Винто – рулевые колонки и азиподы.
Винторулевая колонка SCHOTTEL признана во всём мире в качестве классической судовой пропульсивной системы. Впервые разработанная и произведенная в 1950 году Йозефом Беккером, основателем компании SCHOTTEL, она быстро завоевала мир современного судостроения. Название SCHOTTEL стало синонимом азимутальных винторулевых колонок.
В 2005 году Йозефу Беккеру была посмертно присвоена награда Elmer A. Sperry Award за новаторское изобретение винторулевой колонки. После изобретения винторулевая колонка SCHOTTEL (SRP) многократно модернизировалась . Сегодня винторулевые колонки SCHOTTEL мощностью до 6000 кВт являются превосходным пропульсивным решением для широкого спектра судов.
Сочетание пропульсии и рулевого управления
Основные характеристики SRP определяются сочетанием пропульсии и азимутального вращения . Отпадает необходимость руля управления, энергия движителя оптимально преобразуется в упор. Вращение винторулевой колонки на 360° позволяет всю энергию пропульсии использовать для маневрирования судном.
Пропульсия для любых задач.
Винторулевые колонки эксплуатируются на буксирах всех типов, в каботажном и морском судоходстве, на оффшорных судах, в тропических и арктических условиях. Конструкторы SCHOTTEL разрабатывают соответствующую концепцию пропульсии для каждого проекта, будь то дизель-электрический или дизельный привод.
ВРК является идеальным пропульсивным решением для многих судов, где акцент делается на оптимальную реализацию доступной мощности. Преимущества:
Максимальная маневренность
Эффективность
Экономичная эксплуатация
Компактная установка
Простота обслуживания
Высокая надежность
Оптимизация с точки зрения кавитации и вибрации
Надежная конструкция
Фиксированный или регулируемый шаг винта
Z или L привод.
12. Грузовое устройство судна.
Судовые грузовые устройства – используют разгрузки (погрузки) на рейде или в таких портах, которые не располагают достаточным количеством грузовых устройств или не имеют их вообще. В портах, оснащенных грузовыми кранами в достаточном количестве, судовые грузовые устройства и механизмы используют для перегрузки штучного груза, например с морского судна, на речное или портовое судно, так как радиус действия береговых кранов может быть недостаточным для обслуживания этих судов.
Если масса штучных грузов превышает грузоподъемность береговых кранов, грузы перегружают с помощью грузовых средств.
На судах имеются легкие грузовые устройства, которые поднимают на борт провизию, и другие грузы для внутрисудового использования. Легкие грузовые устройства используют для того, чтобы не прибегать к работе дорогие береговые краны.
Наиболее распространенным типом судовых грузовых устройств (рис. 203), является грузовое устройство составными частями которого – это мачта или полумачта, грузовая стрела, грузовая лебедка.
Конструкция и отдельные детали грузовых устройств:
легковесное грузовое устройство;
1 — топенант; 2 — топенантный блок; 3 — грузовая стрела; 4 — оттяжка; 5 — тали оттяжки; 6 — грузовая лебедка; 7 — канифас; 8 — шкентель; 9 — грузовой стопор; 10 — цепочка топенанта; 11 — треугольное соединительное звено.
топенантный башмак и блок;
оснастка нока грузовой стрелы;
12 — трос топенанта; 13 — грузовой блок;
грузовая лебедка;
14 — канатный барабан; 15 — электродвигатель; 16 — редуктор; 17 — турачка;
крепление шпора грузовой стрелы;
3 — грузовая стрела
18 — вертлюг грузовой стрелы
крепление вант к палубе;
19 — концевая обойма; 20 — талреп; 21 — скоба; 22 – обух
тяжеловесная грузовая лебедка;
грузовая стрела с гидроприводом;
23 — изменение вылета стрелы; 24 — гидроцилиндр
тяжеловесное грузовое устройство;
25 — топенантные тали; 26 — фундамент грузовой стрелы; 27 — грузовые тали.
Ручная топенантная лебедка.
