УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ. Цель и задачи семинарских занятий:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель и задачи семинарских занятий:
В ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов. Дидактические цели семинарских занятий: углубление, систематизация, закрепление знаний, проверка знаний, развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, выслушивать других, задавать вопросы. Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекциями. Учебный материал семинаров не дублирует материала, изложенного преподавателем в лекции, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.
ВИДЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
На семинарских занятиях используются различные формы работы, в соответствии с ними запланированы следующие виды семинарских занятий:
- Семинар-беседа проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятиям всех студентов по всем вопросам плана семинара, позволяет вовлечь максимум студентов в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания развернутого выступления нескольких студентов по своим вопросам плана, дополнений других, рецензирование выступлений, постановки проблемных вопросов.
- Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между студентами и подготовку ими докладов и рефератов. В докладе выделяют три основные части: вступительную, в которой определяется тема и ее значимость; основную, в которой излагается содержание темы; заключительную, в которой обобщается тема, делаются выводы. Особое внимание обращается на убедительность и доказательность доклада. После выступления докладчика, доклад обсуждается и после ответов на вопросы докладчик выступает с заключительным словом;
- Подготовка реферата – более высокая форма творческой работы студента, по сути, он представляет собой законченный труд. Выполнение творческих работ, например, рефератов, оказывает большое воздействие на развитие способностей студентов, повышает интерес к учебному предмету, учит связывать теорию с практикой. При работе над рефератами, как правило, проявляются особенности личности студента, его отношение к событиям окружающей жизни, понятие об этических нормах. Поэтому такие работы требуют более детального и обстоятельного разбора. С этой целью при распределении тем рефератов одновременно назначаются оппоненты, которые должны заранее ознакомиться с содержанием реферата и подготовить отзыв: отметить достоинства и недостатки, сделать замечание и дополнение по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются студенты. В заключение преподаватель дает оценку реферату, оппонентам и другим выступающим;
- Смешанная форма семинара, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов, а также с дискуссиями;
- Семинар в письменной форме – это, например, написание сочинения или письменной работы по одной из проблемных тем.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1
Вид семинарского занятия: семинар-беседа и письменная работа.
Тема: Культурология как научная и учебная дисциплина.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Определение культуры.
2. Подходы к изучению культуры.
3. Структура культурологии.
4. Черты культуры.
5. Культурные универсалии.
II. Практическое задание:
1. Найти и проанализировать пять различных определений понятия «культура» (из учебной литературы).
2. Выбрать из нижеперечисленных элементов те, которые являются принадлежностью культуры:
- этические нормы, - философия, - уголовный кодекс, - производственное оборудование, - орудия убийства, - научные исследования, | - рыночный обмен, - представления о смерти, - тело человека, - сады и парки, - природный ландшафт, - девственный лес. |
3. Дать определение следующих понятий:
· Социальный феномен культуры.
· Культура личности (индивидуальная).
· Культура материальная.
· Культура мышления.
· Культура эстетическая.
· Паидейя.
· Трансляция культурного опыта.
· Функциональный подход в культурологии.
· Культурные универсалии.
4. Заполнить таблицу«Разделы культурологии»:
Разделы культурологии | Сферы исследований |
Фундаментальная культурология | |
Цель: | |
Онтология культуры | |
Гносеология культуры | |
Морфология культуры | |
Культурная семантика | |
Антропология культуры | |
Социология культуры | |
Социальная динамика культуры | |
Историческая динамика культуры | |
Прикладная культурология | |
Цель: | |
Прикладные аспекты культурологии |
5. Дополните определение понятия «культура», соответствующее данным трактовкам:
Структуральная трактовка культуры: | культура – это … |
Коммуникационная трактовка культуры: | культура – это … |
Психологическая трактовка культуры: | культура – это … |
Аксиологическая трактовка культуры: | культура – это … |
Цель занятия:
Проанализировать различные подходы в определении понятия «культура». Рассмотреть основные подходы к изучению культуры: социологический, аксиологический, семиотический, деятельный, культурная картина мира; структуру культурологии. Охарактеризовать черты культуры: универсальные, общие, уникальные; культурное своеобразие. Дать определение понятию «культурные универсалии», охарактеризовать основные культурные универсалии.
