Светохимичесная регистрация

Большую роль в изучении движений сыграло открытие фотогра­фии. Вначале успешно делали только моментальные одиночныеснимки движений. Затем Э. Майбридж (1877 г.) получил последова­тельные автоматические снимки (всадник, скакавший на лошади вдоль ряда фотоаппаратов). Позднее стали применять многократную экспозицию на одну пластинку. Ж- Марей и Ж. Демепн разработали метод хронофотографии: вращающийся с постоянной скоростью перед объективом аппарата затвор-обтюратор (непрозрачный диск с равномерно расположенными прорезями позволял запечатлеть на неподвижной пластинке ряд последователь­ных поз через равные промежутки времени.

Метод хромофотографии далее развивался в двух направлениях. Первое преследовало цели более точного измерениядвижений. Марей сначала снимал на фоне черного бархата движущегося человека в черном бархатном костюме, на котором были нашиты бле­стящие полосы, обозначавшие оси и точки частей тела (см. рис. 1, б, в), Позднее в школе Марея заменили полосы светящимися точечными лам­почками накаливания, расположенными соответственно осям суставов. В подобном же направлении работали В. Брауне и О. Фишер, только вместо блестящих полос и точечных лампочек они применяли газосвет­ные лампы (гейслеровы трубки). Все эти усовершенствования позволяли повышать точность измерения движений. В дальнейшем хронофотография была значительно усовер­шенствована Н. А. Бернштейном, разработавшим метод циклограмметрии. При помощи обтюратора на пластинке получают точечные траек­тории лампочек — циклограм­му (см. рис. 1г). По координатам точек на циклограмме вычисляют их перемещения, скорости и ускорения, а по массам и ускорениям звеньев рас­считывают приложенные силы. Одно­временная съемка несколькими аппа­ратами (предложенная еще В. Брауне и О. Фишером), точечные лампочки, высокая частота съемки (100 и более снимков в 1 сек.), рациональная обра­ботка ее материалов позволили Н. А. Бернштейну накопить обширнейший по тем временам материал (свыше 700 опытов циклосъемки ходьбы).

Еще В. Брауне и О. Фишер изучали массы и моменты инерции частей тела человека, кинематику его сочленений, условия работы мышц. Они использовали пространственные координаты, полученные при съемке, для решения уравнений движений человека. Но низкая частота съемки (несмотря на огромную точность измерения координат) и недостаточность математических методов не позволили тогда решить эту задачу.

Н. А. Бернштейн, значительно упростив подход к определению усилий (пренебрегая точным определением моментов инерции), впер­вые получил важные данные о чрезвычайной расчлененности, дробности характеристик движений и их сложнейшей взаимосвязи. С этих иссле­дований, по сути дела, и началась разработка теории биомеханики.

Второе направление развития хронографии преследовало цели вос­произведения движенийна экране. Оно привело к воз­никновению кинематографии, предшественницы современного кино. Марей сначала применял «фоторужье», в котором быстро сменялись одна за другой 12 пластинок. Более удобным оказалось использование негативной бумажной, а потом и целлулоидной ленты с применением обтюратора:в моменты, когда объектив закрыт сплошной частью диска обтюратора, лента продвигается на один кадр. Киносъемка с большой частотой (рапидная съемка) посредством проекции на экран с нормаль­ной частотой давала замедленное изображение («лупа времени»). Как и нормальная съемка, рапидная позволяла только рассмотреть, но не измерить движение.

Своего рода шагом назад в методике было постепенное распростра­нение киноциклографии. Используя точки, отмеченные на теле испытуе­мого, по кинопленке изготовляли промер — проекцию на один лист бумаги положений точек с ряда последовательных кадров. При кино­съемке в условиях соревнований опознавательные точки наносились приближенно, позднее, уже на промер. Естественно, точность опре­деления координат по сравнению с циклографией резко снизилась. Однако возможность снимать в условиях соревнований и обходиться без сложного оснащения испытуемого, простота съемочной аппара­туры давали большие преимущества по сравнению с циклографией. С помощью метода киноциклографии в течение 2—3 десятилетий в на­шей стране была изучена в основном техника почти всех видов спорта.

Дальнейшее повышение частоты съемки (рапидная и ультрарапидная киносъемка — сотни кадров в 1 сек.) при низкой точности опреде­ления координат точек позволяло получать очень ценный материал для наблюдений при относительно замедленной проекции, но не для изме­рений. Своеобразным вариантом хронофотографии явилась стробофотография: при съемке на одну пластинку (или пленку) многократная экспозиция достигается перерывом лучей на пути не от объектива к фотоаппарату, а от источника света (осветителя) к объекту съемки. Этот метод, очень эффективный при съемке быстротекущих процессов в технике, пока еще не принес существенной пользы в изучении движе­ний.

В целом метод светохимической регистрации, даже такой нестро­гий, как киноциклография, еще долго может быть ведущим в широкой практике. В научных исследованиях он свою положительную роль сыграл, позволив собрать данные для ряда теоретических обобщений. Однако современный уровень развития науки и техники выдвигает ряд более точных методов, основанных на использовании электротех­ники.

Наши рекомендации