Тема 4. Черно-белая графика
Задания для студентов практическая работа 4.1
«Графическое решение натюрморта с помощью линии и пятна»:
· Выполнить рисунок натюрморта в графической манере с помощью:
- линии и пятна;
- линии и штриха;
- пятна и точки;
- точки, линии и пятна;
- точки, линии, пятна и штриха
Результат: выполнение натюрморта в ахроматическом решении с помощью изобразительных средств черно-белой графики.
Рефлексия–вопросы:
1.Какие выразительные средства графики вы знаете?
2.На какие группы делятся графические изображения в зависимости от использования графических элементов?
3. В чем особенности линейной графики?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять черно-белые графические рисунки?
Задания для студентов практическая работа 4.2
«Графическое решение натюрморта в комбинации элементов графики»
Результат: выполнение натюрморта в ахроматическом решении с помощью изобразительных средств черно-белой графики.
Рефлексия–вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять черно-белые графические рисунки?
Тема 5. Основы живописи
Задания для студентов практическая работа 5.1
Для выполнения данного блока практических работ студентам необходимо иметь акварельную бумагу, акварельные краски, емкость с водой, кисти разных размеров для акварели, простые графитные карандаши с твердым грифелем для выполнения легких набросков, салфетки для сбора излишек воды и краски, палитру.
«Ахроматические и хроматические растяжки цвета»:
1. На бумаге формата А4 выполнить разлиновку шириной 1 см (17 полосок). Между полосками расстояние 0.5 см.
2. Верхнюю полоску закрасить белым цветом, нижнюю – черным. Среднюю полосу закрасить: для ахроматической растяжки – средне-серым тоном (черная и белая краска смешивается в равном количестве), для хроматических растяжек – чистым цветовым тоном.
3. Далее для того, чтобы получилась растяжка от средней полосы вверх в цвет добавляется белая краска, если работа выполняется гуашью, и цвет разбавляется водой, если работа выполняется акварелью. Каждая следующая полоса выполняется на тон светлее, пока не получится белый цвет. Так же и в сторону черного цвета, только теперь к основному цвету добавляется черная краска, пока не получится чисто черный цвет.
Результат: выполнение растяжек ахроматического и хроматических основных цветов.
Рефлексия–вопросы:
1. Какие цвета называются основными?
2. Как еще называется растяжка цвета?
3. Какие характеристики цвета вы знаете?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего необходимо выполнять теневые ряды основных хроматических и ахроматического цветов?
Задания для студентов практическая работа 5.2
«Выполнение цветового круга»:
1. На листе форма А3 нарисовать большой круг. Разделить круг двумя перпендикулярными диаметрами. Далее каждый сектор разделить, как минимум на пять частей. В полученных точках на окружности нарисовать маленькие кружочки размером примерно с десятикопеечную монету.
2. Кружки на концах вертикального и горизонтального диаметров закрасить в чистые основные цвета (верхний – желтый, правый – красный, нижний – синий, левый - зеленый).
3. Средние кружки каждого сектора закрасить в цвета, полученные смешением основных родственных цветов в равных пропорциях.
4. Далее от среднего кружка в каждую сторону закрашивать кружочки, добавляя в полученный цвет основной цветовой тон, пока он не станет чистым. Например, для того, чтобы получить родственные цвета в сине-зеленом секторе, необходимо сначала получить средний сине-зеленый тон (50% синего цвета, 50% зеленого цвета). Затем в этот цвет добавлять в сторону синего цвета синюю краску, уменьшая при этом количество зеленого, в сторону зеленого – наоборот.
5. Так проделать со всеми цветовыми секторами. При этом получаем: родственные цвета – цвета, находящиеся в пределах одного сектора, родственно-контрастные цвета – в пределах одного радиуса, контрастно-дополнительные – на концах диаметров (контрастные цвета – это чистые цвета на концах вертикального и горизонтального диаметров).
Результат: выполнение цветового круга по Шугаеву.
Рефлексия–вопросы:
1. На какие группы цветов делится цветовой круг Шугаева?
2. Как получить родственные цвета?
3. Как получить родственно-контрастные цвеат?
4. Как получить контрастно-дополнительные цвета?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять цветовой круг?
Задания для студентов практическая работа 5.3
«Заливка плоскости тремя основными цветами»:
· На листе бумаги очертить карандашом три прямоугольника размером 5*10 или 7*15 см;
· Подготовить прозрачный раствор краски (основные цвета – красный, синий, желтый);
· Покрыть этим раствором один прямоугольник за другим, начиная сверху и ведя кисть слева направо;
· Каждую следующую линию вести также слева направо, немного перекрывая нижнюю часть верхней линии, при этом краска будет плавно перетекать с одной линии на другую;
· Дойдя до нижнего края прямоугольника, отжать кисть от лишней краски и сравнять его красочный слой, чтобы краска не затекла за границы прямоугольника;
· После высыхания краски на всех прямоугольниках, вторично этим же составом покройте второй и третий прямоугольник; еще раз после высыхания нанести третий слой на третий прямоугольник.
То же самое проделать еще двумя основными цветами.
Результат: получение трех прямоугольников одного цвета, но разной степени светлоты и насыщенности (три прямоугольника трех основных цветов – итого девять прямоугольников).