Длительность занятия – 2 часа.
Семинарское занятие № 2
Вид семинарского занятия: смешанная форма семинара – семинар-беседа, семинар-заслушивание и письменная работа.
Тема: Основные школы и концепции культурологии.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Философия культуры Гегеля.
2. Концепция цивилизации Н.Я. Данилевского.
3. «Закат Европы» Освальда Шпенглера.
4.Историософское направление и теория «осевого времени» К. Ясперса.
5. «Вызов и Ответ» – движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби.
6. Философия культуры Бердяева.
7. Фрейдизм как философское направление и его культурологический аспект.
8. Архетипы: концепция культуры К.Г. Юнга.
9. Социологическая теория культуры. Концепция П.А. Сорокина.
10. Культура как совокупность знаковых систем. Структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.
11. Игровая теория культуры. Концепция Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк.
II. Практическое задание:
1. Составить схему линейного развития Европейской культуры (по Гегелю).
2. Перечислить пять основных законов, которые определяют возникновение культурно-исторического типа и которым подчиняется его развитие (по Данилевскому).
3. Охарактеризовать 5 культур, определив время их зарождения, развития и гибели (по Шпенглеру).
4. Привести три примера «Вызова-и-Ответа» в истории развития каких-либо культур (по Тойнби).
5. Охарактеризовать деятельность «великих учителей человечества», живших в «осевое время»: биография, суть учения (по Ясперсу).
6. Привести примеры архетипов, существующих параллельно в мифологии, религии, искусстве (по Юнгу).
7. Соотнесите ключевые слова определений понятия «культура» и фамилии ученых, выдвинувших эти определения. Культура – это:
1) Динамический организм а) Г. Спенсер
2) Живая единая система б) И. Кант
3) Совершенство разума в) З. Фрейд
4) Игра г) О. Шпенглер
5) Психические стереотипы д) К. Юнг
6) Практическая деятельность е) Й. Хейзинга
7) Способ мышления ж) Э. Тайлор
8) Семиосфера з) Ф. Бэкон
и) Ю. Лотман
8. Соотнесите основные школы в культурологии ХХ века и фамилии ученых, представителей этих школ:
1) общественно-историческая школа а) П. Сорокин
2) натуралистическая школа б) О. Шпенглер
3) социологическая школа в) З. Фрейд
4) символическая школа г) А. Тойнби
5) психоанолитическая школа д) К. Юнг
е) Ф. де Соссюр
ж) Т. Парсонс
9. Найдите соответствие:
1. Ф. Гребнер | А. Концепция семиосферы | |
2. Й. Хейзинга | Б. Концепция локальных цивилизаций | |
3. А. Тойнби | В. Концепция культурных кругов | |
4. Ю.М. Лотман | Г. Игровая концепция культуры | |
5. П.А. Сорокин | Е. Концепция аполлонистического и дионисийского | |
6. Л. Фробениус | Ж. Концепция социокультурной динамики | |
7. Й. Хейзинга 8. Ф. Ницше | З. Концепция разделения культуры на матриархальную и патриархальную |
Цель занятия:
Охарактеризовать важнейшие положения философии культуры Гегеля, Шпенглера, Ясперса, Бердяева, Фрейда, Юнга, Данилевского, Тойнби, Сорокина, Леви-Стросса, Хейзинги и др.
Длительность занятия – 4 часа.
Семинарское занятие № 3
Вид семинарского занятия: смешанная форма семинара – семинар-беседа и письменная работа.
Тема семинарского занятия: Типология культур. Культурогенез. Социокультурная динамика. Модернизация культуры.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Типологии культур: проблема типологизации, различные теории типологии культуры.
