Категория пространства
Художественное Пространство– это образная модель действительности, которая формируется говорящим и является результатом его выбора; оно обусловлено определенной авторской установкой, жанром произведения, временем изображаемого события, временем написания худ. произведения и даже настроением писателя.
Бывает реальным и ирреальным.
Реальное пространство – это обычно картины земной действительности: лес, горы, море и пр. При этом пространство может быть в качестве открытого обзора во все стороны. Оно сочетается с образом человека, находящегося в пути, в дороге. Средствами грамматического формления категории открытого пространства являются обычно локальные глаголы направленного действия или указания на определенное место (в русском языке их более 400): идти, бежать, лететь, плыть, мчаться, находиться, быть и пр. Эти глаголы часто употребляются в переносном значении: Полярная ночь шла на нас (А. Белый); Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом (А.Белый). Важную роль играют наречия места и направленности действия: здесь, там, наверху, вперед, назад. Они легко преобразуются в производные предлоги: идет впереди – идет впереди отряда. Такую же роль играют и первичные предлоги: в, на, за.
Движение в этом пространстве обычно носит линейный характер: вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз, мимо. Стилистическая фигура хронотопа (пространства и времени) выполняет в этом случае очень важную функцию: передает психологическое состояние субъектов худ. текста:
Санки летят, как пуля. Рассекаемый воздух бьет в лицо, ревет, свистит в ушах, рвет, щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову… Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу (А. Чехов. Шуточка).
Чехов умело создает радостное настроение, вызванное стремительным движением несущихся с горы санок. Автор выбирает обилие глаголов, называющих движение саней, олицетворение действий воздуха, ветра. Это скольжение по снегу санок так стремительно, что едущие на них не успевают рассмотреть встречные предметы.
Линейное пространство Чехов часто описывает в замедленном темпе, изображая движение лошади. Плохие дороги, скверная погода, измученные лошади, не всегда приятная цель поездки – всё это создает у героев произведений Чехова отвратительное настроение. Время идет, а дорога всё не кончается…. Чтобы передать страдания в дороге персонажей, писатель использует несюжетные глаголы, обозначающие длительное незаконченное действие, в каждом из рядом стоящих предложений употребляя один и тот же глагол:
…ехали на вскрытие [судебный следователь и доктор]. Ехали они осенью по проселочной дороге. Темнота была страшная, ли неистовый дождь (Чехов. Вечное движение).
Чтобы подчеркнуть полную темноту, автор исключает появление каких-либо ориентиров по сторонам дороги и каких-либо источников света:
Ни луны, ни звезд… Ни контуров, ни силэутов, ни одной мало-мальски светлой точки… Всё утонуло в сплошном, непроницаемом мраке. Глядишь, глядишь и ничего не видишь, точно тебе глаза выкололи. Дождь жарит как из ведра… Грязь страшная… По проселочной дороге плетется пара почтовых (Чехов. Темной ночью).
Движение может быть вертикально или горизонтально ориентированным автором. Это позволяет создать панораму изображаемого, при этом концентрические круги сужаются к центру наблюдения:
Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор: лишь изредка умираший ветер шумел вершинами тополей, окружающих ресторацію: у окон ее толпился народ (Лермонтов);
либо взгляд наблюдателя постепенно поднимается от центра вверх:
И кресты – и далекие окна –
И вершины зýбчатого леса –
Все дышит ленивым
И белым размером
Весны (Блок).
Центр – кресты, т.е. церковь; 2 круг – далекие окна, т.к. церковь окружена папертью, площадью, дома отдалены; 3 круг – всё, что замыкает картину города – вершины зубчатого леса.
Перспектива может быть перекрестной:
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор… рисовались на бледном небосводе (Лерм.)
Перспектива может быть секторной, направленой на часть пространства:
Случилось мне быть у этого самого Савки в один из хороших майских вечеров. Лежа, я не мог видеть реки. Я видел только верхушки лозняка, теснившегося на этом берегу, да извилистый, словно обгрызенный, край противоположного берега. Далеко за берегом, на темном бугре жались друг к другу избы деревни, где жил мой приятель Савка. За бугром догорала вечерняя заря (Чехов. Агафья).
Замкнутое пространство в процес се описанияпредставляет собой общий áбрис (контур, линейное очертание предмета) всего изнутри изображаемого объекта: дома, театра, прихожей и т.д.
А.С. Пушкин М. Цветаева
Театр уж полон; ложи блещут; Ложи, в слезы! В набат, ярус!
Партер и кресла, всё кипит; Срок, исполнься! Герой, будь!
В райке нетерпеливо плещут, Ходит занавес-как-парус
И, взвившись, занавес шумит. Ходит занавес-как-грудь.
Внимание всех присутствующих направлено на сцену, потому она является центром всего замкнутого пространства.
Пространство может быть субъективным (концептуальным). Это реальный мир, обусловленный эгоцентричностью, субъективностью изображаемого. Сигналом перехода к субъективному описанию худ. пространства является введение в центр повествования личного местоимения 1 лица и притяж. мест. мой, наш:
Синело предо мной пространство (Лерм.)
О, знала ль я, когда в одежде белой
Входила муза в мой приют,
Что к лире, навсегда окаменелой,
Мои живые руки припадут (Ахм.)