Любая безымянная местность на карте не может быть занята. Швейцария является непроходимой и не может быть занята. За исключением Англии, ни один из островов не может быть занят.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
Есть несколько сложных участков на карте. Как двигаться в них и из них объясняется ниже:
Болгария, Испания и Санкт-Петербург: Это единственные береговые провинции, которые имеют два различных берега. Флот, входящий в одну из этих провинций, заходит с одного берега и может передвигаться потом в провинции, смежные только с этим берегом. Флот, тем не менее, контролирует всю провинцию. Такой Флот предпочтительней ставить ближе к берегу, чем в центре провинции. Например, Флот у Испанского Северного Берега не может двигаться к Западному Средиземноморью или в Лионский Залив или в Марсель. Тем не менее, он контролирует всю Испанию.
Если Флоту был отдан приказ двигаться в одну из этих провинций, и он может двигаться в любой из этих берегов, в приказе надо специально указать определенный берег, иначе Флот не будет двигаться. Например, Флот в Константинополе может двигаться к Восточному или Южному Болгарскому Берегу. В приказе должно быть написано “F Con-Bul EC” или “F Con-Bul SC”. Также Флот в Средней Атлантикеможет двигаться к Испанскому Северному или Южному Берегу, но приказ должен четко определять берег.
Киль и Константинополь: Из-за водных путей, проходящих через эти провинции, они считаются имеющими один берег. Флоты могут входить в них через один берег и считаются находящимися где-то вдоль линии берега. Например, Флот может двигаться из Черного Моря в Константинополь за один ход (“F Bla-Con”), а затем на следующем ходу двигаться из Константинополя в Эгейское Море (или в другие смежные провинции). Также Флот может двигаться из Голландии в Киль за один ход, а затем двигаться из Киля в Берлин (через Кильский Канал), не обходя кругом Данию. Армии также могут входить и уходить из этих провинций, свободно переправляясь через водные пути. Это не значит, что войска могут перепрыгивать через эти провинции.
Швеция и Дания: Армия или Флот может передвигаться из Швеции в Данию (или наоборот) за один ход. Флот, двигающийся из Балтийского Моря, не может оказаться сразу в Проливе Скагеррак (или наоборот), но должен вначале двигаться в Швецию или Данию. Общая граница с Данией не разделяет берег Швеции на две береговые линии. Дания не граничит с Берлином.
НИЧЬИ
Эти распространенные ситуации подразумевают попытки двух равных по силе войск занять одну и ту же провинцию одновременно. Эти ситуации называются ничьими. Эти правила применяются, когда сталкиваются одна или более стран. Есть несколько исключений из этих правил, которые будут описаны позже.
· Войска одинаковой силы, пытающиеся занять одну и ту же провинцию, являются причиной того, что все они должны оставаться на месте. Если двое или более войск были направлены на одну провинцию, никто из них не двигается. (Это также справедливо и для одинаково поддержанных войск, о чем будет объяснено в следующем разделе.) На Диаграмме 4, если Германская Армия из Берлина и Российская Армия из Варшавы были направлены в Силезию, ни одно из войск не будет двигаться и Силезия останется пустой.
ЗАМЕЧАНИЕ: В этих правилахпримеры проваленных приказов движения подчеркнуты, чтобы показать, что они были неудачны. (Войско не закончит продвижение в указанную провинцию.)
ДИАГРАММА 4
Германия: A Ber-Sil Россия: A War-Sil |
· Ничья не выбивает с позиции войско, уже находившееся в провинции, где произошла ничья. Если два войска (или группировки одинаковой силы) атакуют одну провинцию, то они остаются на месте, а войско, уже бывшее в этой провинции, не считается разбитым. Так, на Диаграмме 4, если бы было войско, стоящее в Силезии, то результат был бы тот же самый, а войско в Силезии осталось на месте.
· Одно не двигающееся войско может остановить целую цепочку войск. Если войску был отдан приказ стоять, или что-то помешало его движению, а другие войска были направлены в его провинцию, то эти войска не смогут передвигаться. (Это похоже на дорожную пробку!) На Диаграмме 5 видна Российская Армия в Пруссии. Российский игрок обещал Германии убрать войска из Пруссии (но он солгал и приказал Армии напротив остаться). Германский игрок приказал своей Армии двигаться из Берлина в Пруссию, а Флоту из Киля в Берлин. В результате никто так и не двинулся.