2. Культурогенез: законы развития культур, концепции происхождения первобытной культуры, стадии развития культуры.
3. Социодинамика культуры: особенности, типы.
4. Ценности культуры.
II. Практическое задание:
1. Составьте схемы различных типологий культур по следующим основаниям классификации:
1) дифференциация на основании синхронических (пространственных) структур, выражающих внутреннее богатство культуры:
2) дифференциация по принципу вероисповедания:
3) дифференциация по типу поселения:
4) дифференциация по стадии развития народности:
5) дифференциация по историческим периодам –
а) по археологической периодизации:
б) по историческим периодам – в формационной теории исторического материализма:
в) по историческим периодам – в теориях «модернизации»:
6) дифференциация по теории Гегеля:
7) дифференциация по теории П. Сорокина:
8) дифференциация по теории О. Шпенглера:
9) дифференциация по теории А. Тойнби:
10) дифференциация по теории К. Ясперса:
11) дифференциация по территориальному делению:
12) дифференциация по двухполюсному географическому положению:
13) дифференциация по степени обособленности культуры:
14) дифференциация по степени доминирования культуры в обществе:
2. Заполнить таблицу типов культуры, которые выделял отечественный философ В.М. Межуев:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ | ТИПЫ КУЛЬТУРЫ | СРЕДСТВА ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРЫ |
Этническая (народная) культура | ||
Национальная культура | ||
Массовая культура |
3. Выделить основные отличия западной и восточной культур:
ЗАПАД | ВОСТОК | |
В отношении к миру | ||
В отношении к природе | ||
В отношении к личности | ||
В отношении к власти и закону | ||
Во временной ориентации | ||
В ценностных ориентациях | ||
В гносеологических оценках | ||
В отношении к истине |
4. Сравнить характерные черты массовой и элитарной культуры. Анализ представить в виде таблицы:
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА | МАССОВАЯ КУЛЬТУРА |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
5. Составить схему:
6. Сравнить характеристики традиционного и современного общества. Анализ представить в виде таблицы:
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО | СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО |
доминирование традиции над новацией | преобладание инноваций над традицией |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
Цель занятия:
Изучить направления типологизации культур. Раскрыть суть и законы культурогенеза. Рассмотреть вопросы социодинамики культуры. Изучить основные ценности культуры.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Семинарское занятие № 4
Вид семинарского занятия: смешанная форма семинара – семинар-беседа и письменная работа.
Тема семинарского занятия: Культура и личность. Культура и общество. Культура и природа. Языки культуры. Ценности культуры.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Личность как субъект культуры.
2. Социализация.
3. Инкультурация.
4. Культурная идентификация.
5. Субкультуры в обществе.
6. Противопоставление природы (естественного) и культуры (искусственного).
7. Теории взаимоотношений культуры и природы: Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден.
8. Проблема языка культуры, классификация языков культуры.
II. Практическое задание:
1. Заполнить таблицу:
Понятия: | Личность | Индивидуальность | Индивид |
Определение: |
2. Составить схему:
3. Дополнить высказывания:
Процесс инкультурации отличается от процесса социализации тем, что … .
Процесс аккультурации отличается от процесса инкультурации тем, что … .
4. Дополнить высказывания:
Субкультуры – это … .
Субкультуры отличаются друг от друга:
1) … ;
2) … ;
3) … .
5. Заполнить таблицу классификации субкультур по различным основаниям:
ТИП СУБКУЛЬТУРЫ | по возрасту | по поселенческому признаку | по профессиональному признаку | по классовому признаку | по месту в социальной структуре |
примеры |
6. Указать четыре периода отношений человека к природе (по Н.А. Бердяеву):
1) … ;
2) … ;
3) … ;
4) … .
