Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков

Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва» (А. С. Пушкин), именно здесь было создано немало архитектур­ных шедевров мирового значения. Главный из них — Пашков дом — принадлежит великому русскому зодчему Василию Ива­новичу Баженову(1737/38—1799). Этот дивный белый дворец, возвышающийся на холме, как на пьедестале, и сегодня являет­ся подлинным украшением Москвы. В общей композиции ан­самбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием самых высоких достижений западноевро­пейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично свя­зывать здание с окружающей природой.

Вход во внутренний двор усадьбы вёл через арку парадных въездных ворот, где был разбит пейзажный парк, ограждённый изящной кованой оградой с фонарями на столбах (в настоя­щее время сохранилась лишь часть решётки). В саду, укра­шенном беседками, фонтанами и скульптурой, гуляли редкие птицы. В прудах плавали экзотические рыбы и белоснежные ле­беди.

Великолепен главный дом с двумя низкими флигелями, под­чёркивающими протяжённость ансамбля и его раскрытость на­встречу Кремлю. Нижняя часть здания отделана рустом. Она выступает вперед и служит опорой для колонн портика и двух статуй, расположенных по его краям на уровне окон второго эта­жа. На фоне рустованной стены размещены арки оконных проё­мов, украшенные лепными гирляндами и масками львов. Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Пилястры, охватывающие два главных этажа, придают стенам устремлённость вверх.

Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд не­пременно скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere — прекрасный вид) — круглой надстройке в виде павильона или бе­седки. До пожара в 1812 г. его венчала статуя богини Минервы. Лёгкость и изящество зданию придают античные вазы на балю­страде. Праздничная торжественность и нарядность здания до­стигнуты не обилием украшений, а соразмерностью частей, строгостью пропорций.

Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к уте­хе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых 10 лет! По её приказанию строительство было запрещено: часть возведённых зданий следовало немедленно снести. Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Павел I, давний поклонник и покровитель архитектора, вступив на престол, дал Баженову высокий чин действительного стат­ского советника, а через месяц подарил тысячу душ крестьян. Но царская милость пришла слишком поздно...

Новая московская архитектура конца XVIII — начала XIX в. обязана своими лучшими образцами творчеству Матвея Фёдоро­вича Казакова(1738—1812). За 50 лет своей деятельности он значительно изменил облик древней столицы, создав здесь нечто большее, чем десятки дворцов, общественных зданий, храмов и домов... Ему удалось не только не нарушить «естество» города, но и вступить в блистательный диалог с архитектурными соору­жениями старой Москвы.

Его имя не сразу засверкало на архитектурном Олимпе. В от­личие от Баженова, обучавшегося в Италии, во Франции, Казаков получил образование в России. Был учеником из­вестного московского архитектора Д. В. Ухтомского и всегда ориентировался на русские архитектурные тради­ции. Диапазон его творчества -достаточно широк, включал общественные сооружения, храмы, усадебные, городские дома.

В 1768 г. судьба свела двух замечательных архитекторов вместе. Им было поручено создать «наиславнейшее в свете зда­ние» Большого Кремлёвского дворца. Несмотря на незавершён­ность работы, Казаков — первый помощник Баженова — про­шёл прекрасную школу архитектурного творчества. Сохранив­шиеся рисунки и чертежи для возведения увеселительных строений на Ходынском поле (1775), выполненные Казаковым с исключительным мастерством, ещё раз подчеркнули его архи­тектурное дарование. Императрица Екатерина II была вполне довольна и даровала ему чин архитектора. С той поры на него буквально хлынул поток заказов в Москве.

Петровский дворец— одно из самых значительных творе­ний М. Ф. Казакова. Ансамбль представляет собой па­радный двор, замкнутый одноэтажными служебными корпуса­ми, прерывающимися 8 башнями (по 4 с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются здесь с традицион­ными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые ар­ки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. В архитектурном облике дворца также присутствуют го­тика и нарышкинское барокко.

