И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

И видел я иного Ангела, восходящего от восто­ка солнца и имеющего печать Бога живого. И вос­кликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:

Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни дере­вам, доколе не положим печати на челах рабов Бо­га нашего (Откровение 7:1-3).

"Парадигма" — это модель или образец, который мы используем для изучения, понимания и истолкования ми­ра. У христианина нет другой парадигмы, кроме Библии. Библия дает нам все основное знание, которое нам нуж­но для понимания истории, настоящего и будущего. По­нимание четырех первоначальных источников силы или библейских "ветров земли", влияющих на фундаменталь­ные изменения в цивилизации, может дать "парадигму" для понимания основного течения как истории, так насто­ящего и будущего.

В Писании ветры часто олицетворяют собой силы из­менений. Есть четыре великих "ветра" земли, которые за­дают курс истории. Этими основополагающими силовы­ми структурами являются РЕЛИГИЯ, ПОЛИТИКА, ЭКО­НОМИКА и ВОЕННАЯ ВЛАСТЬ. Каждая из этих четы­рех основных сил кардинальным образом влияла на раз­витие мира. Преобладание любой из них в течение про­должительного периода времени производило такие зна­чительные изменения в цивилизации, что это приводило к рождению новой исторической эпохи. Рассмотрение ис­тории и библейских пророчеств в таком свете дает важ­ное понимание мировых событий.

Период до пришествия Христа характеризовался пре­обладанием военной силы. Это был век завоевателей. Хри­стианство стало по сути первой религией, распространив­шейся по всему миру и начавшей конкурировать с воен­ной силой в своем влиянии на цивилизацию. В четвер­том веке н.э. римский император Константин осознал, что силовая структура религии превосходит по своему влия­нию военную силу. Поняв, что он не сможет ее победить, он принял ее и начал подчинять империю авторитету цер­кви. (В контексте этой главы "религиозная силовая струк­тура" относится к религиозным учреждениям, а не к лич­ной вере человека.)

Когда религия утвердилась как доминирующая сило­вая структура, военная сила стала служить религии как на христианском Западе, так и на мусульманском Восто­ке. С подъемом политики как основного источника силы в XVIII веке военная и религиозная силовые структуры стали служить политическим силам. С подъемом эконо­мики как основного источника влияния в XX веке, с оже­сточением борьбы коммунизма и капитализма за доми­нирующую роль военная, религиозная и политическая си­ловые структуры стали служить экономической силовой структуре.

Это не рассуждения о правильности происходящего, а просто констатация фактов. История не столь проста и ясна, как может показаться из вышеизложенного. Всег­да бывают исключения, но именно это отражает основ­ной курс истории. Были случаи, когда в эпоху религиоз­ной, политической или экономической структур верх на короткое время вновь брала военная сила, во всяком слу­чае в некоторых регионах мира. Мы также видим, что в определенные времена и в отдельных местах в качестве основного источника влияния вновь заявляет о себе ре­лигиозная сила, например во время фундаменталистской революции в Иране. В бывшем Советском Союзе мы на­блюдаем интересное столкновение политической, эконо­мической и военной структур в борьбе за верховенство, в то время как среди простых людей возрастает религиоз­ное влияние.

Знание событий истории не приносит никакой пользы, если мы не понимаем ее, включая и то, как она влияет на нас сегодня и как будет влиять завтра. Церковь призвана быть прямым источником этого понимания — Господь не зря рассказывал Своему народу историю в развитии с пророчествами, содержащими необходимые для понима­ния ключи. Понимание своего настоящего местонахожде­ния в пророчестве и раскрытие будущего должны стро­иться на твердом основании знания того, что уже было исполнено и почему.

Два источника ветров

Тот факт, что упомянутые выше силы названы "ветра­ми земли", а не небесными ветрами, показывает, что силы эти человеческого, а не божественного происхождения. Оче­видно также и то, что у Господа есть Свой собственный план влияния на историю. Следовательно, истинное пони­мание истории требует от нас способности распознавать и различать как "ветры земли", так и "ветры небес".

