Определение центра тяжести судна, удифферентовка
Разработку эскиза главного расположения начнем с разделения корпуса на отсеки. Практическая шпация может быть выбрана по формуле:
;
Правила разрешают отклонение 25% (0,487…0,811). В форпике и ахтерпике шпация не должна превышать 600 мм. Принимаем шпацию 600 мм по всей длине судна.
Форпиковая переборка должна быть непроницаемой до палубы надводного борта и располагаться на расстояние не менее 5% от длины.
;
.
Назначаем длину форпика – 10 шпаций (6 м).
Ахтерпиковая переборка должна быть непроницаемой до палубы надводного борта и отстояние от кормового перпендикуляра выбирается с учетом конструкции кормовой оконечности.
Длина ахтерпика составит 12 полных шпаций, то есть 7,32 м.
До форпика в корму устанавливаем поперечную переборку, отделяющую подруливающее устройство. Длина этого отсека 5 шпаций (3 м).
Машинное отделение и жилую надстройку размещаем в корме, как у судна-прототипа. Длина машинного отделения составляет 20 шпаций (12 м).
Оставшуюся часть корпуса отводим под грузовые трюмы. Грузовое пространство представляет собой один грузовой трюм с двойными бортами и двойным дном – 94 шпаций.
Общее число поперечных переборок – 4, что удовлетворяет требованиям «Правил». Двойное дно простирается от переборки форпика до ахтерпика.
Согласно принятой схеме общего расположения вычерчиваем эскиз на рисунке 5.1. С помощью эскиза общего расположения и нагрузки масс определяем положение координат центра тяжести. Расчет берется в таблице 5.1.
Таблица 5.1 «Расчет нагрузки и положение ЦТ судна»
№ | Название раздела | Масса, т | Плечи, м | Моменты, т∙м | ||
xi | zi | xi ∙mi | zi ∙mi | |||
Корпус-оборудование | -1,415 | 5,878 | -2061 | |||
Механизмы | 234,9 | -30 | 3,03 | -7047 | 711,7 | |
Запас водоизмещения | 7,291 | 736,4 | ||||
Водоизмещение порожнем | -5,08 | 5,584 | -9108 | |||
Экипаж, провизия, пресная вода | 19,82 | -32 | 13,2 | -634,2 | 261,6 | |
Грузоподъемность | 5,2 | 4,096 | ||||
Топливо, масло, питательная вода | 131,1 | -24,4 | 3,796 | -3199 | 497,7 | |
Сточная вода | -24,4 | 0,45 | -732 | 13,5 | ||
Дедвейт | ---- | ---- | ||||
Водоизмещение в грузу | 0,4 | 4,637 |
Центр тяжести судна в полном грузу определяется:
Что бы судно сидело на ровный киль, центр тяжести должен находиться на одной вертикале с центром величины, то есть = .
Для проектирования теоретического чертежа принимаем = =0,4.
Для проектирования теоретического чертежа принимаем .
6 Остойчивость проектируемого судна
В начальной стадии проектирования судна необходимо определить обеспечивается ли его остойчивость.
Остойчивость судна в проекте проверим только для одного случая: судно в полном грузу, с полным запасом, с равномерно распределенным грузом во всех грузовых помещениях.
Определение начальной метацентрической высоты.
В начальных стадиях проектирования, когда известны основные элементы судна, но нет теоретического чертежа, можно определить начальную метацентрическую высоту из уравнения остойчивости.
(6.1)
где - начальная метацентрическая высота;
- центр тяжести;
- функции, определяющие приближения.
;
;