Творчество виктора петровича астафьева
См. учебник Н.Л.Лейдермана (по Астафьеву – Первая глава), Лейдерман «Крик души» (очерк, посвященный Астафьеву).
Из поколения военного, Астафьев – фронтовик. Творчество Астафьева прорастает на перекрестье двух традиций 20 века: это фронтовая лирическая повесть (лейтенантская проза – Бондарев, Бакланов), с другой стороны – деревенская литература. Формирует и обновляет традиции литературных течений. Астафьев и принадлежит генетически к этим двум художественным течениям, и одновременно обновляет их. Не каноничен и не похож на те традиции, из которых он вырастает. Например, «Пастух и пастушка» - одно из лучших произведений, не канонично продолжает традиции фронтовой лирической повести. Сборник книги новелл «Последний поклон» - также одни из лучших.
Периоды творчества Астафьева:
1.50-60 – ранний период творчества, становление и формирование писателя, первые повести, более крупные тексты «Звездопад», «Стародум».
2.60-80-е годы - этап творчества Астафьева, когда окончательно находит свой путь к писателю.
3.С конца 80 по начало 2000-х – поздний период творчества. Более полемичен, публицистичен в это время. Перестройка, слом и историческое обновление. Пишет роман-эпопею «Проклятые и убитые», несколько повестей, во многом автобиографические «Обертон», «Веселый солдат». Продолжает писать новеллы. Астафьев работает весьма активно. В 75 лет его не стало, в начале 2000-х годов.
Темы и мотивы, стилистическая манера переходят из одного периода в другой, в чем-то изменяясь, в чем-то сохраняясь. Полное собрание сочинений Астафьева осталось, издано при жизни в Красноярском крае. После войны – тяжелое ранение и восстановление, непростая жизнь с семьей. Становится одним из ведущих советских писателей. Астафьев – писатель очень умный и интеллектуальный. Формально образование – 7 классов, при этом в его текстах звучат аллюзии, реминисценции из символистской поэзии, великолепное знание русской классической литературы, искусства. Творческое наследие, собрание сочинений в 15-ти томах в Красноярске вышло. Астафьев работал плодотворно в каждый из периодов творчества. Основная отличительная черта Астеафьевской прозы (если говорить о стилевом своеобразии, творческой доминанте): Астафьев представляет обновленную версию реалистической традиции. Но в чем его отличие от других авторов? У Астафьева на уровне стиля сочетаются две полярные доминанты (в чем-то противоположные друг другу). Это проявляется на уровне субъектной организации, сюжета, конфликта – на всех уровнях:
1)натурализм – жесткое изображение действительности, проза достаточно сурова, очень много работает и с военным материалом, но натурализм не есть смакование деталей и жутких подробностей, натурализм тяготеет к документальности, максимальной художественной достоверности. Точной и документальной выглядит проза Астафьева. Автобиографические мотивы, максимально искреннее и предельно открытое авторское ощущение.
2)лиризм, лирическое начало, которое доминирует несмотря на жесткий натурализм, суровую стилевую интонацию. Это лиризм, доходящий до сентиментализма (не в чистом виде направление сентиментализм, но именно накал чувств, эмоций, который свойственен и сентиментализму, а также стремление максимально воздействовать на эмоциональную сферу читателя). «Я» лирическое проступает в прозе, сфера присутствия автора в его текстах высока. Авторское «я» присутствует достаточно часто, открыто, проявляется намеренно. Астафьеву нужно, чтобы читатель был эмоционально увлечен текстом, сопереживал. Не только сострадание, но и сорадование.
