Материалы и инструменты для отмывки
Для выполнения курсовой работы по отмывке требуются все необходимые материалы и инструменты для вычерчивания и обводки чертежа – основы (подрамник, рейсшина, угольники, рапидограф или рейсфедер, карандаши) и специальные материалы и принадлежности для отмывки – китайская тушь, кисти, фильтры, губка или поролон и т.д. (рис. ).
Бумага. Как материал для проектирования, бумага выбирается в зависимости от назначения чертежа и способов изображения. Для выполнения отмывки более всего подходит прочная бумага типа «Гознак» (имеет водяной знак, хорошо различаемый в углу листа при рассматривании на просвет) или «торшон», она фактурная, имеет хорошую шероховатую поверхность. Эта бумага сохраняет свою поверхность неповрежденной и отражает свет из-под красочного слоя даже после длительной работы с ней.
Бумага с более рыхлой поверхностью – полуватман – не используется для отмывки, преимущественно используется для эскизов, выполняемых мягкими карандашами.
Готовясь к выполнению работы в технике отмывки, следует иметь в виду, что бумага будет подвергаться многократному покрытию раствором туши, т.е. многократному размачиванию и высыханию
Поэтому бумага для отмывки должна обладать достаточной прочностью, хорошей фактурой, быть максимально светлой, т.к. только на светлой бумаге возможно получение чистого, прозрачного и глубокого тона.
Используемая бумага не должна быть рыхлой и гигроскопичной, т.к. красящий раствор туши будет впитываться и образовывать на поверхности чертежа пятна, которые трудно исправить и удалить. После нескольких прокрывок тушью чертеж, выполненный на такой бумаге, становится серым, «теряет свет».
Плотная, сильно проклеенная вощеная бумага также не очень подходит для отмывки, т.к. «валик» красящего раствора будет быстро скатываться с поверхности, не успевая придать необходимый тон.
Исполнение отмывки требует идеально ровной поверхности, для чего влажный бумажный лист натягивается на подрамник с последующим высыханием и выравниванием поверхности бумаги. Каждый слой тушевого раствора увлажняет бумагу, которая после высыхания снова становится ровной и не мешает наложению следующего слоя. Поэтому, особое внимание следует уделить натягиванию бумаги на подрамник.
Для выполнения тушевки бумага должна быть тщательно натянута на подрамник с помощь клея ПВА (не жидкого), мучного или крахмального клейстера, жидкого теста, которое вполне заменяет вышеназванные средства.
Натягивать бумагу на подрамник нужно аккуратно, избегая перекосов и перетягивания бумаги по углам, т.к. волнистая поверхность бумаги после высыхания не способствует хорошей отмывке. При натягивании бумаги на подрамник нужно следить, чтобы частицы клея или клейстера не попадали на лицевую поверхность. При выполнении чертежа нужно всегда помнить, что любое нарушение лицевого слоя бумаги (клей, клейстер, резинка, игла и т.д.) влечет за собой появление пятен, которые при работе будут все «проявляться» и портить конечный результат.
Подготовка рабочего мест. Качество любой графической работы зависит от соответствующей подготовки рабочего места. Для тушевой отмывки очистить рабочую площадь стола (стереть пыль и мелкий сор, убрать все лишние вещи). На столе оставляется: чистый лист ватмана размером в ¼ чертежного листа (для нанесения пробных мазков туши), сосуд с чистой водой (для промывания кистей и устранения дефектов отмывки), флакон с натертой тушью, несколько сосудов с разными по силе тона тушевыми растворами, кусок чистой ткани и кисти (рис.8).
Подрамник для отмывки устанавливается в наклонном положении.
Рис. 8 Организация рабочего места.
Тушь. Тушь, употребляемая в архитектурной графике, называется китайской плиточной (или сухой).До 50-х годов прошлого столетия производилась высококачественная отечественная плиточная тушь, имеющая маркировку в виде красной звездочки. В настоящее время плиточная тушь, в виде прямоугольных, многогранных и круглых плиток-брикетов производится в Китае, Японии, Корее и других странах Востока. Синтетические растворы китайской туши производятся в некоторых странах Европы и продаются во флаконах. Тушь, предназначенная для заправки рапидографов, для выполнения технических приемов тушевой отмывки не годится. Качественная китайская тушь изготовляется из сухого экстракта красящих желез морского головоногого – каракатицы. Настоящая тушь от синтетической можно отличить по резкому запаху канифоли.
Плиточная (китайская) тушь позволяет передавать исключительно тонкие и чистые оттенки в переходах от черного к белому, невыполнимые при работе другими материалами, и сохранять в то же время в полной мере фактуру поверхности бумаги; это делает тушь незаменимым и основным материалом для архитектурной графики.
