Определение состава артиллерийского вооружения
Не менее важным вопросом, влияющим на окончательную разработку чертежей и тем самым на начало постройки крейсеров, являлось определение состава артиллерийского вооружения, которое не уточнялось с момента первоначального доклада (11 мая 1895 г.) эскизного проекта генерал-адмиралу.
24 февраля 1896 г. председатель МТК вице-адмирал К. П. Пилкин на запрос начальника Главного управления кораблестроения и снабжения вице-адмирала П. П. Тыртова сообщил, что на каждом из строящихся на Галерном островке крейсеров 1 ранга должно быть следующее артиллерийское вооружение: шесть 152-мм патронных пушек Канэ, длиною в 45 калибров со щитами; шесть 120-мм патронных пушек длиною в 45 калибров; двадцать семь 47-мм одноствольных пушек Гочкиса; восемь 37-мм одноствольных пушек Гочкиса, две 63,5-мм десантные пушки системы Барановского 34.
Вопросы же, связанные с расположением орудий, погребов боезапаса, не были окончательно решены. Поэтому 11 марта 1896 г. командир Петербургского порта вице-адмирал В. П. Верховский обратился к управляющему Морским министерством с докладом, в котором просил обратить внимание МТК на размещение оружия и боезапаса, а также на средства подачи боезапаса (элеваторы, рельсы, снарядные тележки и беседки). Кроме того, в докладе обращалось внимание и на расположение боевых рубок, мостиков, средств управления кораблем, мачт с боевыми марсами и площадками для прожекторов — «все во взаимной связи — должно быть разработано не позже шести месяцев от начала работ и решено» 35. Доклад вице-адмирала В. П. Верховского с резолюцией управляющего Морским министерством: «ТК сейчас же!» — был передан в МТК для принятия мер.
В апреле специалисты Главного морского штаба (ГМШ) представили управляющему Морским министерством характеристики новых германских крейсеров II класса «М» и «N» для сравнения с нашим проектируемым крейсером водоизмещением 6630 т.
Таблица 3
Сравнительные характеристики германских крейсеров и крейсера водоизмещением 6630 т Балтийского завода 36
Характеристики | Новые германские крейсера II класса «М» и «N» типа «Герта» | Строящийся в России крейсер по типу «Тэлбот» |
Материал | Сталь | Сталь |
Длина между перпендикулярами, м | 105,0 | 118,2 |
Наибольшая ширина, м | 17,0 | 16,8 |
Средняя осадка, м | 6,4 | 6,4 |
Водоизмещение, т | 5600—6100 | |
Число мачт | ||
Число винтов | ||
Мощность, л. с. | 11 600 | |
Запас угля, т | ||
Броня палубная, мм | 38,0—102,0 | 38,0—63,5 |
Артиллерийское вооружение: количество орудий — калибр, мм | 2—210; 6—150; 10 — 37 («максим») 4 — 8 («максим») | 6—152; 6—120; 27—47; 8—37; 2—63,5 (системы Барановского) |
Сравнение показало, что германские корабли имели артиллерийское вооружение более крупных калибров при слабом бронировании (броней были защищены только палубы). Это говорило о том, что для достижения максимального успеха при боевом соприкосновении немецкие корабли должны были стремиться начинать бой на дальних дистанциях, причем большое значение имела сила артиллерийского, огня в начальную фазу боя. В этом отношении наш крейсер, вооруженный большим количеством 47-мм пушек (двадцатью семью), не имел никаких преимуществ. Чтобы исключить данный недостаток, управляющий Морским министерством отдал в МТК распоряжение рассмотреть возможность замены 47-мм пушек орудиями более крупного калибра, например 75-мм.
Первоначально было решено заменить на крейсере пятнадцать 47-мм пушек десятью 75-мм, т. е. вместо двадцати семи 47-мм пушек иметь десять 75-мм и двенадцать 47-мм. Однако артиллерийский отдел МТК обосновал замену всех двадцати семи 47-мм пушек 75-миллиметровыми, поскольку 75-мм орудия «почти не уступая в своей скорострельности 47-мм пушкам, могут быть употребляемые с больших дистанций против миноносок и легких крейсеров, и по своей настильности более метки. Поэтому представлялось бы желательным иметь на вновь строящихся крейсерах «Паллада» и «Диана» преимущественно орудия 75-мм калибра, за исключением устанавливаемых на марсе и на шлюпках, тем более, что постановка этих пушек ведет к однообразию орудий, а следовательно, устраняет практические неудобства, вытекающие из разнокалиберности пушек» 37. Кроме того, недавно разработанные 120-мм пушки только поступили в производство и по срокам не могли быть поставлены на эти корабли 38.
