Развитие звукового кино
До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов. Первой на эксперимент решается американская фирма "Уорнер Бразерс", в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает - "Певец джаза".
Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х годов практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную нагрузку в достаточно большой группе фильмов.
В СССР (и особенно в Германии) режиссёры испытывали давление со стороны режима, что также ограничивало возможность к экспериментированию. В СССР была сделана ставка на "социалистический реализм" и создание меньшего числа, но с более высоким качеством, фильмов, эта тенденция продолжалась до знаменитого двадцатого съезда и начала "оттепели" (1956г.).
Развитие цветного кино
Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились ещё в 30-е, а в 1939 г. в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность - "Унесённые ветром", но устойчивый перевес цветных фильмов перед чёрно-белыми стал складываться лишь в 60-70е. Кроме этого, постепенно улучшаются характеристики плёнки - повышается её светочувствительность, что позволяет во многих случаях обходиться без дополнительных подсветок, снимать в более сложных условиях.
Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Он лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет.
Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Затем, в 1936 году на экраны вышел еще один цветной фильм "Груня Корнакова".
Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.
В Западной Европе в это время продолжаются эксперименты с новыми способами передачи психологического настроя персонажей, психологической выразительности, в США же - напротив, кино идёт по пути усиления чистой зрелищности. Впоследствии под давлением конкуренции со стороны телевидения в США ещё более усиливается тенденция к созданию дорогих, с большим числом спецэффектов и декораций, фильмов - "блокбастеров".
Последние тенденции
Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики, причём отнюдь не только в тех случаях и сценах, где изобразить что-то обычными средствами затруднительно, но и практически везде. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм "Матрица", и компьютерные эффекты, (наряду, безусловно, с неординарным и глубоко продуманным сценарием) обеспечили фильму огромный успех. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране "смешивание" снятого с натуры и привнесённого при помощи компьютера изображения, задаёт новые стандарты зрелищности и реалистичности (там, где дело касается сложных и нетипичных сцен) кино.
Первый кинофестиваль в России
В 1935 году стараниями Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль.
На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых "Чапаев".
Фильм стал культовым для нескольких поколений зрителей. "Экранный" красный комдив Чапаев и его преданные товарищи обогатили культурное пространство советского человека замечательными высказываниями и анекдотами.
Декорации
Первые игровые фильмы в нашем и зарубежном кинематографе снимались на фоне довольно примитивных театральных декораций, написанных на холсте. Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Б. Мухин предложил идею - изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями.
Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.
"Оскар"
Самую престижную кинонаграду планеты - ежегодную премию "Оскар" Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем "Оскар" получила картина "Радуга" Марка Донского (1944), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова в 1994 году.
В 2000 году премия "Оскар" была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года "Старик и море", снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм "Старик и море" - совместный проект с участием России, Канады и Японии.