И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево
И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего (Откровение 7:1-3).
"Парадигма" — это модель или образец, который мы используем для изучения, понимания и истолкования мира. У христианина нет другой парадигмы, кроме Библии. Библия дает нам все основное знание, которое нам нужно для понимания истории, настоящего и будущего. Понимание четырех первоначальных источников силы или библейских "ветров земли", влияющих на фундаментальные изменения в цивилизации, может дать "парадигму" для понимания основного течения как истории, так настоящего и будущего.
В Писании ветры часто олицетворяют собой силы изменений. Есть четыре великих "ветра" земли, которые задают курс истории. Этими основополагающими силовыми структурами являются РЕЛИГИЯ, ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА и ВОЕННАЯ ВЛАСТЬ. Каждая из этих четырех основных сил кардинальным образом влияла на развитие мира. Преобладание любой из них в течение продолжительного периода времени производило такие значительные изменения в цивилизации, что это приводило к рождению новой исторической эпохи. Рассмотрение истории и библейских пророчеств в таком свете дает важное понимание мировых событий.
Период до пришествия Христа характеризовался преобладанием военной силы. Это был век завоевателей. Христианство стало по сути первой религией, распространившейся по всему миру и начавшей конкурировать с военной силой в своем влиянии на цивилизацию. В четвертом веке н.э. римский император Константин осознал, что силовая структура религии превосходит по своему влиянию военную силу. Поняв, что он не сможет ее победить, он принял ее и начал подчинять империю авторитету церкви. (В контексте этой главы "религиозная силовая структура" относится к религиозным учреждениям, а не к личной вере человека.)
Когда религия утвердилась как доминирующая силовая структура, военная сила стала служить религии как на христианском Западе, так и на мусульманском Востоке. С подъемом политики как основного источника силы в XVIII веке военная и религиозная силовые структуры стали служить политическим силам. С подъемом экономики как основного источника влияния в XX веке, с ожесточением борьбы коммунизма и капитализма за доминирующую роль военная, религиозная и политическая силовые структуры стали служить экономической силовой структуре.
Это не рассуждения о правильности происходящего, а просто констатация фактов. История не столь проста и ясна, как может показаться из вышеизложенного. Всегда бывают исключения, но именно это отражает основной курс истории. Были случаи, когда в эпоху религиозной, политической или экономической структур верх на короткое время вновь брала военная сила, во всяком случае в некоторых регионах мира. Мы также видим, что в определенные времена и в отдельных местах в качестве основного источника влияния вновь заявляет о себе религиозная сила, например во время фундаменталистской революции в Иране. В бывшем Советском Союзе мы наблюдаем интересное столкновение политической, экономической и военной структур в борьбе за верховенство, в то время как среди простых людей возрастает религиозное влияние.
Знание событий истории не приносит никакой пользы, если мы не понимаем ее, включая и то, как она влияет на нас сегодня и как будет влиять завтра. Церковь призвана быть прямым источником этого понимания — Господь не зря рассказывал Своему народу историю в развитии с пророчествами, содержащими необходимые для понимания ключи. Понимание своего настоящего местонахождения в пророчестве и раскрытие будущего должны строиться на твердом основании знания того, что уже было исполнено и почему.
Два источника ветров
Тот факт, что упомянутые выше силы названы "ветрами земли", а не небесными ветрами, показывает, что силы эти человеческого, а не божественного происхождения. Очевидно также и то, что у Господа есть Свой собственный план влияния на историю. Следовательно, истинное понимание истории требует от нас способности распознавать и различать как "ветры земли", так и "ветры небес".
Само слово "история" по сути означает "Его история". Когда Иоанн получил откровение на острове Патмос, ему было сказано, что показано ему то,"чему надлежит быть вскоре" (Откровение 1:1). Истинность этого утверждения доказали события, пророчески описанные в этом видении, они начали разворачиваться сразу же и продолжают разворачиваться до сегодняшнего дня.
Непонимание церковью истории стало основной причиной того, что ей не удается должным образом понять книгу Откровения. Еще более важно то, что как следствие церковь прекратила быть основным фактором влияния на курс истории — но это должно вскоре измениться. Церковь является посредником Божьего влияния на землю в последние дни и противостоит силам зла этого века. Однако мы не должны "просто сотрясать воздух", то есть нам надо знать, против чего мы воюем.
Человек греха
История — по сути "Его история". Книга Откровения, описывающая историю будущего, содержит и откровение о "человеке греха" или "антихристе". Этот "человек греха" олицетворяет "грех человеческий". Человек греха — откровение о том, что собой представляет падший человеческий род без Христа. Прямое понимание характера человека греха дано апостолом Павлом во втором послании к Фессалоникийцам 2:4"...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога".
Поклонение себе, олицетворяемое в "человеке греха" — основополагающая характеристика падшего человечества. Падение было вызвано желанием быть, как Бог. Здесь мы также видим, что "человек греха" не просто против Христа, он хочет заменить Христа. Храм, в котором он воссядет — не материальное здание в Иерусалиме или где-то еще, храм Божий уже не рукотворенный — это церковь! Пророчество о том, что человек греха воссядет в храме Божьем говорит о том, что представители падшего человечества или человеческого греха фактически воссядут в церкви на время, захватив место, которое по праву принадлежит Христу. Иисус является единственной истиной Главой церкви.
Внимание, которое уделено человеку греха в видении Иоанна, данном как "откровение Иисуса Христа", показывает нам, до какой степени может дойти ужасающая склонность к поклонению себе в человеке и даже в церкви. Это окончательное отступничество. Это не означает, что "человек греха" не будет вполне человеком, но чтобы не стать жертвами его обольщения, нам надо понимать, до какой степени может тот же самый дух действовать как в нас лично, так и в церкви. Это также дает нам большее откровение благодати Божьей, раскрытой во Христе, для избавления человека от этого ужасного заблуждения. Будет еще церковь без пятна и порока, она будет чистой, девственной невестой Христа.