Основы техобслуживания
Пуск дизеля.
Электрический пуск:
- включить выключатель в цепи электропитания стартера;
- включить свечи накаливания нажатием кнопки «прокачка»;
- не отпуская кнопки «прокачка» нажать кнопку «пуск» и держать ее включенной до тех пор, пока дизель не заработает на топливе, но не более 12 с. Повторные включения электростартера проводить с перерывом 60 с;
- маховиком регулятора установить частоту вращения дизеля 13,3…15 с-1 (800…900 об/мин) поворотом рукоятки по часовой стрелке (вправо);
- выключить выключатель электропитания стартера;
- после пуска дизеля проверить давления масла, которое должно быть не менее 196 кПа (2 кг/см2). Если через 1 мин. после пуска давление масла не достигло этой величины, остановить дизель и выяснить причину;
- прогрев дизеля на холостом ходу производить до достижения: температуры масла – 35 °С, температуры воды – 35 °С, давления масла – не ниже 245 кПа (2,5 кг/см2). При достижении этих параметров можно постепенно нагружать дизель (п. 6.3.3). При достижении температуры масла и охлаждающей жидкости +40 °С разрешается нагружать дизель до номинальной (полной) мощности.
Пуск генератора и прием нагрузки.
- во время пуска дизеля внимательно прослушивать генератор, при появлении посторонних шумов – остановить дизельгенератор, выяснить причину и устранить;
- установить номинальную частоту вращения коленвала 25 с-1 (1500 об/мин);
- включить возбуждение генератора, для чего: проворачивая рукоятку регулировочного реостата по часовой стрелке, т.е. уменьшая сопротивление регулировочного реостата, довести напряжение до номинальной величины (~ 230 В);
- включить автомат генератора в крайнее положение и постепенно (по частям) включать нагрузку при помощи нагрузочного устройства, поддерживая напряжение генератора и частоту вращение коленвала дизеля постоянными.
Обслуживание дизеля во время работы.
Во время работы дизеля:
- проверять нагрев патрубков пускового воздуха, если патрубки нагреваются, следовательно, пропускает пусковой клапан – он должен быть отремонтирован или заменен;
- следить за показаниями приборов на щите управления, за уровнем масла в поддоне и охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
- регулировать температуру охлаждающей воды с помощью сливного и перепускного клапанов;
- на номинальной мощности (50 кВт по прибору на щите генератора) показания приборов на дизеле должны находиться в следующих пределах, таблица 6.1:
Таблица 6.1 - Параметры дизеля на номинальном режиме
Параметры | Рекомендуемые | Допускаемые |
Давление масла, кПа (кг/см2) | 245…490 (2,5…5,0) | 196…686 (2,0…7,0) |
Температура масла, °С | 70…90 | |
Температура охлаждающей воды, °С | 80…90 | |
Давление воды внешнего контура, кПа (кг/см2) | 19…78 (0,2…0,8) | 9,8…118 (0,1…1,2) |
Дизель немедленно остановить:
- при появлении ненормальных шумов и стуков или резком увеличении шумности;
- при повышении температуры воды и масла выше допустимых значений или падении давления масла ниже 196 кПа.
Обслуживание генератора во время работы.
Во время работы генератора:
- следить за напряжением генератора по вольтметру, поддерживая его постоянным при помощи реостата в цепи возбуждения;
- следить по амперметру за величиной нагрузки, не допуская перегрузки;
- следить за нагревом корпуса генератора, контактных соединений и отсутствием постороннего шума и стука в подшипниках генератора; температура подшипников генератора не должна превышать 65°С (рука на ощупь выдерживает эту температуру не более 3 сек).
Остановка дизельгенератора.
Для остановки дизельгенератора последовательно:
- снять нагрузку с генератора, отключая постепенно (по частям) секции нагрузочного устройства и поддерживая при этом напряжение генератора постоянным;
- отключить автомат генератора – в крайнее нижнее положение;
- снизить напряжение до 0, поворачивая рукоятку реостата в крайнее левое положение против часовой стрелки, что соответствует холостому контакту;
- снизить частоту вращения коленвала дизеля до 16,67…20 с-1 (1000…1200 мин-1) поворотом рукоятки регулирования частоты вращения коленвала влево (против часовой стрелки);
- работать на холостом ходу, пока температура охлаждающей воды не снизится до 70 °С, но не более 30 мин;
- остановить дизельгенератор поворотом рукоятки регулирования частоты вращения коленвала влево (против часовой стрелки) или поворотом рукоятки выключения топливного насоса влево до упора. После остановки дизельгенератора рукоятку вернуть в рабочее положение и определить, работает ли центрифуга (должен быть слышен шум вращающегося ротора);
- закрыть клапаны на топливном трубопроводе и водяном трубопроводе внешнего контура;
- осмотреть и протереть дизельгенератор.
Порядок выполнения работы и оформления отчета
В процессе выполнения работы изучить:
- назначение, состав и принцип действия каждой из систем, обслуживающих двигатель;
- мероприятия по основам технического обслуживания и эксплуатации дизельгенератора.
Отчет оформляется в соответствии с правилами ЕСКД. Должен содержать:
- название и цель лабораторной работы;
- краткое описание схем, обслуживающих ДВС;
- перечень основных мероприятий по обслуживанию ДВС;
- выводы.