7. В.И. Вернадский (1863-1945) и П. Тейяр де Шарден (1881-1955) раскрывали неразрывную связь между Культурой и Природой. Сравнить их взгляды, оформить анализ их идей в виде таблицы:
В.И. Вернадский | П. Тейяр де Шарден | |
общее | ||
различия |
8. Дополнить систему классификации языков примерами:
9. Найти соответствие:
1. Витальные ценности | А. Патриотизм, гражданская активность |
2. Экономические ценности | Б. Безопасность, качество жизни |
3. Политические ценности | В. Долг, справедливость, любовь, дружба |
4. Моральные ценности | Г. Красота, гармония, стиль |
5. Религиозные ценности | Д. Вера, спасение, благодать |
6. Эстетические ценности | Е. Наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг |
7. Социальные ценности | Ж. Равенство полов, личная независимость |
Цель занятия:
Рассмотреть такие понятия культурологи, как личность, социализация, инкультурация, культурная идентификация. Охарактеризовать социальное бытие культуры, субкультуры в обществе. Рассмотреть противопоставление природы и культуры. Изучить теории Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена. Проанализировать языки культуры, классификацию языков культуры.
Длительность занятия – 2 часа.
Семинарское занятие № 5
Вид семинарского занятия: смешанная форма семинара – семинар-беседа, семинар-заслушивание подготовленных рефератов и письменная работа.
Тема семинарского занятия: Основные формы духовной культуры: мистика, мифология, религия, наука.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Мистика как форма культуры.
2. Мифология как форма культуры.
3. Национальные и мировые религии.
4. Наука как культурная система.
II. Выступление студентов с докладами и презентациями по темам:
1. Буддизм.
2. Ислам и Коран.
3. Иудаизм и Талмуд.
4. Христианство и Библия.
III. Практическое задание:
1. Соотнесите понятия и определения:
1) мифология а) образно-символическое воспроизведение
действительности
2) религия б) рациональная реконструкция мира
3) искусство в) нормы поведения, отношений между людьми
4) наука г) вера в трансцедентное, абсолют
5) философия д) мудрость в формах мысли, теоретическая душа культуры
6) мораль е) целостное, одушевляющее природу
восприятие мира
2. Установите соответствие древней культуры (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древний Иран, Древняя Греция, Древний Рим) и ее божеств, укажите суть (функцию) божества.
культура | божество | функция божества |
Агни | ……… | |
Амон | ……… | |
Ан | ……… | |
Анахита | ……… | |
Ангхро-Манью | ……… | |
Артемида | ……… | |
Ахура-Мазда | ……… | |
Бао-шен | ……… | |
Бастет | ……… | |
Брахма | ……… | |
Варуна | ……… | |
Ваю | ……… | |
Вишну | ……… | |
Гермес | ……… | |
Гестия | ……… | |
Думузи | ……… | |
Дун Ван-гун | ……… | |
Изида | ……… | |
Инанна | ……… | |
Индра | ……… | |
Лары | ……… | |
Мардук | ……… | |
Митра | ……… | |
Нинхурсаг | ……… | |
Ра | ……… | |
Рудра | ……… | |
Сет | ……… | |
Си Ван-му | ……… | |
Син | ……… | |
Сурья | ……… | |
Тефнут | ……… | |
Ут | ……… | |
Ушас | ……… | |
Хатхор | ……… | |
Хумбан | ……… | |
Цзао Ван | ……… | |
Цзин-Дэ | ……… | |
Энлиль | ……… |
3. Заполнить таблицу:
Буддизм | Ислам и Коран | Иудаизм и Талмуд | Христианство и Библия | |
Время и периоды развития | ||||
Основные направления и конфессии | ||||
Доктринальные особенности | ||||
Описание Священных Книг | ||||
Основные обряды | ||||
Главные памятники культуры |
4. Укажите, кому принадлежит данное высказывание. Назовите даты его жизни и кратко сформулируйте, чем он знаменит.