Повесть «Звездопад». Одно из первых произведений, которое заставило говорить об Астафьеве читающую публику, - это повесть «Звездопад» - о Великой Отечественной войне. Взбудоражило публику: от неприятия до восторженных откликов. Повесть «Звездопад» близка к традиции лейтенантской прозы. В центре внимания главный герой – солдат. Есть элементы личного повествования. Интересен сам сюжет. Хотя Астафьев вызова не планировал, но умел заострить противоречие в действительности, саму картину мира показать не однобоко, а во всей ее противоречивости. Действие – 42 год, юг, Краснодар, происходит на фронте. Краснодар еще прифронтовой, в достаточно далеком тылу. Солдат лежит раненый в госпитале. Солдат встречает свою первую любовь, которая работает там медсестрой, ответная симпатия со стороны девушки пробуждается. Первая любовь, влюбленность. Все обостряется обстоятельствами: война, испытания, угроза смерти – обостряет чувства. Он стремится добиться взаимности со стороны девушки. Кульминация повести – встреча с матерью возлюбленной. Вечером, сбежав в самоволку, герой идет по адресу, который девушка ему оставляет, чтобы побыть с ней, но, придя, встречает не ее, а ее мать (которая по стечениям обстоятельств возвращается с работы, а девушку неожиданно вызвали). Происходит неожиданная реакция, которая позволяет иначе взглянуть на ситуацию. Мать – женщина достаточно умная, интеллигентная, решительная, просит оставить солдата ее дочь, чтобы не поломать жизнь дочери. Он – молодой парень, практически без образования, дочь хочет поступить в институт. «Вы – обычный солдат, долечиваетесь, скоро отправитесь на фронт, и Вас убьют» - говорит мать достаточно цинично, но в то же время справедливо. Это тот самый натурализм, жестокая правда. Психологический конфликт – в душе героя и в столкновении с жесткой реальностью – вызвал бурю, неоднозначные суждения: мать дискредитирует подвиг простого обычного солдата, а значит и сам Астафьев подвергает сомнению народный подвиг. Хотя Астафьев никакого обобщения здесь не делает, рассказывает конкретную историю. Он не оправдывает и не осуждает героиню, оставляет сделать выбор читателю. Но мы понимаем, что мать права в оценке ситуации. Может быть, это даже помогает ему выжить. Он стремится вернуться на фронт в свою часть, инициатива поддерживается удивленным главврачом. Госпиталь воспринимался как место отдыха, где можно в себя прийти, сбросить с себя груз психологического напряжения, отоспаться. Если бы он поехал на фронт, окрыленный любовью, то его скорее всего убили бы в первом же бою. Не испытывая иллюзии о том, что ждет его, отправляется на фронт, он едет туда воевать, побеждать и выживать. Это не оправдывает мать, хотя она жалеет солдата. Повесть воспринимали отчасти как неверие в подвиг советского народа, хотя Астафьев описывает конкретную судьбу.
*У Астафьева меньшая часть текстов написана о войне. Повествование разворачивалось в трех планах: он весь мир осмыслял целиком, совокупно, поэтому 3 повествовательных пласта присутствуют:
1) Тексты о войне.
2) Тексты о детстве – силен автобиографизм и лирический элемент.
3) Тексты о современной автору действительности, судьба советского общества, людей, которые формируют этих персонажей.
Книга Астафьева «Последний поклон» - книгу начал писать кусочками, как новеллы. Каждая новелла обладает своим законченным сюжетом, рассказывается своя история, но все вместе они образуют более крупный образ мира. «Последний поклон» – это книга о детстве маленького человека, входящего в жизнь. Книга автобиографична. Главного героя зовут Виктор. Встречаемся с ним, когда ему 6 лет. В первой части ему от 6 до 9 лет, а во второй – от 12 до 14 лет.
1 часть книги «Последний поклон».Действие происходит на опушке бескрайней тайги, эпический хронотоп, мир предстается загадочным и в то же время близким и родным. Книга связана с ощущением заботы, теплоты, душевности, которые идут от бабушки и деда. Мать утонула в Ангаре (лодка перевернулась). Образ матери – тоскует, плачет, страдает ребенок, но с другой стороны он еще ребенок, и жизнь продолжается. В новеллах содержатся истории из жизни мальчика, его шалости, проказы, его друзья, детские игры, ссоры, конфликты и в то же время наблюдения ребенка, с одной стороны, мир предстает как единый организм (люди находятся в близких отношениях, но у каждого двора свой облик). Для Вити весь мир пронизан энергией тепла и загадки, он открывает его как тайну. Одна из новелл «Конь с розовой гривой» рассказывает историю оного дня, когда бабушка пообещала пряник за хорошее поведение. Но у Вити не получается, шалости и проказы наслаиваются, чем больше он пытается их скрыть, тем хуже становится. Мир не прост, его тайна до конца не раскрывается. Мир далек от мистики, но присутствуют трансцендентные мотивы, связанные с неподвластностью разуму человеческому, невозможностью объяснить все в мире появляются в книге нередко. Новелла «Мальчик в белой рубашке» - история реалистично рассказывается. Повествователь, повзрослев, рассказывает историю. Мальчик заблудился в лесу. На фоне закатного солнца фигура мальчика в белой рубашке, он как будто бы растворяется в этом янтарном солнце. Размышление о тайне и загадке жизни человека и ухода этого человека. Повзрослев, повествователь вспоминает и размышляет об этой тайне. Понимает, что как не было тогда ответов у него еще семилетнего мальчика, так и сейчас нет окончательного ответа на эту загадку, и не будет никогда. Лирические размышления большого философского масштаба.