Само слово "история" по сути означает "Его история". Когда Иоанн получил откровение на острове Патмос, ему было сказано, что показано ему то,"чему надлежит быть вскоре" (Откровение 1:1). Истинность этого утвержде­ния доказали события, пророчески описанные в этом ви­дении, они начали разворачиваться сразу же и продолжа­ют разворачиваться до сегодняшнего дня.

Непонимание церковью истории стало основной при­чиной того, что ей не удается должным образом понять книгу Откровения. Еще более важно то, что как следствие церковь прекратила быть основным фактором влияния на курс истории — но это должно вскоре измениться. Цер­ковь является посредником Божьего влияния на землю в последние дни и противостоит силам зла этого века. Од­нако мы не должны "просто сотрясать воздух", то есть нам надо знать, против чего мы воюем.

Человек греха

История — по сути "Его история". Книга Откровения, описывающая историю будущего, содержит и откровение о "человеке греха" или "антихристе". Этот "человек гре­ха" олицетворяет "грех человеческий". Человек греха — откровение о том, что собой представляет падший челове­ческий род без Христа. Прямое понимание характера че­ловека греха дано апостолом Павлом во втором посла­нии к Фессалоникийцам 2:4"...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога".

Поклонение себе, олицетворяемое в "человеке греха" — основополагающая характеристика падшего человечест­ва. Падение было вызвано желанием быть, как Бог. Здесь мы также видим, что "человек греха" не просто против Христа, он хочет заменить Христа. Храм, в котором он воссядет — не материальное здание в Иерусалиме или где-то еще, храм Божий уже не рукотворенный — это цер­ковь! Пророчество о том, что человек греха воссядет в хра­ме Божьем говорит о том, что представители падшего че­ловечества или человеческого греха фактически воссядут в церкви на время, захватив место, которое по праву при­надлежит Христу. Иисус является единственной истиной Главой церкви.

Внимание, которое уделено человеку греха в видении Иоанна, данном как "откровение Иисуса Христа", пока­зывает нам, до какой степени может дойти ужасающая склонность к поклонению себе в человеке и даже в церк­ви. Это окончательное отступничество. Это не означает, что "человек греха" не будет вполне человеком, но чтобы не стать жертвами его обольщения, нам надо понимать, до какой степени может тот же самый дух действовать как в нас лично, так и в церкви. Это также дает нам боль­шее откровение благодати Божьей, раскрытой во Христе, для избавления человека от этого ужасного заблуждения. Будет еще церковь без пятна и порока, она будет чистой, девственной невестой Христа.

Причина отступничества

Мы вполне можем проследить наиболее значительные неудачи церкви и ее лидеров, вызванные стремлением вос­сесть на место Господа во главе церкви. Конечно, Господь дал власть Своим служителям для ее применения в цер­кви и мире, но мы проявляем трагическую склонность не распознавать границ той власти, которую Он передал нам. Самоуверенность, выражающаяся в выходе за пределы того, что нам поручено, представляется основной причиной мно­гих, если не большинства крупнейших неудач церкви. Все остальное обычно является результатом слишком резкой реакции на эти неудачи, вызванные выходом за пределы той власти, которая была дана нам.

Учитывая, что мы приближаемся к концу, существен­но важно правильно понимать границы нашей власти. Это нужно для того, чтобы мы перестали проявлять самоуве­ренность, всегда ведущую к поклонению себе, исканию сво­его и стремлению к самосохранению в служении, но это нужно и для того, чтобы мы могли в полноте и с уверенно­стью использовать всю власть, которая дана нам.

Понимание "четырех ветров земли" может помочь нам понять основные силы, представляющие собой источник наиболее важных событий в человеческой истории и ве­дущие этот век к завершению. Мы также сможет понять, каким образом они оказывали влияние на церковь и как они порой стремились затмить Христа в качестве прямо­го источника влияния на церковь. Книга Откровения по­казывает параллели человеческого, сатанинского и боже­ственного влияния в истории, раскрывая грех, глупость и окончательный триумф Бога над ними. Нам надо пони­мать и быть способными распознавать все три источника этого влияния в истории, в настоящем и в будущем, а так­же наше собственное поручение и предназначение.

