Мысленный просмотр сценария
Как избавиться от дыр в сюжете?
Самое простое - дать почитать сценарий родственникам, друзьям и знакомым. Затем спросить, что им показалось нелогичным, притянутым за уши или же просто непонятным. Однако этот вариант не всегда работает. Чтобы убедиться в правоте моих слов, достаточно взглянуть на многочисленные российские и иностранные фильмы, в которых отсутствует логика, как в сюжете, так и в поведении персонажей. Поэтому не надейтесь, что недостатки вашего сценария заметит и исправит редактор, режиссёр или любой другой более опытный коллега. Хороший сценарист должен решать свои проблемы сам.
Предлагаю разработанную мной технику "Обратный отсчёт". Идея читать сценарий с конца ненова, я лишь дополнил её новыми элементами, выполняемыми в определённом порядке:
Обратный просмотр сюжетных точек.
Возьмите ручку и лист бумаги. Запишите основные сюжетные точки для вашего произведения. (См. мою статью о линейной структуре сценария). Проверьте, есть ли логика в последовательности, с которой вы составили сюжет. Для примера я разберу известную всем сказку Шарля Перро "Золушка". Начнём с определения основных событий Первого Акта:
Карточка № 1: Первый Акт, завязка. Мачеха и её дочери третируют Золушку, издеваясь над девушкой и заставляя её выполнять всю работу по дому.
Карточка № 2: Скрытый вопрос. Диалог или действие, которое определяет тему кинофильма. Какая тема у "Золушки?" Наверное, у каждого свой ответ. Я бы остановился на следующей теме: "Достойная девушка всегда найдёт своего принца" или "Доброта, скромность и прочие добродетели рано или поздно вознаграждаются".
Сёстры мечтают о Принце, насмехаясь над Золушкой. Золушка или молчит, или отшучивается. Скрытый вопрос: "Дождётся ли Золушка своего принца?"
КРЮЧОК: Отец Золушки получает приглашение на бал, который устраивает король в честь совершеннолетия своего сына.
Карточка № 3: Провоцирующее событие. (Катализатор). Золушка собирается на бал. Однако мачеха и не думает брать с собой падчерицу. Злая старуха даёт девушке задание вымыть пол, перемыть посуду, перестирать бельё, сделать ремонт в погребе, оклеить обоями чердак, покрасить траву в огороде, а также приклеить к дубу опавшие с клёна листья. Вдобавок стервозная мачеха рассыпает по кухне мешки с рисом, гречкой и пшеном, приказывая Золушке разобрать злаки по зёрнышку. Сёстры глумятся над Золушкой. Бедная девушка вынуждена остаться дома.
Карточка № 4:Оппонент. Здесь вместо оппонента появляется Ментор (наставник), крёстная мать нашей героини - добрая Фея. Она приезжает в гости к отцу Золушки, но застаёт лишь любимую крестницу.
Карточка № 5: ДИЛЕММА: Остаться дома? Или бросить всё и уехать на бал? Золушка сообщает Фее, что все домочадцы уехали во дворец к королю. Девушка мечтает поехать на бал, но не может этого сделать. Слишком много забот взвалила на её плечи злая мачеха. Крёстная обещает помочь. При помощи волшебства Фея улаживает проблемы своей крестницы: дарит ей хрустальные башмачки, одевает в прекрасное платье и предоставляет карету с кучером. Предупредив, что ровно в полночь волшебство утратит свою силу.
Карточка № 6: Первая поворотная точка. Золушка покидает дом и приезжает на бал. Начало Второго Акта...
Чуть позже разберу сюжет Золушки более подробно. А сейчас составьте сюжетные точки для своего сценария. От начала и до конца. Затем просмотрите, расположены ли эти точки в логической последовательности? Убедитесь, что из действия "А", вытекает событие "Б", из которого следует событие "В". И так далее... После этого проделайте тоже самое, но в обратном порядке. Покажу на примере "Золушки":
Карточка № 12: Развязка. Золушка прощает злых родственниц и выходит замуж за Принца. Вопрос: Почему история заканчивается свадьбой Золушки и Принца?.. Потому что:
Карточка № 11:Кульминация. Золушка надевает хрустальную туфельку. Принц узнаёт девушку. Вопрос: Почему Принц предлагает Золушке надеть туфельку?.. Потому что:
Карточка № 10: Вторая поворотная точка. Начало Третьего Акта. Дом Золушки. Золушка стирает грязное бельё своих сестёр. По щеке катится слеза. В это же самое время Принц объявляет, что женится на девушке, которой подойдёт хрустальный башмачок. Придворные отправляются на розыски девушки. Но почему Золушка горюет, а Принц вынужден искать свою возлюбленную?..
Карточка №9: Волшебство прекращает действовать после полуночи. Золушка убегает с бала, теряя хрустальный башмачок. Принц подбирает туфельку...
Таким образом доходите до первой карточки, завязки вашей истории. Если что-то не устраивает, или вы замечаете пробелы в сюжете, допишите недостающие события. Если всё нормально, переходите к следующему шагу.
Мысленный просмотр сценария.
Мысленно просмотрите сценарий от конца и до начала. Вспомните финальную сцену, затем предыдущую ей и так далее. Каждый раз спрашивайте, следует ли одно из другого? Почему происходит то или иное событие? Вы уже выполняли подобную операцию с сюжетными точками. Сейчас делаете то же самое, но со сценами.
Если всё кажется логичным, переходите к следующему шагу. (Если нет, определитесь, какие сцены следует изменить или дописать).