«На том стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь»
Цель занятия:
Определить понятия: мистика, интуиция. Охарактеризовать понятие мифа, основные сюжеты античных, индийских и восточных мифов. Изучить культурологические аспекты мировых религий, сакральных текстов. Определить понятия: наука, историческое развитие научных знаний. Рассмотреть основные научные принципы познания реальности.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Семинарское занятие № 6
Вид семинарского занятия: смешанная форма семинара – семинар-беседа и письменная работа.
Тема семинарского занятия: Основные формы духовной культуры: искусство.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Искусство как культурное явление.
2. Содержание и форма в искусстве.
3. Формы искусства.
4. Стили и направления искусства.
а) готика,
б) барокко,
в) классицизм,
г) романтизм и его направления,
д) реализм и его направления,
е) модернизм и его направления,
ж) постмодернизм и его направления.
II. Практическое задание:
1. Из списка терминов
1) выбрать наименования десяти основных видов искусства;
2) выбрать наименования семи жанров живописи, охарактеризовать их;
3) выбрать наименования четырех разновидностей скульптуры, охарактеризовать их;
4) выбрать наименования одиннадцати промыслов в сфере декоративного искусства, к каждому наименованию привести примеры народных промыслов России;
5) выбрать наименования трех родов литературы, семи эпических жанров, охарактеризовать их;
6) выбрать наименования четырех театральных жанров, охарактеризовать их;
7) выбрать наименования одиннадцати основных стилей в искусстве, дать им определение, указать периоды развития, характерные черты, основных представителей, памятники культуры, соответствующие этим стилям;
8) выбрать наименования течений внутри основных направлений искусства, дать им определения, указать основные черты, составить схемы по образцу:
9) выбрать наименование приемов искусства, дать им определение.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО. АВАНГАРДИЗМ. АМПИР. АНДЕРГРАУНД. АССАМБЛАЖ. БАРОККО. ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС). ГИПЕРБОЛА. ГРАФФИТИ. ГРОТЕСК. ДАДАИЗМ. ИМПРЕССИОНИЗМ. КЛАССИЦИЗМ. КОНСТРУКТИВИЗМ. КУБИЗМ. КУБОФУТУРИЗМ. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. МЕТАФОРА. МИНИМАЛИЗМ. МОДЕРН. МОДЕРНИЗМ. НАИВНОЕ ИСКУССТВО. НАТУРАЛИЗМ. НЕОАКАДЕМИЗМ. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ. НЕОПРИМИТИВИЗМ. НЕОРЕАЛИЗМ. НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ. ПЕРФОРМАНС. ПЛЕНЭР. ПОП-APT. ПОСТАВАНГАРД. АНИМАЛИЗМ. АРХИТЕКТУРА БАЛЛАДА. БАРЕЛЬЕФ. БЫТОВОЙ ЖАНР. ГОРЕЛЬЕФ. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ГРАФИКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. ДЕКОРИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БЕРЕСТЫ. ДРАМА. ТРАГЕДИЯ. КОМЕДИЯ. МЮЗИКЛ. ЖИВОПИСЬ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ИКОНОПИСЬ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР. КИНОИСКУССТВО. КОНТРРЕЛЬЕФ. ЛИРИКА ДРАМА. ЭПОС. ЭПОПЕЯ. ЛИТЕРАТУРА. | МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ПАПЬЕ-МАШЕ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. НАТЮРМОРТ. НОВЕЛЛА. ПОВЕСТЬ. ПЕЙЗАЖ. НАРОДНАЯ КЕРАМИКА. КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ. РОСПИСЬ ПО ТКАНИ. ВЫШИВКА. ПОРТРЕТ. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ. ПОСТМОДЕРНИЗМ. ПРИМИТИВ. ПРИМИТИВИЗМ. «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО». ПОЭМА. ПУАНТИЛИЗМ. РАССКАЗ. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ. РЕЗЬБА ПО КОСТИ. РОМАН. РОМАНСКИЙ. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ. РЕАЛИЗМ. РЕДИ-МЕЙД. РОКОКО. РУССКИЙ СТИЛЬ. САРКАЗМ. СЕЗАННИЗМ. СЕЦЕССИОН. СИМВОЛИЗМ. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. СКУЛЬПТУРА. СКУЛЬПТУРА. СОЦ-АРТ. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. СУПРЕМАТИЗМ. «СУРОВЫЙ СТИЛЬ». СЮРРЕАЛИЗМ. ПЕРЕДВИЖНИКИ – товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ТРЕХМЕРНАЯ (КРУГОВАЯ). ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. УМОЛЧАНИЕ. ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО. ФОВИЗМ. ФОРМАЛИЗМ. ФУТУРИЗМ. ФОТОИСКУССТВО. ХЭППЕНИНГ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КАМНЯ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА. ЭКЛЕКТИКА. ЭКСПРЕССИОНИЗМ. |
2. Составьте классификацию видов искусства
По свойствам:
1. Изобразительное искусство – … . Отличительные черты – … .
