Поэтика драматургии А.Вампилова, ее новаторство
АЛЕКСАНДР ВАМПИЛОВ
После Чехова и Горького последующий драматург, чье творчество повлияло на развитие драматургии, это Вампилов. Посмотрим динамику творчества Вампилова. Период оттепели – оттепельная мелодрама (Арбузов, Розов, Володин и ряд других авторов). И Вампилов свой творческий путь начинает в границах драматургии шестидесятников. Не случайно его первые произведения можно определить как лирическую мелодраму. Из этого же поля вырастает драматургия Вампиловская. Особенности лирической мелодрамы шестидесятников: жанровое своеобразие: драматургия погружена в повседневность. Этот конфликт иногда погружен в повседневность. Мелодрама – бытовой жанр выбирается. Это есть и у Вампилова. Погружение в повседневные структуры жизни. Вампилов в «Прощании в июне» (первой своей пьесе) показывает молодых героев, ищущих свои пути, самоутверждающихся, постепенно зрелыми становящихся, что их не избавляет от внутренних конфликтов. Сначала героям 20 лет, взрослеют, им уже 30 лет, но не избавляются от глубинных противоречий. Отталкивается Вампилов от оттепельного театра, мелодрам Володина.
Следующий уровень переклички: взаимодействие театра Вампиловского и театра Чеховского, продолжает и развивает эту традицию. Близость поэтики Вампиловской драматургии поэтике Чеховского театра: повышенное лирическое начало, перенос тяжести конфликта идет больше не от столкновения с обстоятельствами (они всегда важны), но определяющим пониманием его конфликта с миром оказывается его собственная противоречивость. Повышенное лирическое начало связано со столкновением собственной противоречивости. Особенность Чеховской драматургии: психологизм реализуется через авторские ремарки, реплики героев, их восприятие. У Вампилова тоже усиление повествования присутствует, которое позволяет точнее охарактеризовать состояние героя, точнее проявить не только в действии героя, но и в слове, аллюзиях, реминисценциях, деталях мира окружающего. Это роднит Вампилова и Чехова.
Традиция театра экзистенциализма. Шире: направление мысли экзистенциализма века 20, в частности театра экзистенциализма. Здесь перекличка на уровне концепций, художественной философии. Проблематика связана с подлинностью и неподлинностью человеческого существования человека и выбором им путей, которые ведут его к подлинному / неподлинному существованию.
Начинает Вампилов как не как драматург. Закончил журфак и работал журналистом в газете в Сибири. Осваивал и собирал материал для последующего литературного творчества. 67- Прощание в июне, 69 «Старщий сын», дальше «Провинциальные анекдоты», 71 Утиная охота. На протяжении пяти лет пять пьес. В 72 году Вампилов трагически гибнет, ему было 35 лет, утонул. Последняя пьеса «Чуринск» (по названию городка, в котором идет действие пьесы). Фильм 1980 года – экранизация пьесы Чуринск. Есть и экранизации других его пьес.
Особенности поэтики, создания художественного мира Вампиловских текстов (начнем с прозы). В ранних рассказх вырабатывается свой взгляд. умение выстроить сюжет, рассказать историю, часто анекдотическую, которая запечатлевает ситуацию бытового абсурда. Но Вампилов не отталкивается от концепции, что весь мир абсурден. Он отмечает, как мы делаем нашу жизнь гораздо более абсурдной, чем она есть на самом деле. Подлинность или неподлинночть существоания человека, связан с конкретным выбором, который человек делает не в целом, а делает каждый раз, в контексте повседневности, в контексте бытия. Каждый раз Вампилов проверяет ситуацию с точки зрения ее верности или ложности. Любая бытовая ситуация выворачивается абсурдно, не посягая на гармонию мироустройства.
Рассказ «Стечение обстоятельств». Главная героиня – девушка – попадает в необычную ситуацию. Само название в какой-то степени особенности сюжетостроения обнаруживает. Катенька возвращается домой из парфюмерного магазина окрыленная. Ждет встречи с молодым человеком, знакомится с незнакомцем. Героиня заходит домой, выглядывает из окна, видит, что незнакомец не уходит и смотрит на окно Кати. Возникает романтическая история. Она к ней готовится активно. Ее будущий суженый стоит за окном, он уходит. В магазине перерыв. Через время она снова выглядывает в окно, он снова дежурит. Вечереет, она приготовилась к встрече. Готовится выйти. Но оказывается, что герой не в ее объятиях, а в объятиях стражи. Он хотел ограбить магазин, и страстные взгляды, оказалось, он бросал не на Катю, а на витрину магазина. Героиню ожидает разочарование.