Четыре эпохи истории

Каждый из "четырех ветров земли" преобладал в оп­ределенные важные периоды мировой истории. Импер­ский век, располагающийся в промежутке от начала за­писанной истории до приблизительно четвертого века н.э., был преимущественно веком военной силы. В этот пери­од главным орудием влияния была военная мощь.

Затем вплоть до эпохи Возрождения мир контролиро­вался в основном религиозной силой, христианством на Западе и исламом на Востоке. Военная сила, получившая к тому времени значительное развитие, использовалась как орудие достижения религиозного влияния. Политика и экономика тоже развивались в этот период, но еще не могли соперничать с религиозной и военной силовыми структу­рами.

В XVII веке доминирующей силой в мировых делах становится политика. Военная и религиозная силовые структуры продолжали действовать, но в основном в по­литических интересах.

С началом эпохи политических интриг и альянсов по­литика в XVIII веке постепенно превращается в основную силовую структуру. В течение этого периода политика ста­ла основной движущей силой войн, конфликтов и завоева­ний. В то же время произошли коренные изменения в системе управления, начали развиваться демократия и со­циализм.

В XIX веке главной силой в мировых делах начинает становиться экономика, постепенно добивающаяся превос­ходства над другими тремя силовыми структурами. К на­стоящему времени экономика превратилась в главную си­ловую структуру и в основную движущую силу в миро­вых делах.

Источник силы зверя

Важно понимать развитие этих силовых структур и их влияние на данный момент. Понимание экономики как основной движущей силы в мировых делах в конце этого века помогает нам понять, каким образом зверь пытает­ся добиться господства через коммерцию, контролируя "куплю и продажу".

Откровение 13:16-17 учит нас, что зверь имеет печать, которую стремится поместить на нас. В стихах 9-10 главы 14 мы видим, что на всех, кто несет эту печать приходит ужасный гнев. Христиане стараются понять, каким обра­зом зверь будет ставить на них эту печать, чтобы знать, что следует отвергать, и таким образом освободиться от предсказанного гнева. Однако понимание того, как он бу­дет ставить печать, не так важно, как понимание той ду­ховной силы, которая стоит за этой отметкой. Многие из тех, кто отчаянно пытаются понять, каким образом зверь будет ставить на них свою печать, уже причащаются каж­дый день от духа зверя! Будем ли мы свободны от про­клятия печати, если откажемся от физической отметки, но при этом примем саму природу зверя?

Как печать (буквальная "отметка"), которую Господь помещает на Своих рабов, — не физическая отметка, точ­но так же печать зверя может оказаться гораздо более завуалированной, чем мы привыкли думать. Но незави­симо от формы, в которой придет или пришла эта печать, те, кто причащаются от природы зверя, духе этого мира, не способны отвергнуть его печать или что бы то ни было, приходящее от зверя. Единственное наше избавление от гнева Божьего — найти себя во Христе. Принятие печа­ти — не грех; грех — поклонение зверю. Печать — это просто признак такого поклонения.

В то время как мир в целом все дальше входит в пери­од господства экономической силовой структуры, мы ви­дим, что большинство изменяющих мир конфликтов име­ют по своей природе экономический характер. Холодная война была вполне реальной войной, но это была эконо­мическая, а не военная война. Экономического войны сей­час бушуют по всей земле, изменяя политические и даже религиозные границы больше, чем в прошлом любая война в традиционном смысле этого слова.

Клаузевиц рассматривал войну как средство распрост­ранения политической воли одним государством над дру­гими. Клаузевиц был немецким офицером во время напо­леоновских войн, и в своей книге "О войне" определил мес­то военных структур точно так же, как Макиавелли в сво­ем трактате "Князь" определил место политических струк­тур. Клаузевиц жил во время, когда преобладали полити­ческие структуры, когда человеческие правительства пере­страивались и изменялись. Во времена Клаузевица война действительно была придатком политики. Однако, если бы Клаузевиц писал свою классическую книгу сегодня, он бы почти наверняка провозгласил, что война — по сути своей выражение экономических интересов.

Наши рекомендации