Грузовая стрела на шарнирах прикрепляется в нижней части или у основания мачты или полумачты. Она поддерживается топенантом, натянутым между грузовой мачтой или полумачтой и ноком грузовой стрелы. Для поднятия стрелы до вертикального положения и опускания ее топенант пропускается через блок. Последний прикрепляется к салингу или бугелю на мачте. В рабочем положении, определяемом требуемым радиусом действия – вылетом грузовой стрелы, т. е. фактическим ее наклоном, грузовая стрела поддерживается грузовым стопором, один конец которого через треугольное звено соединяется тросом топенанта. Другой конец прочно прикрепляется к палубе. К треугольному звену крепится, кроме того, хвостовик топенанта грузовой стрелы. Для поднятия и спуска ненагруженной стрелы хвостовик приводят в наружное положение через канифаксблок на палубе по направлению у турачке грузовой лебедки. Здесь хвостовик топенанта выбирается или травится. В процессе разгрузки с хвостовика топенанта грузовой стрелы нагрузка полностью снимается благодаря цепному стопору.
Поворот грузовой стрелы осуществляется за счет оттяжек, которые соединяются с бугелем грузовой стрелы (ноком стрелы) и с пластинчатым рымом фальшборта или палубы. На нижнем конце оттяжек помещены тали (полипласт), ходовой конец (свободный конец) который при раскачивании тяжелых грузов подводится через канифакс-блок грузовой лебедки для подтягивания или ослабления. Грузовой трос с гаком, называемый также шкентелем, для выборки (подъема) и травления (опускания) груза пропускается через грузовой блок, подвешенный к ноку грузовой стрелы, и протягивается дальше к направляющему блоку, закрепленному с помощью вертлюга в башмаке на мачте, а оттуда – к канатному барабану грузовой лебедки.
Работа грузового устройства:
с одной лебедкой и одной грузовой стрелой;
с двумя лебедками и двумя неподвижными грузовыми стрелами (спаренные грузовые стрелы);
со спаренными вращающимися грузовыми стрелами;
с тяжеловесным грузовым устройством с двойными топенантами.
Где:
1 — нок грузовой стрелы;
2 — топенантные тали;
3 — грузовые полумачты.
Обычно на каждой грузовой мачте или полумачте расположено несколько грузовых стрел (от двух до четырех) и соответственно нескольких грузовых лебедок. Различают грузовые устройства для легкого (менее 100кН) и для тяжелого (от 100кН и выше) груза. Суда для тяжелых грузов – специальные суда – имеют грузовые устройства грузоподъемностью 2мН и более. Грузовые лебедки рассчитаны, в общем, на канатную тягу от 20 до 100кН. При больших массах полезного груза грузовой и топенантный тросы в соответствии с нагрузкой несколько раз перепассовываются. Т. е. вводятся тали (канатные передачи), за счет чего тяга на ходовых концах уменьшается.
Одинарные топенантные тросы используются в основном только в грузовых устройствах грузоподъемностью до 30кН. Современные грузовые лебедки снабжены электро или электрогидравлическим приводом.
Все грузовые лебедки имеют тормоз, который может останавливать груз в любом положении. Скорость подъема составляет от 0,2 до 0,8 м/с. скорость опускания – почти в два раза больше.
Грузовые лебедки крепятся к рамочным фундаментам, приваренным к палубе. Как правило, они имеют турачки для обслуживания оттяжек стрелы и талей. На современных судах топенантные лебедки монтируются так, что топенантный и грузовой тросы можно обслуживать за счет их соответствующего крепления. Турачки грузовых лебедок можно использовать для швартовки судов к набережной, а также для закрытия и открытия специальных механических люков. Топенантные лебедки чаще всего выполняют в виде ручных лебедок. Наряду с ними применяются безмоторные топенантные лебедки с разделенным канатным барабаном. На одной половине барабана происходит наматывание или травление топенантного троса, на другой половине троса, который через турачку грузовой лебедки обслуживает топенантную лебедку. При необходимом наклоне стрелы топенантная лебедка фиксируется зажимным устройством.
Иногда для обслуживания грузовых мачт используют турачки якорных лебедок. С помощью грузовых стрел и лебедок грузовых устройств можно работать различным способом в случае необходимости.
Особые типы грузовых устройств:
расположение грузового устройства в носовой части судна;
грузовое устройство с двумя поворачивающимися грузовыми стрелами и траверсой;
1 — траверса.