Новелла «Успех». Главный герой – молодой человек, начинающий актер, получает роль в спектакле. Знакомится с девушкой, встречаются, намечается любовь. Его приглашают домой знакомиться с мамой. Статус официального избранника говорит о возможном дальнейшем развитии отношений. Он первый раз видит мать своей девушки. Складываются обстоятельства так, что его избранница покидает дом на время (уходит в магазин?). Герой остается с ее матерью. Т.к. мать его видит в первый раз, то он решает сыграть роль персонажа пьесы, в которой он играет: хочет пошутить и одновременно проверить свое мастерство. Его роль – это роль пижона, стиляги (отрицательная характеристика в то время), человека, готового пойти даже на преступление ради денег, многозначно намекающего на огромные доходы, тайные авантюры. Оказывается удивленным, ошарашенным больше он, чем мать избранницы, ожидается одно, происходит противоположная ожиданию героя ситуация. Мать начинает ему подыгрывать, предлагает помощь в его авантюрах. Он не разоблачил потаенное желание будущей тещи принимать участие в авантюрах. Герой сворачивает это общение, возвращается его девушка, но герою не по себе, достаточно быстро покидает это общество. Он сопоставляет образ матери и возлюбленной, и ему начинает казаться, что его девушка очень сильно напоминает его мать. В рассказе «Стечение обстоятельств» человек с определенными штампами, стереотипами подходит к миру, в результате возникает абсурдность. То в новелле успех наоборот. Здесь тоже стечение обстоятельств, но герой открыт миру.
«Прощание ?» - лирическая комедия, пьеса. Главный герой Колесов – студент выпускного курса, который учится в университете в одном из городов Сибири (пространство, близкое автору). Любовная линия оказывается важна в произведении. Выбор между любовью (девушка Таня) и своим будущим (диплом). Знакомится с Таней. Она видит в нем хулигана, но потом видит нечто большее, широту души, вечелье – проявление доброй, искренней натуры. Он – человек свободный, легкий в общении, он не похож на окружающих ее ровесников. Колесову Таня симпатична. Только через какое-то время октрывается, что Таня – дочь ректора университета, где Колесов учится. Ректор знает Колесова как не лучшего студента. Тут узнает ректор, что этот персонаж, возможно, - потенциальный его зять. Он не видит никаких достоинств в Колесове. Он – обычный, простой, веселый парень. От него нужно избавиться. Кульминация сюжета, когда он его вызывает и предлагает: или Таня, или университет. Колесов выбирает, но при этом здесь нарушение традиционных моделей оттепельной драмы (там герой между ложным выбором обстоятельств и подлчинным давление чувств, как у Розова): здесь Колесов долго думает и выбирает диплом (неизвестно, как у них с Таней сложатся отношения). Для Тани это сильное потрясение. Но об этом узнают однокурсники Колесова. Они объявляют ему бойкот, не пожимают руку за то, что тот придает возлюбленную. Развязка неожиданно наступает. Июнь – день вручения дипломов, приходит ректор, Колесов делает неожиданную для всех и для самого себя демонстрацию: заявление о том, что диплом, который ему достался такой ценой, не нужен. Логики в поведении героя найти невозможно. Колесов понимает, что это бессмысленно: и Таню не возвращает, и диплом теряет. Колесов действует каждый раз под воздействием обстоятельств. Страх перед ректором, размышления о том, что его с Таней скорее всего все равно разлучат, давление сокурсников, что он совершает плохой поступок. О случайности выбора добра и зла, чаще интуитивно делается выбор, но интуиция, к которой не приложена нужная доля разума, часто подсказывает неверный выбор. Это стихийное, слепое существование предопределяет ложный выбор не только на уровне конкретной ситуации, но и на уровне жизни. Здесь иначе решается главный конфликт. Заканчивается пьеса открытым финалом. Колесов и Таня встречаются снова. Таня уже знает обо всем, что случилось. Герои, которых тянет все-таки друг к другу, у Тани притупляется чувство боли. Герои разыгрывают встречу, будто бы еще не знакомы, будто бы не было предыдущих событий. Финал открытый: может, останутся вместе, а может, и нет. Сыграть можно, а с чистого листа все равно не получится, пройденное будет висеть над героями.