2. Неизобразительное искусство – … . Отличительные черты – … .
По родам:
1. Пластические виды искусства – … . Отличительные черты – … .
2. Пространственные виды искусства – … . Отличительные черты – … .
3. Временные виды искусства – … . Отличительные черты – … .
4. Технические или синтетические виды искусства – … . Отличительные черты – … .
Цель занятия:
Определить понятия «искусства». Изучить основные формы искусства и их характеристика. Рассмотреть характерные черты стилей, направлений искусства.
Продолжительность занятия – 2 час.
Семинарское занятие № 7
Вид семинарского занятия: смешанная форма семинара – семинар-беседа и письменная работа.
Тема семинарского занятия: Культурология и история культуры.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Первобытная культура и искусство.
2. Возникновение древнейших цивилизаций в Шумере, Египте, Индии, Китае, Средней Азии, Центральной и Южной Африке.
3. Культура древнего Египта. Архитектура (пирамиды, храмовые и дворцовые постройки, башни-зиккураты, оборонительные стены и башни).
4. Культура древнего Китая.
5. Основные этапы развития античной культуры и искусства: эгейская культура, греческая культура (архаический, классический периоды, эпоха эллинизма); культура древнего Рима (период республики, период империи).
6. Основные этапы развития феодальной культуры.
7. Культура и искусство западной Европы в XVII – XVIII веках.
8. Культура и искусство западной Европы в XIX веке.
9. Культура и искусство западной Европы в XX веке.
II. Практическое задание:
1. Составить таблицу:
НАЗВАНИЕ ПЕРИОДА | КЛАССИФИКАЦИЯ ВНУТРИ ПЕРИОДА | ХРОНОЛО-ГИЧЕСКИЕ РАМКИ | ДОСТИЖЕНИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ | |||||
Первобытная культура |
| |||||||
Древнеегипетская культура |
|
Шумеро-аккадская культура | |||||||||||||||||
Ассиро-вавилонская культура | |||||||||||||||||
Античная культура |
| ||||||||||||||||
Средние века |
| ||||||||||||||||
Возрождение |
Новое время |
Просвещение |
XIX в. |
Новейшее время |
2. Установить соответствие древней культуры и ее литературных памятников, дайте краткую характеристику текста, укажите жанр и основную мысль текста.
