лет - в других. Важное значение в изучении «образа детства» играют обряды и ритуалы, связанные с рождением ребенка, наречением его и инициациями - посвящениями во взрослое состояние. Определенное воздействие на исследования оказывали психоаналитические понятия, описывающие коренные качества ребенка: желание быть любимым, потребность в общении (с рождения!), в нежности и стремление избежать тревогу.
8. Отношение к детству в прошлом и современности
Ариас - история повседневности, семьи и детства. "человек перед лицом смерти". Отношение к детству и восприятие смерти - важное представление в историческом анализе. Он считал себя правым анархистом.
Семья не осуществляла социализацию ребенка. Детство не запоминалось как особый жизненный этап. Поверхностное восприятие ребенка ка забавной вещицы в самом раннем детстве. Спмья в средние века не выполняла эмоциональную функцию. Эмоциональные контакты осущестлвялись за пределами семьи (соседи друзья гсопода слуги). Постоянные встречи и пракздники. Интерпретация традиционного общества.
С конца 17 века другие нравы. Школа. Ребенок уже не смешивается с взрослыми, постигая жизнь непосредственно с ними. Школа как карантин. Изоляция детей. Семья стала пространством эсоциональной привязанности. Стала заниматьмя уже не только обеспечением детей, но и сталинтересоваться детьми. Семья начинает организовываться вокруг ребенка. Невозможность производить детей часто. Ограничение количество, чтоб лучше заботиться. Добровольное снижегие рождаемости уже с конца 18 века.
В христианском обществе уделялось внимание жизни против смерти
С средних веков душу изображали обнаженным ребенком (до 17века).
Понятие детства связано с идеей зависимости. Детство заканчивается. После полового созравания, а тогда когда перестает быть зависимым