Александр Вампилов - пьеса«Старший сын» (*см. экранизацию – фильм Виталия Мельникова: Боярский, Евгений Леонов и другие). Жанр автор определял как комедию. Но многие исследователи выделяют черты трагифарса. Перед нами цепь разрастающихся по принципу снежного кома событий. Герои не задумываются над происходящим, они ведомы. Парни опаздывают на электричку, а следующая будет только утром. Обыгрывается сюжет о пропавшем наследнике, или о самозванце: Бусыгин и Сильва нарушают покой семьи Сарафановых историей о том, что Бусыгин – их сын. На самом деле Бусыгину и Сильве нужно где-то переночевать и поужинать. Бусыгин и Сильва не задумываются и действуют по наитию. В семье Сарафановых тоже не все благополучно, и именно поэтому отец верит, что Бусыгин – его сын (на то были причины). Вася влюблен в Макарскую, которая старше его. Кроме ложной тайны о старшем сыне есть еще одна тайна: Сарафанов (отец) был музыкантом, но ушел из музыки. Он боится, что дети разочаруются в нем: «Я играю на похоронах и танцах»). Родные же знают об этом, но пытаются скрыть от отца свое знание его тайны о том, что он ушел из музыки. Поток захватывает Бусыгина и Сильву. Бусыгин оказывается в нужном месте и в нужное время. Сарафанов уже не работает, но дети продолжают его любить. Он понимает, что роль авторитета семейного уже не может выполнять в полной мере. Старший сын Гусыгина откликается. После недоумения, неловкости за то, что так получилось (уже немолодой человек Сарафанов узнает, что 20 с лишним лет от него далеко жил его старший сын, который был обделен отцовской заботой, воспитанием). Сарафанов воспринимает эту ситуацию как некую трагедию. Но сюжет на этом не зацикливается. Ощущение симпатии удерживает героя. Бусыгину оказываются симпатичны все члены семьи, к Нине небратская симпатия в нем зреет, что оказывается источником комизма. Бусыгин, входя в роль старшего брата, начинает заботиться искренне, в том числе и о Нине (братскими и небратскими чувствами к ней пылая). Ревность Васеньки приводит к тому, что тайные покровы начинают спадать. Вторая половина пьесы построена как разоблачение тайн. Начиная с кульминационной ситуации: сюжет строится неоднозначно, сложно выделить единую кульминационную точку (эффект продолженной кульминации). 1) Первое разоблачение: разоблачение тайны самого Сарафанова (отца): Сарафанов рад познакомить будущего мужа своей дочери Нины с Гусыгина. Нина, холодея, понимает, где он видел ее отца. Нина и Гусыгин пытаются остановить ничего не понимающего курсанта (человека линейного и одновекторного). У него есть идея, что он никогда ничего не забывает. Курсант вспоминает, где и при каких обстоятельствах встречался с отцом Нины. Отцу приходится признаться детям, что он давно уже не музыкант. Еще один сюжетный поворот: Сильво и Сарафанов в итоге изгоняют курсанта из семьи не потому что он открывает тайну, а потому что грубо разговаривает с Гусыгиным (новообретенным членом семьи). Курсант грубит Гусыгину и говорит, кто он такой. Сарафанов встает и говорит: «Это мой сын». Для Нины это все равно драма, надежда изменить свою судьбу была с ним связана. В первой сцене происходит и утверждается символическое усыновление. Здесь статус Гусыгина как важного и незаменимого человека в семье подтверждается. 2) Второй кульминационный эпизод связан с Васенькой. Васенька бросает коробок спичек в комнату, где Сильво и Макарская любезничают. Заканчивается все лишь прожженными брюками Сильво. Обиженный раздраженный Сильво – против него практически оборачиваются. Разоблачается самозванство Гусыгина. Казалось бы, сейчас произойдет сюжетный взрыв. Ожидаемая кульминация как пик страстей не происходит в этом важном месте. Здесь разоблачают Гусыгина и ничего не меняется. Сарафанов заявляет, что не верит Гусыгину, и ему не важно, является ли Гусыгин ли его биологическим сыном или нет, Сарафанов его уже признал как сына, остальное не важно. За 48 часов полюбил Гусыгина как сына. В какой-то степени это перекликается с принципом веры: верую, потому что абсурдно. Что изменилось в отношениях между этими людьми после ситуации разоблачения. Все зависит непосредственно от самих героев, персонажей. Ничего не меняется в их отношении друг к другу: Гусыгин проникается все большим чувством симпатии к этой семье (хотя изначально пришел в эту семью, чтобы поспать в тепле несколько часов). Гусыгин чувствует себя психологически комфортно, что обрел новый дом в этой семье, занимает символическое место старшего сына в этой семье. Помогает старому человеку Сарафанову сохранить мир семьи, эту крепость, сам того не желая, сначала подыгрывает интуитивно, но ближе к финалу начинает понимать, в какую историю ввязался. В конце он уже начинает принимать некоторые решения сознательно. Разоблачение Гусыгина уже оказывается кстати, он остается в этой семье, теперь уже может