Через год М. Ф. Казаков уже обду­мывал проект здания Сената в Кремле. Поразительное чувство меры и масшта­ба присущи треугольному в плане зда­нию (такую форму имел участок под строительство) с огромной купольной ротондой. Кажется, в нём ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». В «безмолвную грома­ду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Центры фасадов были искусно украшены дорическими колон­нами и пилястрами. Строгость и просто­та внешнего облика Сената контрастиро­вали с пышным интерьером Круглого за­ла, который современники справедливо называли «русским Пантеоном». Вдоль его стен идёт торжественный ряд коринфских колонн, в про­стенках между колоннами помещены рельефные панно. Высо­кий купол (диаметр 24,7 м) богато украшен кессонами. Екатери­на II, вступившая под его величественные своды, не смогла сдер­жать своего восторга.

К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» — Московского университета (1786— 1793), здание Благородного собрания (1784—1790-е), Голицын- ская больница (1796—1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения. Кроме того, он оставил нам свои бесценные альбомы чертежей всех главных московских построек. Рассмат­ривая их сегодня, мы как будто совершаем путешествие по ста­рым улицам Москвы, любуясь его гениальными творениями. И становятся понятными чувства, переполнившие душу худож­ника, когда он получил известие о пожаре в Москве в 1812 г. Он был воспринят М. Ф. Казаковым как великая национальная тра­гедия, принёсшая крушение всех его планов и замыслов.

Вопросы и задания

1. Какие архитекторы составили цвет и славу русской архитекту­ры XVIII — І чтв.XIX в.?

2. Как воплощён «строгий, стройный вид» Петербурга в выдаю­щихся памятниках архитектуры XVIII — начала XIX в.? Кто и как со­здавал архитектурный облик новой российской столицы?

3. Какую роль сыграли В. И. Баженов и М. Ф. Казаков в создании архитектурного облика Москвы XVIII в.? Что общего и в чём различия их творческой манеры?

4. Исследователь Д. Е. Аркин писал, что «Баженов не только под­нял русскую архитектуру до высоты европейского мастерства, но и внёс в неё глубоко самостоятельные черты, в которых мы одновремен­но читаем синтез старого и искания нового. Он явился для русской ар­хитектуры поистине её Ломоносовым». В чём именно выразился этот «синтез старого и искания нового» в творчестве великого архитектора? Какие открытия, равные по значению Ломоносову, ему удалось осуществить в своём творчестве? Как вы думаете, что дало основания для такого сравнения?

5. Какой вклад в создание архитектурного облика Москвы внёс М. Ф. Казаков? Можно ли согласиться с существующим мнением, что в его творчестве прослеживается преодоление барокко, последователь­ное развитие классицизма и предпосылки возникновения ампира?

Творческая мастерская

1. А. С. Пушкин не раз обращался к описанию столицы Российско­го государства. В поэме «Медный всадник» (1833) он вдохновенно го­ворит о «юном граде», вознёсшемся «пышно, горделиво» вдоль ожив­лённых берегов Невы. Какие черты воспетого поэтом города могут сви­детельствовать о его принадлежности к архитектуре классицизма?

2. Расскажите о наиболее характерных памятниках классицизма в Санкт-Петербурге. Подготовьте заочную экскурсию о пригородах Санкт-Петербурга. Снимите любительский видеофильм об архитек­турных шедеврах классицизма Санкт-Петербурга (Москвы).

3. Сопоставьте архитектурные ансамбли собора Святого Петра в Риме и Казанского собора в Санкт-Петербурге. Что общего и в чём раз­личие между ними? Какие задачи своего времени решали архитекто­ры? Какие идеи эпохи они хотели воплотить?

4. Если в Петербурге классицизм проявил себя в создании градо­строительных комплексов, то в Москве — в мире отдельного жилого дома, особняка, городской усадьбы. «Регулярность», управлявшая развитием Петербурга, не довлела над Москвой, где происходили про­цессы обновления архитектурных форм. Что представляла собой архи­тектура барского дома (усадьбы)? Какое выражение в ней нашли прин­ципы классицизма?

5. Совершите прогулку по городу, в котором вы живёте. Если в нём имеются памятники архитектуры классицизма, попробуйте их опи­сать, подчеркнув их принадлежность к этому стилю.

6. Оформите альбом или выставку (стенд) собственными фотогра­фиями, на которых запечатлены известные архитектурные памятни­ки классицизма.

Наши рекомендации