Уравнение нагрузки в функции главных размерений
Массу корпуса разделяем на две части – массу металлического корпуса и массу оборудования:
Pк = Pмк + Pоб
D = Рмк + Роб + Ру + Рс + Рэу + Рэл + Рв + Рзч + + Рин.сн + Ржг + Рзв + Ргр + Рт + Рэк
В данном примере примем массу металлического корпуса равной 75% от полной массы корпуса:
Pмк = 0,75·Pк
Pоб = 0,25·Pк
Выразим массы через главные размерения. Используем для этого кубический модуль – произведение LBH.
Масса металлического корпуса
Pмк = gмк LBH
gмк = gмк0= 0,75·Pк0/(LBH)0
Масса оборудования
Pоб = gоб (LBH)2/3
gоб = gоб0= 0,25·Pк0/(LBH)0
Масса устройств
Pу = gу LBH
Масса систем
Pс = gс (LBH)2/3
Масса энергетической установки
Pэу = рэуN
Масса электрооборудования
Pэл = gэл (LBH)2/3
Массы вооружения навигационного, запасных частей и инвентарного снабжения ввиду их малости принимаем такими же, как у судна-прототипа.
Масса постоянных жидких грузов
Pжг = gжг (LBH)2/3
Масса запаса водоизмещения
Pзв = pзв D
Масса топлива
Pт = kм·kт·qт·N·R/v
Масса экипажа считается так же, как в предыдущем варианте:
Рэк = 0,120nэк + 0,003nэкА +0,150nэк·20.
В результате уравнение будет иметь вид:
D = gмк LBH + gоб (LBH)2/3 + gу LBH + + gс (LBH)2/3 + рэуN + gэл (LBH)2/3 + Рв + Рзч + + Рин.сн + gжг (LBH)2/3 + pзв D + Ргр + + kм·kт·qт·N·R/v + Рэк . [2.1]
Мощность главного двигателя, как указано выше, определяем по формуле:
N = (D2/3·v3)/C
Значение С, как в предыдущем варианте, пересчитывается с прототипа.
D = (gмк + gу)·LBH + (gоб + gс + gэл + + gжг)·(LBH)2/3 + рэу(D2/3·v3)/C + pзв D ++ kм·kт·qт·(D2/3·v3)/C ·R/v + Рв + Рзч + Рин.сн+ + Ргр +Рэк ;
Переносим правую часть уравнения [2.1] в левую и получаем выражение:
0,985D – (gмк + gу)·LBH – (gоб + gс + gэл + + gжг)·(LBH)2/3– (рэу+kм·kт·qт·R/v)[(D2/3·v3)/C] – – (Рв + Рзч + Рин.сн+ Ргр +Рэк) = 0;
Будем решать это уравнение относительно L. Для начала выразим водоизмещение через длину.
Вспомним, что относительная длина l представляет собою
l = L/(V1/3)
значит
V = (L/l)3
V = D/ρв
отсюда
D = ρв(L/l)3
Выразим LBH через L :
D = ρвkδLBT
Чтобы перейти к LBH, надо разделить D на ρвkδL и умножить на H/T:
LBH = [D/(ρвkδ)]·(H/T) = [D/(ρвkδ)]·hт =
= {[ρв(L/l)3]/(ρвkδ)}·hт
Подставим вместо D, LBH и N соответствующие выражения
0,985·ρв(L/l)3– (gмк+ gу)·{[ρв(L/l)3]/(ρвkδ)}·hт –
– (gоб+gс+gэл+gжг)·({[ρв(L/l)3]/(ρвkδ)}·hт)2/3– – (рэу+kм·kт·qт·R/v){[(ρв(L/l)3]2/3·v3)/C] –
– (Рв + Рзч + Рин.сн+ Ргр +Рэк) = 0.
Решаем это уравнение графически. Принцип графического решения объяснён в пояснениях к предыдущему заданию. Предварительно определим относительную длину в функции заданной скорости l=f(v):
l = 4,47 + 0,06v – для сухогрузных судов;
l = 5,35 – для танкеров;
Затем задаёмся предполагаемым значением L. Для него определяем значение числа Фруда Fr и коэффициент общей полноты δ:
Fr = 0,514v/(gL)0,5
δ = 1,09 – 1,68·Fr - для сухогрузных судов;
δ = 1,05 – 1,40·Fr - для танкеров.
Значения измерителей массы gi и рэу пересчитываются с нагрузки судна‑прототипа. Значения С и соотношения главных размерений lв = L/B, bт = B/T и hт = H/T,которые используются для определения ширины судна, осадки и высоты борта, также принимаются по прототипу. Прочее принимается как в предыдущем задании.
Ширина судна определяется по формуле:
В = [(D· bт)/(ρвkδL)]1/2.
Пример составления и решения уравнения масс в функции главных размерений
Исходные данные остаются теми же, что и в предыдущем задании:
Тип судна – сухогрузное.
Pг = 6000 т;
μг – удельная погрузочная кубатура груза (м3/т) – 2 м3/т;
v = 16,5 узлов;
R = 10000 миль;
A = 35 суток;
nэк = 18 чел.