войти в нее легально, также может начать ухаживать за Ниной. Нина начинает с искренней симпатией как к молодому человеку начинает смотреть на Гусыгина (до этого у нее была к нему симпатия к нему как к брату). Гусыгин понят и прощен, становится авторитетом для Васеньки, в качестве жениха для Нины, помощником и наследником для «отца» Сарафанова. Все было хорошо. Но несмотря на благополучное развитие для всех, не так все однозначно и просто. Там кольцевая композиция: Гусыгин собирается ехать обратно в областной город, обещает, что он скоро вернется, у него дела, работа, учеба. Но где гарантия, что он вернется? Не покажутся ли ему эти несколько суток, проведенные в доме Сарафанова, бредом? Очень напряжен Сарафанов, с болью и горечью он провожает Гусыгина. Кольцевая композиция проявляется в том, что Гусыгин идет на вокзал и опять опаздывает на электричку (чем начинается история, тем и заканчивается). Это демонстрирует авторскую иронию. Гусыгин начинает брать не себя ответственность за чужих людей, так быстро ставших ему знакомыми. Под обаянием личности людей, с которыми встречается, начинает задумываться о своих действиях. Но этот выбор происходит под влиянием обстоятельств. Выбор случаен, не определен ни его характером, ни разумом. Это не сознательный, разумный выбор модели поведения, варианта судьбы, а все происходит скорее интуитивно, чем осознанно. Все начинается с симуляции жизни, тайн, загадок, которые скрывают подлинное начало. Эти эксперименты Вампилов продолжает над своими героями и в следующих произведениях.
«Провинциальные анекдоты» (*см. экранизацию) – важны для Вампилова. Вампиловым канон этого жанра задан. До этого не было в театре российском не было одноактных пьес. После Петрушевская с одноактными драмами, Коляда и другие. На его творческую манеру хорошо ложатся одноактные пьесы. Сюжет Вампиловский – это цепь анекдотических ситуаций, каждая из которых может представлять законченный сюжет. Одноактовка – это отдельное поставленное событие. Нагромождение житейского абсурда снежным комом - строится по этой модели каждая из его одноактных пьес строится. Параллельно со «Старшим сыном» идет развитие Вампиловской драматургии – это одноактные пьесы. Ситуация бытового нелепого происшествия, которая оборачивается образом тотального абсурда. Поэтика интеллектуальной традиции проявляется в Вампиловских пьесах. Некие универсалии будут и в дальнейшем присущи жанру одноактной драмы, где акцент делается на психическую эволюцию героя. Одноактная драма Вампилова тяготеет к притчевому развитию событий (герои погружены в бытовую жизнь), с другой стороны ситуации разворачиваются как снежный ком. Ощущение притчевости, провинциальности происходящих событий сохраняется. Две истории, происходящие в провинциальном небольшом городке в гостинице «Тайга» - это Сибирская глубинка, местный колорит. Но здесь уже заложен абсурд: гостиница и тайга. Гостиница – обжитое пространство, уют, дом. Тайга становится знаком дремучести, первозданности, первобытности происходящего с людьми. Перед нами каждый раз Вампилов демонстрирует психологический эксперимент: как в обычной ситуации обнаруживаются ресурсы расчеловечевания персонажа. 1) Первая история с Митрофаном у гостиницы «Тайга»: невежественный администратор гостиницы идет с обходом по номерам после 11 часов, нет ли там незарегистрированных жильцов. Сюжет бытового хамства, нелепого административного постановления. Нелепое правило до абсурда доходит: один из персонажей, командированный из Москвы, хочет посмотреть хоккейный матч. У него в номере телевизор сломан, привлеченный звуком, заходит в номер соседки. А девушка была в душе, он увлечен, смотрит матч, девушка выходит из душа, пугается. Приходит администратор, видит постороннего мужчину у нее в номере, налицо аморальное поведение. Хамски ведя себя (выталкивает в шею постояльца, приехавшего из Москвы), администратор разгоняет всех по номерам. Приличная история оборачивается сначала анекдотом, а потом разрастаясь по принципу снежного кому, все более разворачивается. Дальше начинается история с домыслами, догадками, и чуть ли не клиническая смерть администратора. В финале все выясняется, становится на свои места, и все опять идет по кругу: ситуация опять разрастается, абсурдная ситуация и так далее. 2) Вторая история: два постояльца живут в одной комнате, взаимопонимание между ними есть. Они вырвались с работы, весело праздную командировку и не один день. Наступает утро, им нужно поправить здоровье, но все командировочные деньги потрачены. Тут к ним приходит в комнату человек, предлагает им крупную сумму денег. Поначалу этот акт доброй воли сначала вызывает радость, потом подозрение. Его начинают избивать, чуть ли не пытать, пытаясь добиться, почему он совершает этот щедрый поступок. В конце все выясняется, находится рационального объяснение.