ДИАГРАММА 5
Германия: F Kiel-Ber A Ber-Pru Россия: A Pru-Holds |
· Войска не могут меняться местами без использования транспортировки. Если двум войскам будет отдан приказ переместиться в провинцию, занятую другим, оба не смогут двигаться. Например, на Диаграмме 6, оба войска не могут двигаться. (Есть другой способ с использованием транспортировки, объясненный далее в правилах.)
ДИАГРАММА 6
Германия: F Ber-Pru A Pru-Ber |
· Три и более войск могут сменять провинции по очереди за один ход при условии, что никто из них прямо не обменивается территориями. Например, на Диаграмме 7 все приказы были успешны, так как никто непосредственно не меняется местами.
ДИАГРАММА 7
Англия: A Hol-Bel F Bel-Nth Франция: F Nth-Hol |
ПРИКАЗЫ ПОДДЕРЖКИ (SUPPORT)
Это наиболее проблемный и сложный раздел правил. Правила “поддержки” и “снятияподдержки" должны быть хорошо поняты, чтобы выполнять большинство приказов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
Так как войска имеют одинаковую силу, то ни одно войско не может успешно наступатьпротив другого без помощи. Эта “помощь" называется поддержкой. Если атака успешна, то атакующее войско передвигается в указанную в приказе провинцию. Если войску, которое было атаковано, не было дано приказов передвигаться куда-то еще, то оно терпит поражение и вытесняется с этой провинции. Выбитое войско должно отступать или расформироваться. Отступления объясняются позже.
Армия или Флот могут обеспечить поддержку другим Армии или Флоту. Поддержка может быть наступательной (поддержка атакующих приказов движения) или оборонительной (поддержка приказов держать позицию, поддержки или конвоя). Поддерживая друг друга во время атаки или защиты, войска выгадывают увеличение силы. Например, войско, поддержанное двумя другими, имеет общую силу три: собственную плюс двух других. Поддержку можно обеспечивать как собственным войскам, так и войскам другой Великой Державы. Поддержка может производиться без согласия и не может быть отклонена. Это является причиной многих неожиданных моментов в игре.
Войско движется со своей собственной силой, объединенной с силами всех действующих поддержек. Оно продолжает двигаться до тех пор, пока не встретит сопротивление равного или лучше поддержанного войска. Войско, поддержанное другим, получает силу двух и разбивает вражеское войско без поддержки. Также войско с двумя поддержками (сила трех) победит войско противника только с одной поддержкой (сила двух).
КАК ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОДЕРЖКУ
В течение хода войско может отказаться от движения, обеспечив поддержку другому приказу. Провинция, в которую обеспечивается поддержка, должна быть досягаема за один ход для этого войска. Таким образом, Армия в Бресте не может поддерживать Флот в Английском Канале, так как Армия не может двигаться в водную провинцию. Также Флот в Риме не может поддерживать передвижение другого войска в Венецию, так как, хотя провинции и имеют общую внутреннюю границу, но Флот из Рима не может двигаться в Венецию.
Флот, который может двигаться в провинцию с двумя различными берегами (как Флот в Центральной Атлантике, например), может поддерживать Армию или Флот в этой провинции (в данном случае Испании), не обращая внимания на разные берега.
ПОДДЕРЖКА ВОЙСК
· Войско, которое не должно двигаться, может быть поддержано приказом, в котором указывается только его провинция. Войско, которому были отданы приказы держать позицию, конвоя или поддержки, или войско без приказа получает поддержку, оставаясь на месте. Например, если был дан приказ “F Den S F Bal”, то Флот в Дании будет поддерживать Флот в Балтийском море до тех пор, пока Флот в Балтике будет стоять, конвоировать или поддерживать кого-то. Если Флот в Балтике попытается двигаться, то поддержка из Дании будет недействительна.
· Передвигающееся войско может быть поддержано, только если в приказе поддержки будет указан маршрут войска. Например, Армии в Богемии было приказано поддержать Армию из Мюнхена, двигающуюся в Силезию (A Boh S A Mun-Sil). Однако Армия из Мюнхена была направлена вместо этого в Тироль (A Mun-Tyr). Приказ поддержки провалился, так как поддержанный маршрут не совпал с маршрутом истинным. Этот приказ не стал приказом поддержки удерживания позиции.
ПРОСТАЯ ПОДДЕРЖКА