Рефлексия–вопросы:
1.Какие цвета называются основными и производными?
2.Из чего состоят акварельные краски?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, как меняется светлота и насыщенность цветов, нанося их несколькими слоями?
Задания для студентов практическая работа 5.4
«Лессировки. Получение составных цветов путем наложения одного цвета на другой»:
· Провести кистью шесть горизонтальных полос шириной не менее 1 см, чередуя краски следующим образом: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая.
· После высыхания этих разноцветных полос в том же порядке перекрыть их вертикальными полосами.
Результат: На пересечении полос будут образовываться новые цветовые оттенки (кроме смешения взаимно-дополнительных).
Рефлексия–вопросы:
1.Какие цвета называются взаимно-дополнительными?
2.Почему нельзя смешивать взаимно-дополнительные цвета?
3. Какой цвет получится, если оптически смешать основные цвета?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего необходимо уметь выполнять лессировки?
Задания для студентов практическая работа 5.5
«Градация тона от слабонасыщенного к более насыщенному»:
· Очертить прямоугольник;
· Взять насыщенный раствор какой-нибудь краски, напитать ее кисть;
· Покрыть прямоугольник, направляя кисть сверху вниз;
· Постепенно разбавляя краску водой и тем самым ослабляя насыщенность цвета, постараться добиться плавного перехода от темного тона к светлому.
Таким образом выполнить 5 прямоугольников различных цветов.
Результат: получение градации тона от слабонасыщенного к более насыщенному.
Рефлексия–вопросы:
1.Что такое насыщенность цвета?
2.Какие цвета имеют такую характеристику?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять градации одного цветового тона от слабонасыщенного к более насыщенному?
Задания для студентов практическая работа 5.6
«Акварельное решение орнаментального мотива»
Рисование детали облицовки главного входа в мечеть Гур-Эмир в Самарканде.
· Определить общие размеры орнамента;
· Наметить членения, определить соразмерность величин в деталях;
· Уточнить форму орнаментальных мотивов;
· Подготовить следующие цвета: ультрамарин, бирюза, охра.
· Первым нанести ультрамариновый цвет, это даст возможность определить характер орнамента и установить светосилу бирюзы.
· Обратить внимание на переходы от темного к светлому, эти цветовые различия вносят живость, создают впечатление блеска глазури.
Результат: получение орнаментального мотива в акварельном решении.
Рефлексия–вопросы:
1. Что такое орнамент?
2. Какие виды орнаментов вы знаете?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно рисовать орнаментальные мотивы в акварельном решении?
Задания для студентов практическая работа 5.7
«Выполнение черновых зарисовок живописного этюда натюрморта»:
· Выполнить несколько вариантов зарисовок небольшого размера с целью определения удачной композиции натюрморта на листе;
· В этих зарисовках определить расположение предметов в пространстве: какой ближе, какой дальше, какие предметы составляют передний план, какой из предметов является композиционным центром;
· Выявить распределение света и тени на предметах и натюрморте в целом, отметить самый темный предмет и саамы светлый.
Результат: определение выразительной и целостной композиции живописного этюда натюрморта.
Рефлексия–вопросы:
1.Какая композиция считается удачной?
2.Назовите основные свойства композиции.
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять предварительные зарисовки этюда натюрморта?
Задания для студентов практическая работа 5.8
«Определение основных цветовых соотношений в натюрморте»:
· Выполнить рисунок постановки на основном листе;
· В нем выявить общую форму, пропорции предметов, наметить основные границы света и тени объемной формы, отметить участки бликов;
· Выполненный рисунок следует смочить водой, чтобы красочные слои лучше ложились на поверхность бумаги;
· Определить основные цветовые отношения в натюрморте;
· Цвет фона, объем и цвет предметов передать обобщенно – найденные на палитре цвета накладывать крупными пятнами на соответствующие места рисунка, постоянно сравнивая их между собой;
· Начинать нужно со светлых мест на предметах, переходя к более темным, там где необходимо, цвет усилить повторным наложением.
Результат: определение в натюрморте основных цветовых соотношений.
Рефлексия–вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для нужно определять основные цветовые соотношения в живописном этюде натюрморта?
Задания для студентов практическая работа 5.9
«Заключительный этап работы над натюрмортом»:
· Определив основные цветовые отношения, прейти к детальной проработке объемных форм;
· Методом лессировки добиться передачи материальности предметов и драпировки;
· Живописное решение пространства передать перспективным изменением цвета _ предметы, расположенные ближе к зрителю, выделить четче; чем дальше находится предмет, тем больше он теряет светлоту и насыщенность, тем меньше становится контраста света и тени;
· Фон не должен доминировать в натюрморте, а наоборот, должен способствовать выявлению формы и цвета предметов, обогащать живописное решение всего натюрморта;
· Обобщить отдельные оттенки цветов, подчиняя их общему колориту.
Результат: выполнение законченного живописного этюда натюрморта.
Рефлексия–вопросы:
1. Что такое лессировки? Как их выполнять?
2. Почему нельзя взять более насыщенный тон сразу, а накладывать несколько слоев красок?
3. Что такое цветовая перспектива?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно разбивать работу над живописным натюрмортом на несколько этапов?