Уравнение имеет вид:
0,985D – (gмк + gу)·LBH – (gоб + gс + gэл + + gжг)·(LBH)2/3– (рэу+kм·kт·qт·R/v)[(D2/3·v3)/C] – – (Рв + Рзч + Рин.сн+ Ргр +Рэк) = 0;
Определение значений измерителей масс:
(LBH)0= 20933 м3
(LBH)02/3= 759,542
gмк = gмк0= 0,75·Pк0/(LBH)0= 0,75·20933 = = 0,0929;
gоб = gоб0= 0,25·Pк0/(LBH)02/3= 0,25·759,542 = = 0,8535;
gу = gу0= Pу0/(LBH)0= 248/20933=0,0118;
gс = gс0= Pс0/(LBH) 02/3= 127/759,542=0,1672;
рэу. = рэу.0 =Рэу.0 /N0 = 317/3603 = 0,088;
gэл = gэл0= Pэл0/(LBH) 02/3= 114/759,542 = = 0,1501;
gжг = gжг0= Pжг0/(LBH) 02/3= 68/759,542 = = 0,0895
Масса экипажа с багажом, провизией и пресной водой:
Рэк = 0,120 nэк + 0,003nэкА +0,150nэк·20 =
= 18·(0,120 + 0,003·35 + 0,150·20) = 58 т
C = C0 = (D00,5·v02,5)/N0 = = (99502/3·16,43)/3603 = 566
lв = (L/B)0 = 120,0/17,8 = 6,74;
bт = (B/T)0 = 17,80/6,53 = 2,73;
hт = (H/T)0 = 9,80/6,53 = 1,50.
Значение относительной длины для заданной скорости было подсчитано в предыдущем задании
l = 4,47 + 0,06v = 4,47 + 0,06·16,5 = 5,46
Для упрощения расчётов целесообразно отдельно подсчитывать D, LBH и N и затем подставлять в уравнение.
D = ρв(L/l)3 = (1,025/5,463)L3 = 0,0063·L3;
LBH = [D/(ρвkδ)]·hт = = [0,0063·L3/(1,025·1,005·δ)]1,5 =
= 0,00917·(L3/δ);
N = (D2/3·16,53)/566 = 7,932·D2/3
0,985·0,0063·L3–
– (0,0929 + 0,0118)· 0,00917·(L3/δ) –
– (0,8535 + 0,1672 + 0,1501 + + 0,0895)·[0,00917·(L3/δ)]2/3–
– (0,088+1,15·1,04·0,00023·10000/16,5)· ·(7,932·D2/3) –
– (5 + 21 + 16+ 6000 + 58) = 0;
0,0062·L3–
– 0,1047· 0,00917·(L3/δ) –
– 1,2603·[0,00917·(L3/δ)]2/3–
– (0,088+0,1667)· 7,932·D2/3 –
–6100= 0;
0,0062·L3– 0,00096·(L3/δ) –
– 1,2603·[0,00917·(L3/δ)]2/3–
– 0,2547·7,932·(0,0063·L3)2/3 – 6100= 0;
0,0062·L3– 0,00096·(L3/δ) –
– 1,2603·0,04381·(L3/δ)2/3–
– 2,0204·0,03411·(L3)2/3 – 6100= 0;
0,0062·L3– 0,00096·(L3/δ) –
– 1,3041·(L3/δ)2/3–
– 0,06892·(L3)2/3 – 6100= 0;
Принимаем первое значение длины
L = 119 м
Для него находим Fr и δ:
Fr = 0,2482
δ = 0,673
Подставляем L и δ в уравнение и получаем: ‑47.
Увеличиваем длину:
L = 119,5 м
Fr = 0,2477
δ = 0,674
Подставляем L и δ в уравнение и получаем +42.
С диаграммы снимаем значение L = 119,26 м
Водоизмещение
D = ρв(L/l)3 = 0,0063·L3 = 10681 т
Находим значение ширины судна:
В = [(D· bт)/(ρвkδL)]1/2 =
= [(10681·2,726)/(1,025·1,005·0,673·119,26)]1/2 В = 18,76 м
Поскольку bт=2,726 получаем значение Т
T = 6,88 м
Через отношение hт = H/T получаем значение H
hт = H/T = 1,5
H = 10,32 м
Определяем число Фруда и коэффициенты полноты
Fr = 0,514v/[(gL)0,5] = = 0,514·16,5/[(9,81·119,26)0,5] = 0,248
δ = 1,09 – 1,68·Fr = 1,09 – 1,68·0,248 =
= 0,673;
α = 0,98δ0,5 = 0.98·0,6730,5 = 0,804
Проверка
ρвkδLBT = = 1,025·1,005·0,673·119,26·18,75·6,88 =
= 10680 т
Расхождение с полученным выше всего 1 т.
Далее считаем нагрузку судна:
Рмк = 0,0929·10681 = 2147 т;
Роб = 0,8535·106812/3 = 692 т;
Ру = 0,0118·10681 = 273 т;
Рс = 0,1672·106812/3 = 136 т;
Рэу = 0,088·N = 0,088·3799 = 338 т;
N = (106812/3 ·16,53)/566 = 3847 кВт;
Рэл = 0,1501·106812/3 = 118 т;
Рв = 5 т;
Рзч = 21 т;
Рин.сн = 16 т ;
Ржг = 0,0895·106812/3 = 70 т;
Рзв = 0,015·10681 = 157 т;
Ргр = 6000 т;
Рт = 1,15·1,04·0,00023·3847·(10000/16,5) =
= 578 т;
Рэк = 58 т
Сумма масс нагрузки дала: 10683 т невязка всего 2 тонны. Это подтверждает правильность расчётов.
Теперь необходимо выписать полученные результаты:
D | т | |
L | 119,26 | м |
B | 18,76 | м |
T | 6,88 | м |
H | 10,32 | м |
δ | 0,673 | |
α | 0,804 | |
N | кВт |
[1] Массы вооружения навигационного, запасных частей и инвентарного снабжения ввиду их малости принимаем такими же, как у судна-прототипа.