Таким образом, к маю 1895 г. на крейсерах был определен более однородный состав артиллерийского вооружения: десять 152-мм патронных пушек Канэ длиной в 45 калибров, двадцать 75-мм пушек Канэ на вертикальных станках системы штабс-капитана А. П. Меллера и восемь 37-мм одноствольных пушек Гочкиса. 152-мм пушки должны были устанавливаться по одной на полубаке и на юте и восемь на верхней палубе (по четыре с каждого борта). Носовые пушки для увеличения угла обстрела ставились на спонсонах. 75-мм пушки размещались по десять с каждого борта на верхней и батарейной палубах. 152-мм и 75-мм орудия верхней палубы должны были быть снабжены броневыми щитами. 37-мм орудия устанавливались так: четыре на боевом марсе фок-мачты и по два на носовом и кормовом мостиках. Кроме того, на корабле предусматривались два 63,5-мм десантных орудия на лафетах для снабжения десанта.
Однако 11 ноября того же года строитель крейсера «Диана» А. И. Мустафин подал на имя главного инспектора кораблестроения инспектору судостроения Н. Е. Кутейникову докладную записку с результатами подсчета нагрузки корабля, в которой он сообщал, что им обнаружена перегрузка крейсера на 182,45 т. Для устранения перегрузки он предложил сократить запасы топлива до 800 т, провизии до 75 сут. и уменьшить число 152-мм орудий с десяти до восьми. Эти предложения были рассмотрены и утверждены на заседании кораблестроительного отделения МТК 12 декабря. Вместе с сокращением числа орудий было решено не устанавливать щиты к 152-мм и 75-мм пушкам на верхней палубе. Артиллеристы МТК, разработав чертежи расположения этих орудий и предусмотрев возможность укрытия орудийной прислуги и пушек щитами, справедливо считали, что перегрузка будет невелика. По их расчетам масса восьми 25,4-мм щитов к 152-мм пушкам составляла 8 т, а десяти 19,5-мм щитов к 75-мм пушкам — 1,6 т. К сожалению, это не было принято во внимание; впоследствии копеечная экономия (9,6 т) обернулась лишней кровью. Выполнить проект размещения артиллерийского вооружения крейсеров поручили строителю «Дианы» А. И. Мустафину.
Теперь, когда основные вопросы проектирования крейсера в части корпуса, энергетической установки и артиллерийского вооружения были решены, МТК рассмотрел спецификацию на крейсер. В ее основу легла спецификация, представленная Балтийским заводом еще в 1895 г. на крейсер водоизмещением 6080 т. Исправленная по последним расчетным данным спецификация стального крейсера водоизмещением 6630 т, имеющего главные размерения: длину по грузовой ватерлинии 123,75 м, ширину с обшивкой 16,76 м и осадку с килем 6,4 м 39 , 20 апреля 1896 г. была рассмотрена и одобрена Комитетом. Не ожидая окончания разработки и утверждения подробных чертежей, ее немедленно отправили к «строению» на Галерный островок, чтобы можно было заказать материалы и приступить к постройке корпуса. Разбивка корпуса на плазе началась 10 апреля.
Решение о строительстве третьего крейсера, который почти год именовался как крейсер водоизмещением 6630 т типа «Диана» 40 , было принято в начале июня 1896 г. Отношением ГУКиС от 11 июня новый начальник управления вице-адмирал В. П. Верховский, сменивший на этом посту вице-адмирала П. П. Тыртова, назначенного управляющим Морским министерством, предписал Петербургскому порту приступить к работам по постройке в Новом Адмиралтействе на большом эллинге крейсера водоизмещением 6630 т. Строителем этого крейсера 3 июня того же года был назначен корабельный инженер младший судостроитель Э. Р. де Грофе 41.
Глава 3
СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕЙСЕРОВ 1 РАНГА «АВРОРА», «ДИАНА» И «ПАЛЛАДА»