Организация маркетинга на кинопредприятии 13 страница
3. Деятельность около 50 компаний на 70—80% финансируется из федерального бюджета.
4. Около 15 компаний практически полностью осуществляют свою деятельность на средства федерального бюджета.
Структура расходов по основным статьям
Структура расходования ассигнований из федерального бюджета в целом по отрасли представлена следующим образом.
Из общего объема средств на оплату услуг предприятий связи по распространению государственных теле- и радиопрограмм приходится 60%, при этом на распространение телевизионных программ — 38%, радиопрограмм — 22%. На создание программ расходуется 40% всех имеющихся средств, в том числе 27% на теле- и 13% на радиопрограммы. Средства на создание программ включают в себя 17% на оплату труда с начислениями, из них 13% на ТВ и 4% на РВ, и 23% составляют оперативно-хозяйственные затраты при производстве программ.
Структура расходов по ВГТРК и региональным ГТРК по укрупненным статьям затрат существенно отличается, что связано в первую очередь со значительным увеличением суммы средств для распространения центральных программ по территории страны (около 77%), в то время как в региональных ГТРК эта составляющая оценивается в 13%.
Из проведенного анализа следует весьма важный, основополагающий вывод: каковы бы ни были тенденции использования различных источников финансирования деятельности государственных телерадиокомпаний, они не настолько сильны, чтобы уменьшать ассигнования из федерального бюджета. Однако учитывая хронический недостаток этих средств, следует говорить о государственном заказе как о части программной деятельности РГТРК, полностью и своевременно обеспеченной финансированием из федерального бюджета.
Введение понятия «государственный заказ» преследует следующие цели:
• создание равных экономических условий (государственной поддержки) для всех региональных ГТРК;
• определение объема финансовых средств из федерального бюджета при разработке целевых программ развития отрасли, составлении среднесрочных прогнозов социального развития и других документов прогнозного и планового характера.
Целесообразность введения госзаказа определяется совокупностью факторов.
Как уже говорилось, при увеличении самостоятельности регионов (субъектов РФ) инициаторами развития телерадиовещания в них все более становятся сами региональные ГТРК и администра-
ции регионов. Местные ГТРК увеличивают объемы вещания, создаются отдельные каналы (сети) для передачи местной программы. Эти инициативы требуют дополнительных затрат и в большинстве случаев не могут быть поддержаны федеральным бюджетом, какими бы разумными они не были. Тем не менее до настоящего времени четких критериев определения величины ассигнований из федерального бюджета на функционирование регионального телерадиовещания и отдельных РГТРК не существовало. Регионы находились в неравных условиях перед федеральным бюджетом — в ряде случаев минимальную государственную поддержку получали те ГТРК, которые более всего в ней нуждались, а максимальную — компании, имеющие широкие возможности использования других источников финансирования.
Введение государственного заказа позволяет по возможности жестко «связать» задачи, определенные федеральным центром для региональных ГТРК, и объем средств, которые он (федеральный центр) должен выделить на решение этих задач.
Под государственным заказом следует понимать создание и распространение программ определенного объема и содержательной структуры (виды и типы передач), контролируемое государством в лице уполномоченного на это органа и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
При определении государственного заказа должен действовать принцип постепенного выравнивания объемов вещания, поскольку житель любого субъекта РФ должен быть обеспечен примерно равным объемом информации по местной государственной программе. Данный подход не призывает корректировать существующие в настоящее время объемы вещания региональных ГТРК, а означает гарантию со стороны государства финансового обеспечения определенной по объемам и структуре местной программы. Деятельность региональных ГТРК и соответствующее их развитие сверх потребностей государственного заказа должны финансироваться из других источников и не учитываться при составлении бюджетных заявок и в перспективных планах на финансирование из федерального бюджета.