Рис. 9 Кисти круглые и плоские, флейцы, платочная китайская тушь.
Для отмывки используется черная тушь теплого или холодного оттенков. Чтобы определить качество туши, нужно потереть ее мокрым пальцем: тушь высокого качества не сразу пачкает руку.
Для получения красящего раствора сухая тушь натирается на увлажненной шероховатой поверхности фарфора или матового стекла с небольшим количеством кипяченой воды. Если для получения концентрированного раствора туши требуется довольно длительное натирание, то это также указывает на высокое качество плиточной туши.
Полученный раствор обязательно фильтруется через специальный бумажный фильтр или марлю с тонким слоем ваты, чтобы в нем не остались крупинки туши. Работа с не профильтрованным раствором может испортить отмывку. Разбавленная и профильтрованная тушь может храниться в стеклянном сосуде с пробкой и по мере надобности разводиться водой до нужной консистенции в небольших чашечках или баночках. На поверхности раствора туши, оставленного на некоторое время в открытом виде, может образоваться пленка, которую необходимо убрать или вообще заменить раствор.
После натирания палочка туши должна быть вытерта насухо, иначе она может растрескаться и стать непригодной для дальнейшего использования.
Кисти. В архитектурной тональной графике используются беличьи и колонковые и щетинные кисти. По форме они бывают круглые, плоские и флейцы (широкие плоские кисти для покрытия больших поверхностей кроющими красками).
Кисти маркируются в зависимости от диаметра волосяного пучка. Для тональной (черно-белой) и цветной графики используются следующие виды круглых кистей:
тонкие кисти № 4,5,6,7,8,9,10 – для отмывки мелких деталей чертежа, элементов окружающей среды (антуража);
средние кисти №15,16,17, 18, 19, - для покрытия раствором краски небольших участков поверхности;
толстые кисти № 20,21,22 – для отмывки больших плоскостей, фона.
Для выполнения отмывки следует иметь несколько хороших кистей разного размера. Наиболее пригодными по своим качествам считаются круглые волосяные мягкие кисти, но упругие кисти: беличьи, колонковые, барсучьи.
Пригодная для отмывки кисть должна хорошо держать красочный раствор; вытянутая из воды, она должна иметь нерасщепленный, острый конец. Хорошая кисть, после того как ее смочат водой, встряхнут, образует острый конец.
Отмывку выполняют обычно двумя кистями: крупной (№№ 15-20) для покрытия фона и больших поверхностей, и средней кистью (№№ 8-14) для отмывки мелких элементов. Работа одной кистью обедняет отмывку, делает ее или слишком грубой, выполненной небрежно из-за применения только кисти большого размера, или грязной, «полосатой» из-за использования маленькой кисти.
Рис. 10 Пример подрамника для работы
с растворами китайской туши при тушевки.
Для получения чистой, прозрачной отмывки, передающей все нюансы формы, желательно иметь набор их 3-5 беличьих кистей (рис. 9).
Подрамник – доска для натягивания бумаги.
Размер подрамников бывает разным, в зависимости от его предназначения. Для работ по архитектурной отмывке студентов 1-2- курсов его размер: 550х750 мм.
Бумага на подрамник натягивается следующим образом:
1. подготовить место для работы и клей;
2. боковые грани подрамника обмазать клеем;
3. лист ватмана смочить водой с двух сторон;
4. разложить лист на горизонтально расположенном подрамнике таким образом, чтобы края ватмана на 3-4 см заходили за край подрамника;
5. приклеить бумагу: синхронно двумя руками прижимая напуски ватмана к боковым граням подрамника, двигаясь
6. от середины к углам доски (руки постоянно должны находиться друг против друга и слегка натягивать бумагу);
7. для качественного проклеивания, по наклеенной полосе бумаги (по торцам подрамника) рекомендуется провести обыкновенной расческой – бумага будет прижата и клей при этом не выдавиться из-под нее;
8. в углах боковых граней приколоть бумагу кнопками; оставить подрамник для высыхания в горизонтальном положении, вдали от тепла и сквозняков.
Рис.11 Инструменты для тушевки
Другие материалы. Для выполнения отмывки необходимы:
1. Несколько (не менее 3-х) небольших прозрачных или белого цвета чашечек, чтобы в них была хорошо видна степень концентрации того или иного раствора;
2. банка для чистой воды и банка для мытья кистей;
3. кусок губки или поролона для промывания и смачивания подрамника;
4. кусок чистой ткани для вытирания рук или кистей;
плоская щетка или широкая плоская кисть для стряхивания крошек и остатков ластика (рис.11).