КУЛЬТУРА | ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ | СУТЬ ТЕКСТА |
«Абхидхармапитака» | ……… | |
«Авеста» | ……… | |
«Атхарваведа» | ……… | |
«Бхагавадгита» | ……… | |
«Вавилонская теодицея» | ……… | |
«Вендидада» | ……… | |
«Веспереда» | ……… | |
«Гимн храму города Кеша» | ……… | |
«Дао Дэ Цзин» | ……… | |
«Джатаки» | ……… | |
Древняя | «Дхаммапада» | ……… |
Месопотамия | «История Синухета» | ……… |
«Книга Амдуат» | ……… | |
Древний Египет | «Книга весны и осени» | ……… |
«Книга перемен» | ……… | |
Древняя Индия | «Книга песен» | ……… |
«Книга преданий» | ……… | |
Древний Китай | «Книга ритуала» | ……… |
«Махабхарата» | ……… | |
Древний Иран | «Ода изящному искусству» | ……… |
«Песнь арфиста» | ……… | |
Древняя Греция | «Поучение Аменемопе» | ……… |
«Поэма об Атрахасисе» | ……… | |
«Премудрость Птаххотепа» | ……… | |
«Прославление писцов» | ……… | |
«Рамаяна» | ……… | |
«Речение Ипувера» | ……… | |
«Самаведа» | ……… | |
«Сказания о Сатни-Хемуасе» | ……… | |
«Спор человека и Ба» | ……… | |
«Труды и дни» | ……… | |
«Чему учил Хати своего сына Пети» | ……… | |
«Энмеркар и правитель Араты» | ……… | |
«Энума элиш…» | ……… | |
«Эпос о Гильгамеше» | ……… | |
«Яджурведа» | ……… | |
«Ясны» | ……… |
Цель занятия:
Изучить этапы развития каждой культуры, основные достижения и памятники.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Семинарское занятие № 8
Вид семинарского занятия: смешанная форма семинара – семинар-беседа и письменная работа.
Тема семинарского занятия: Место и роль России в мировой культуре.
Содержание занятия:
I. Обсуждение теоретических вопросов:
1. Особенности древнерусского этноса.
2. Культура Киевской Руси.
3. Русская средневековая культура 14-17 вв.
4. Культура Русского Просвещения и реформы Петра I.
5. Культура Петербургского периода 18 века.
6. Культура России в 19 веке. Золотой век русской культуры.
7. Культура «Серебряного века».
8. Общая характеристика и этапы советской культуры.
II. Практическое задание:
1. Заполнить таблицу по персоналиям:
Н.Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, А.С. Суворин, И.Д. Сытин, братья Сабашниковы, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.Н. Милюков, М.О. Гершензон, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве, В.О. Ключевский, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Н.В. Крушевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, А.Н. Толстой, А.М. Горький, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилев, А.А. Блок, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, И.Э. Грабарь, А.А. Рылов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.В. Стравинский, С.П. Дягилев.
персоналии | время жизни и деятельности | сфера деятельности | основные достижения или результаты творчества |
… | … | … | … |
2. Из списка терминов
1) выбрать те, которые связаны с языческой культурой славян, дать им определение;
2) выбрать те, которые связаны с русской архитектурой, дать им определение;
3) выбрать те, которые связаны с христианской культурой, дать им определение;
4) выбрать те, которые связаны с древнерусской и русской литературой, дать им определение;
5) выбрать те, которые связаны с художественной культурой, дать им определение;
6) выбрать те, которые связаны с русской философией, дать им определение.
«Мир искусства». «Серебряный век» в русском искусстве. Акмеизм. Антропотеокосмизм. Аскетизм. Велес. Волхвы. Дворянская культура. Демократическая сатира. Житие. Западники. Идол. Икона. Икона. Кремль. Крестово-купольный храм. Лада. Лель. Летопись. | Марена. Московское барокко. Парсуна. Передвижники. Поучение. Просвещение. Русская религиозная философия. Сварог. Скоморохи. Славянофилы. Соборность. Социалистический реализм. Строгановская школа. Супрематизм. Философия русского космизма. Фреска. Футуризм. Ярило, Купала. Ярило. |
Цель занятия:
Определить характерные черты различных этапов русской культуры. Изучить системы религиозных представлений, архитектуры, художественной культуры, русской словесности. Определить место русской культуры в системе мировой культуры.
Продолжительность занятия – 2 часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основная литература:
№ пп | Наименование | Авторы | Место издания | Год издания | Наличие |
1. | Культурология: учебник | под ред. Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана | Москва |
Дополнительная литература