Реальное художественное время
КАТЕГОРИЯ ХРОНОТОПА
План
1. Категория художественного времени.
2. Категория художественного пространства
Цель:выработать навыки анализа категории хронотопа в художественном произведении; умение находить языковые способы выражения пространственно-временных значений текса
Художественное время
Учеными были выделены типы времени в интеллектуальных системах: естственных языках, культурах, искусстве. Система такая:
Нач. м. | Р.Х. | Циклическое время … | К.М. |
I | II | Р С1 Св См Эсхатологическое время |
На основной оси отложено вечное, не ограниченное началом и концом естественное, космическое время,совмещающеесячастично с периодической сменяемостью на Земле времен года, суток, дня и ночи(циклическое время). На основную ось накладывается также религиозное (эсхатологическое)время, ограниченное рядом этапов, обозначенных следующими знаками: 1 – Нач. м. – Начало мира; II – Р.Х. – Рождество Христово – (н.э.); К.М. – конец мира. На ось циклического и религиозного времени человеком налагается система мифологических, светских событий, дат, праздников (Святки, Рождество, Новый год, Ночь на Ивана Купала и др.). Определенный отрезок на шкале времени занимает физиологическоевремя. Этот тип времени связан с человеком, границы этого времени отмечены рождением и смертью каждого человека (Р – рождение, См –смерть). На протяжении жизни происходят различные события: школа, свадьба и пр., указанные знаками С1 Св. (Е.Ю. Кандрашина)
Помимо названных выше типов времени ученые выделяют историческое время (его называют также эмпирическим, физическим, хроникальным). Такое время, связанное с определенными выделяемыми циклами в жизни природы, конкретными событиями в жизни человека или всего общества, отражается в их хронологии, т.е. в описании логически последовательно происходящих событий, фактов. Фиксирование дат, событий производится хронографией. Длительнсть действия в его осуществлении определяется хронометрией (В.Г. Гак).
«Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом(что значит в дословном переводе — «времяпространство»)» (М.М. Бахтин).
Категория Времени в художественных произведениях может быть представлена в качестве реального объективного, циклического, субъективного, а также ирреального времени разных типов.
Художественное время отражает индивидуальные особенности восприятия определенного момента времени каждым автором, что проявляется в способах создания им объективного или субъективного художественного времени.
РЕАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
Реальное художественное время может быть объективным, циклическим и субъективным (психическим).
1. Объективное художественное времяразвертывается из прошедшего в настоящее или будущее (это явление называется проспекцией) или из настоящего в прошлое (ретроспекция) и оформляется глаголами изъявительного наклонения (личными и безличными глаголами в форме наст. и будущего вр. 3 лица, а также глаголами прош. вр); точкой отсчета при этом является один из этапов прошедшего:
а) Проспекция (из прошлого в будущее):
Окрестность леденеет(настоящее состояние)
Туманным октябрем.
Покружится, повеет (будущее повторяемости, неполноты)
И ляжетпод окном. (А. Белый) (будущее достижения)
б) Пример худож. ретроспективы (движение времени из настоящего в прошлое).
Старушка глядит из окна. – наст. вр. (сенсорное)
Ей молодость снится. – Наст. ментальное
Все помнит себя молодой – наст. ментальное
Как цветиком ясным, лилейным
Гуляла весной – давнопрошедшее
Вся в белом, кисейном. (А. Белый)
в) Объективное время может быть представлено линейно:
Несется за местностью местность –
Летит: и летит – и летит. (А. Белый)
г) дискретное явление (последовательно происходящие завершенные или незавершенные действия одного или нескольких объектов): Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился все сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель (А.С. Пушкин).
Объективное художественное время может быть сюжетным и несюжетным. Сюжетное время, характеризуя динамическую ситуацию, обозначает события, ограничивая их началом или концом, указывает на быстрый темп их сменяемости, мгновенность действия, его полное прекращение и пр. (так наз. кинематографичность изображения). Сюжетные глаголы часто употребляются с интенсификаторами вдруг, тотчас, в тот же час
Превратила все в шутку сначала,
Поняла – принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слезы платком вытирать.
И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно все позабыв.
Вдруг припомнила все – зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.
Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И, должно быть, навеки ушла…(А. Блок).
Несюжетное время обозначает статику, длительность, процессуальность, неконечность действия. Обычно используется при описаниях: …слишком много было ресниц, казалось – они ей мешали глядеть, но так же мало мешали нам их, глаза, видеть, как лучи мешают видеть звезду (М. Цветаева. Повесть о Сонечке); Чичиков только улібался, слегка подлётывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду (Гоголь. Мертвые души); Река раскинулась. течет, грустит лениво / И моет берега (А. Блок).