тяжеловесное грузовое устройство;
грузовое устройство с поворотными грузовыми стрелами.
Тяжеловесные грузовые стрелы грузоподъемностью более 100кН для компенсации возникающих сил и относительно малого тягового усилия лебедок снабжаются, как правило, топенантными, шкентельными и грузовыми талями.
Для того чтобы снизить стоимость грузовых работ, в последние годы были разработаны особо мощные специальные грузовые устройства. У грузовых устройств с электрогидравлическими грузовыми лебедками, позволяющими осуществлять плавное регулирование рабочей скорости, грузовая стрела с грузом и без него изменяет вылет с помощью гидравлического цилиндра двойного действия – качающего цилиндра. За счет этого исключается отнимающий много времени процесс остановки грузовой стрелы через топенант, треугольное звено и грузовой стопор стрелы посредством турачки грузовой лебедки. Еще более усовершенствованным вариантом грузового устройства является гидравлический мачтовый кран грузоподъемностью до 50кН с вылетом до 18 м, который позволяет одновременно осуществлять поворот, наклон, подъем и опускание груза.
Поворотная грузовая стрела отличается тем, что она имеет двойные топенанты, причем для каждой поворотной стрелы требуется две топенантные и одна грузовая лебедка. Все три лебедки обслуживаются одним человеком. Поворотная стрела выполняется в виде легко и тяжеловесной стрелы грузоподъемностью 600кН и выше. Путем замены грузовых талей можно перевести грузовую стрелу из тяжеловесного режима работы в легковесный, отличающийся большой скоростью движения тросов.
В судовом кране грузовая лебедка и грузовая стрела объединены в одну установку соответственно большей производительности. Такая установка заменяет от двух до трех грузовых лебедок. Большая производительность достигается за счет того, что судовой кран может поворачиваться и наклоняться, в результате чего производится как достаточная разгрузка за бортом, так и обслуживание расположенных в непосредственной близости в непосредственной близости грузовых люков.
Судовые краны выполняются обычно с шарнирной укосиной и переменным вылетом, т. е. изменением вылета стрелы вызывает движение грузового гака, так, как грузовой шкентель пропущен трижды через шкивы между ноком стрелы и верхушкой колонны.
Траектория движения грузового гака приближается к горизонтали. Благодаря изменению вылета стрелы и повороту крана грузовой гак можно установить точно над грузом в любой точке досягаемости вылета грузовой стрелы.
Все три вида движения (подъем, опускание, наклон с поворотом) могут осуществляться одновременно с грузом и без него.
Судовые бортовые краны:
расположение кранов и плоскости их действия;
краны грузоподъемностью 3 и 5 т;
краны на поворотной платформе;
передвижной поворотный кран.
1 — портал.
По сравнению с грузовым устройством кран требует меньшего количества обслуживающего персонала и занимает меньше места на палубе. Отсутствие грузовых стрел и мачт с топенантными, оттяжками и вантами увеличивает обзорность палубы. Так как судовые краны могут быть оборудованы и для работы с грейдером, в плохо оснащенных портах, что позволяет перегружать сыпучий груз с помощью корабельных грузовых устройств. Менее пригоднысудовые краны для перегрузки тяжеловесных грузов, так как они слишком дороги в эксплуатации и в обычном режиме работают неэкономично (из – за слишком большого собственного веса).
Если судно должно перегружать тяжеловесные грузы с помощью собственных грузовых устройств и механизмов, то кроме судовых кранов необходимо иметь еще соответствующее тяжеловесное грузовое устройство.
Конструкция судовых кранов рассчитаны на полезную грузоподъемность от 10до 59кН при влете стрелы на 3 – 16 м. рабочая скорость судовых кранов при подъеме в зависимости от грузоподъемности лежит в пределах 0,3 – 0,8 м/с. опускаются грузы обычно с удвоенной скоростью. Скорость подъема нока стрелы составляет около 0,3 м/с, поворачиваются краны со скоростью 1 – 2 об/мин. Мощность двигателя составляет 7 – 18 кВт, при повороте и подъеме 4,4 – 6,6 кВт.