Вторая часть книги «Последний поклон». Отрочество, подростковый возраст, взросление оказываются предметом рассмотрения во второй части книги. Уголовники, освобождённые из лагерей – собирается пестрое людское сообщество, сильно отличное от людей, с которыми Витя рос в деревне. По сравнению с этим посёлком, мир деревни предстает идиллией. Отец бросает сына на произвол судьбы (сначала в переносном смысле, потом по-настоящему). Отец оставляет Витю родственникам, Витя не единственный ребенок, в обще-то им не нужен. Другие родственники - дед Павел. Его не кормят. Он тянется к знаниям, ходит в школу. «Ронжа» - прозвище, которое придумали дети своей учительнице. Она начинает придираться и унижать Витю, который приходит погреться в теплом помещении в натопленном классе, получить бесплатно завтрак, отоспаться на уроке. Жить Вите негде. Ронжа в очередной раз вызывает его к доске, отчитывает за его лень, хулиганский вид, внешне не опрятный. Она видит, что у него завелись вши. Она отшатывается и начинает при всем классе унижать Витю, итак уже лишенного нормального детства. Происходит взрыв: Витя кидается с вениками на учительницу (как в угол загнанный волчонок). Из школы после этого его выгоняют. Витя сам решает свою судьбу. Он идет и просится, чтобы его определили в интернат. Оказывается, что это не просто сделать, нет мест. Он доходит до начальника отдела образования (жесткой женщины). Она видит, что в нем есть человеческие ресурсы, сильный характер, что у такого характера два пути: либо озлобится, станет бандитом, либо можно помочь ему стать нормальным человеком. Встречались ему и несколько других хороших людей: женщина из столовой, начальника районо, воспитательница. Постепенно выковывается крепкий человеческий характер. Те уроки добра и любви, которые заложены в детстве, на этой базе характер героя укрепляется и развивается, готовясь взрослой жизнью. Дальше уже не детские воспоминания…
Повесть Астафьева «Пастух и пастушка». Военная эпоха. Соответствует канону лейтенантской прозы. Борис Костяев – главный герой. Ассоциативный план связан с литературными и культурными перекличками, связан с восприятием и осмыслением военных событий. Не просто повесть, а современная пастораль (видно по названию). Повесть о ВОВ, но с необычным названием, Здесь виды черты Ас: натуралистическое и сентиментальное начало (уже на уровне семантики эти два начала сталкиваются), символизируя своего рода стилевой «взрыв». Повесть связана с жанром пасторали. Пастораль – античный жанр (романы о чистой и верной любви героя, счастливое или драматичное развитие любви, после смерти воссоединяются в мире загробном, либо живут счастливо и умирают вместе). Почему Астафьев актуализирует память этого архаичного жанра? Перед нами несколько месяцев из жизни лейтенанта Бориса Костяева. 4 части повести рисуют эпизоды из жизни лейтенанта: бой, непосредственно боевые действия, ранение, последний бой, угасание героя, заканчивается трагично. Встреча с девушкой Люсей происходит между двумя боями, первая и взаимная любовь лейтенанта, продолжавшаяся всего несколько суток. Пасторальный мотив, восходящий к античному романы- влюбленные, испытание судьбой, обстоятельствами. Важна молодость, юность. В центре авторского внимания – поиски ответа на вопрос: что происходит с душой человека на войне, выдерживает ли она может ли любовь противостоять силе любви. С одной стороны, жесткий облик войны, с другой стороны, мир нормальных, естественных отношений, чувство любви. Любовь как главное счастье, главное испытание в жизни. Астафьев рассматривает ситуацию в контексте всей человеческой истории, всей человеческой культуры. Эпиграфом является строфа французского поэта? (стих-е о сути и природе любви, созвучное Астафьеву, теме пастуха и пастушки, верной любви, невозможности разделить души и сознания любящих людей). Эпиграфы к каждой из частей выбраны из мировой классики: эпиграф к первой части – строка из пушкинской Полтавы, которая сталкивается с авторскими мыслями. Эпическое восприятие конфликта, борьбы. Сам Астафьев практически избегает батальных сцен. Главным событием становится создание высокой, чистой любви Бориса и Люси. Эта любовь подготовлена мотивами пастуха и пастушки, пасторальными мотивами. Пасторальные мотивы проявляются, когда Борис вспоминает свое детство – яркое, большое впечатление. Сцена аллитерации сцен – зеленая трава, белые овечки. Это воспоминание приходит по контрасту с реальной жизнью.
Интеллектуальная тенденция в литературе 1970-х – 1980-х гг. Новые черты конфликта личности и социально-политической системы в реализме 1970-х гг (на примере произведений В.Тендрякова, Б.Хазанова, Г.Владимова, Ю.Бондарева, В.Быкова).