Основы техобслуживания

Пуск дизеля.

Электрический пуск:

- включить выключатель в цепи электропитания стартера;

- включить свечи накаливания нажатием кнопки «прокачка»;

- не отпуская кнопки «прокачка» нажать кнопку «пуск» и держать ее включенной до тех пор, пока дизель не заработает на топливе, но не более 12 с. Повторные включения электростартера проводить с перерывом 60 с;

- маховиком регулятора установить частоту вращения дизеля 13,3…15 с-1 (800…900 об/мин) поворотом рукоятки по часовой стрелке (вправо);

- выключить выключатель электропитания стартера;

- после пуска дизеля проверить давления масла, которое должно быть не менее 196 кПа (2 кг/см2). Если через 1 мин. после пуска давление масла не достигло этой величины, остановить дизель и выяснить причину;

- прогрев дизеля на холостом ходу производить до достижения: температуры масла – 35 °С, температуры воды – 35 °С, давления масла – не ниже 245 кПа (2,5 кг/см2). При достижении этих параметров можно постепенно нагружать дизель (п. 6.3.3). При достижении температуры масла и охлаждающей жидкости +40 °С разрешается нагружать дизель до номинальной (полной) мощности.

Пуск генератора и прием нагрузки.

- во время пуска дизеля внимательно прослушивать генератор, при появлении посторонних шумов – остановить дизельгенератор, выяснить причину и устранить;

- установить номинальную частоту вращения коленвала 25 с-1 (1500 об/мин);

- включить возбуждение генератора, для чего: проворачивая рукоятку регулировочного реостата по часовой стрелке, т.е. уменьшая сопротивление регулировочного реостата, довести напряжение до номинальной величины (~ 230 В);

- включить автомат генератора в крайнее положение и постепенно (по частям) включать нагрузку при помощи нагрузочного устройства, поддерживая напряжение генератора и частоту вращение коленвала дизеля постоянными.

Обслуживание дизеля во время работы.

Во время работы дизеля:

- проверять нагрев патрубков пускового воздуха, если патрубки нагреваются, следовательно, пропускает пусковой клапан – он должен быть отремонтирован или заменен;

- следить за показаниями приборов на щите управления, за уровнем масла в поддоне и охлаждающей жидкости в расширительном бачке;

- регулировать температуру охлаждающей воды с помощью сливного и перепускного клапанов;

- на номинальной мощности (50 кВт по прибору на щите генератора) показания приборов на дизеле должны находиться в следующих пределах, таблица 6.1:

Таблица 6.1 - Параметры дизеля на номинальном режиме

Параметры Рекомендуемые Допускаемые
Давление масла, кПа (кг/см2) 245…490 (2,5…5,0) 196…686 (2,0…7,0)
Температура масла, °С 70…90
Температура охлаждающей воды, °С   80…90  
Давление воды внешнего контура, кПа (кг/см2) 19…78 (0,2…0,8) 9,8…118 (0,1…1,2)

Дизель немедленно остановить:

- при появлении ненормальных шумов и стуков или резком увеличении шумности;

- при повышении температуры воды и масла выше допустимых значений или падении давления масла ниже 196 кПа.

Обслуживание генератора во время работы.

Во время работы генератора:

- следить за напряжением генератора по вольтметру, поддерживая его постоянным при помощи реостата в цепи возбуждения;

- следить по амперметру за величиной нагрузки, не допуская перегрузки;

- следить за нагревом корпуса генератора, контактных соединений и отсутствием постороннего шума и стука в подшипниках генератора; температура подшипников генератора не должна превышать 65°С (рука на ощупь выдерживает эту температуру не более 3 сек).

Остановка дизельгенератора.

Для остановки дизельгенератора последовательно:

- снять нагрузку с генератора, отключая постепенно (по частям) секции нагрузочного устройства и поддерживая при этом напряжение генератора постоянным;

- отключить автомат генератора – в крайнее нижнее положение;

- снизить напряжение до 0, поворачивая рукоятку реостата в крайнее левое положение против часовой стрелки, что соответствует холостому контакту;

- снизить частоту вращения коленвала дизеля до 16,67…20 с-1 (1000…1200 мин-1) поворотом рукоятки регулирования частоты вращения коленвала влево (против часовой стрелки);

- работать на холостом ходу, пока температура охлаждающей воды не снизится до 70 °С, но не более 30 мин;

- остановить дизельгенератор поворотом рукоятки регулирования частоты вращения коленвала влево (против часовой стрелки) или поворотом рукоятки выключения топливного насоса влево до упора. После остановки дизельгенератора рукоятку вернуть в рабочее положение и определить, работает ли центрифуга (должен быть слышен шум вращающегося ротора);

- закрыть клапаны на топливном трубопроводе и водяном трубопроводе внешнего контура;

- осмотреть и протереть дизельгенератор.

Порядок выполнения работы и оформления отчета

В процессе выполнения работы изучить:

- назначение, состав и принцип действия каждой из систем, обслуживающих двигатель;

- мероприятия по основам технического обслуживания и эксплуатации дизельгенератора.

Отчет оформляется в соответствии с правилами ЕСКД. Должен содержать:

- название и цель лабораторной работы;

- краткое описание схем, обслуживающих ДВС;

- перечень основных мероприятий по обслуживанию ДВС;

- выводы.

Наши рекомендации