Восток – Запад в культурологии
Еще одним современным вариантом типологии культур стало их разделение в зависимости от форм и способов познания мира, которые определяют нормы и идеалы, доминирующие в данном обществе. Такой принцип позволяет выделить два типа культур – восточный и западный.
Данное деление фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Восточный типкультуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культурах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и природа, и история. Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, во главе которой находится личность монарха, деспота.
При такой системе отношений человек живет под полным контролем государства и чиновников. Это порождает фатализм, присущий всем восточным цивилизациям, а также все остальные черты восточной культуры: отсутствие приоритета личности, отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму и т.д.
Западный типкультуры создает научно-технические цивилизации с концепциями равенства людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и демократии. В западной культуре зародилась система демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественной жизни, систему гарантий и защиты интересов каждого гражданина, систему прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида. Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека – активного, творческого, уверенного в своих силах, рассчитывающего только на себя и свои возможности.
Восток выступает в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Запад – это две цивилизации: греческая и римская. По мнению Г. Гегеля, существует два понятия Запада: 1) расширительное, которое включает античность и христианскую культуру западноевропейских народов; 2) узкое, которое касается только христианской культуры Западной Европы.
Отличия западной и восточной культур можно проследить по следующим основным позициям: а) западная культура; б) восточная культура.
1. В отношении к миру:
а) Запад исходит из Бытия; главное внимание уделяется поиску его основы. Творчество – удел Бога и человека, оно может быть нацелено на разумное переустройство мира;
б) восточная культура исходит из не-бытия. Главное внимание – структура мира, роль его частей. Творчество – исключительно удел неба и богов. Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.
2. В отношении к природе:
а) Запад противопоставляет Человека и Природу. Человек повелевает природой, может изменить ее;
б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе.
3. В определении призвания человека и человеческого труда:
а) западный подход нацелен на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Приоритет отдается частному труду;
б) восточный подход нацелен на изменение самого человека как части мира. Приоритет коллективного труда.
4. В понимании устройства мироздания, человеческой природы, механизмов исторического процесса:
а) в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный (принцип антропоцентризма). Человеческая природа изначально и безусловно совершенна, поэтому все вокруг должно быть подчинено интересам человека. Историческое развитие осуществляется рывками, при этом идет ориентация на новизну.
В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность. Цель жизни – карьера, имидж у окружающих;
б) в основе мироздания находится высшая воля (принцип теоцентризма). Призвание человека заключается в том, чтобы научиться понимать эту волю. На Востоке личность живет лишь в коллективе, отсутствует понятие свободы воли.
5. В отношении к государству, власти, закону:
а) закон выше власти, она требует своего обоснования. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее умений, способностей;
б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании. Человек и душой и телом служит государству и начальству. Положение человека обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.
6. Во временной ориентации человеческого поведения:
а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего народа, человечества);
б) ориентация на вечность, на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей.
7. В ценностных ориентациях личности и общества:
а) ориентация на потребление («улучшение» жизни человека);
б) ориентация на духовное служение как высшую ценность.
8. В оценке познавательных и преобразовательных возможностей человека:
а) принцип безграничной познаваемости мира, в котором есть свои секреты, но они раскрываются людьми (антропоцентристский подход);
б) предположение о том, что есть нечто непознаваемое, что от человека зависит далеко не все (теоцентристский подход). Существуют «трудности», которые нельзя обойти, их можно только мужественно принять.
9. В отношении к религиозной вере:
а) в западной культуре отсутствует глубокая религиозная вера личности;
б) в восточной культуре присутствует конкретное личное вероисповедание и т.д.
Таким образом, разделяя культуры на восточные и западные, следует отметить, что они не только кардинально отличаются друг от друга, но и сами внутри себя также имеют существенные внутривидовые различия.