В конкретных условиях в ближайшие годы, по-видимому, не удастся реализовать изложенный принцип «выравнивания объемов», реализация которых обеспечивается дотационным финансированием региональных ГТРК. Это связано с тем, что в регионах сложились неодинаковые условия (возможности) создания местных государственных программ, как с точки зрения творчес-
кого потенциала, так и (в первую очередь) по мощности и уровню технической оснащенности комплексов подготовки программ.
В ближайшие годы предлагается обеспечить финансирование из федерального бюджета производства блока социально значимых программ, принимая во внимание, что возможность их создания в определенных объемах каждой конкретной РГТРК зависит от ряда технико-экономических показателей ее деятельности за предшествующий расчетному (отчетный) год.
Определение объемов и структуры блока социально значимых передач в региональной программе производится на основе анализа существующего состояния компании, который включает ряд технических и экономических показателей: стоимость основных фондов, производственные мощности, уровень технической оснащенности и др.
Близкие по указанным показателям региональные ГТРК объединяются в расчетные группы. Для каждой из групп РГТРК строятся организационно-экономическая модель, содержащая сведения об объеме и структуре блока социально значимых передач (госзаказ) и необходимых трудовых и финансовых ресурсах, требуемых для его реализации.
Блок социально значимых передач формируется как совокупность передач различных типов (форм), отличающихся по своим программно-технологическим признакам (и, следовательно, тру-до- и ресурсоемкостыо производства), которая обеспечивает необходимые виды (направления) вещания: информационное, общественно-политическое, культурно-развлекательное, детское и молодежное, учебно-образовательное, спортивное. Перечень необходимых типов (форм) передач, обеспечивающих указанные направления вещания и отличающихся по своим программно-технологическим признакам, имеет следующую структуру.
1. Спектакль, игровая передача, сюжетно-эстрадное представление. Передача, создаваемая по сценарию с использованием актерских и/или концертных номеров и игровых сцен в собственной постановке, средняя и сложная обработка фрагментов изображения и звука.
2. Ток-шоу, викторина, конкурс. Передача с участием приглашенных лиц и/или зрителей; в передачу могут быть включены состязания, актерские (концертные) номера, сюжеты, ранее записанные материалы; средняя и сложная обработка фрагментов изображения и звука с применением спецэффектов и/или видеографики.
3. Концерт. Концертные номера, снятые в студии, концертном зале, театре; простая обработка фрагментов.
4. Публицистическая, аналитическая, тематическая передачи, беседа в студии, рассказ, интервью. Студийные съемки нескольких лиц крупным планом с редкими вставками внестудийных сюжетов и фрагментов; простая обработка фрагментов.
5. Трансляция. Прямая трансляция или запись с последующим выпуском в неизменном виде передач, принятых по каналам связи.
6. Телевизионный журнал. Компилятивная передача, в которой использованы фрагменты и сюжеты из фонотечных, видеофоно-течных и фильмотечных материалов с включением или без включения ведущего.
7. Информационная, новостийная передача. Студийные съемки ведущего («говорящая голова»), читающего сообщения с включением репортажей и интервью.
8. Телевизионный очерк, хроникально-документальный, научно-популярный телевизионный фильм. Передачи, в основу которых положены в основном внестудийные съемки; озвучивание (голос за кадром), сложная обработка исходного материала.
Необходимые трудовые и финансовые ресурсы рассчитываются на основе нормативов, определяющих трудоемкость и ресурсо-емкость каждого типа передачи.
Поскольку региональные компании существенно отличаются как по своим программным показателям, так и по условиям, формам и методам хозяйствования, в процессе определения необходимых ресурсов результаты модельных расчетов корректируются введением ряда коэффициентов, отражающих специфику существующего состояния и условий деятельности компании. В частности, учитываются особенности региона, в котором находится РГТРК, т.е. уровень заработной платы, в том числе надбавки и льготы, тарифы на оплату тепло- и электроэнергии, демография региона (в аспекте необходимости многоязыкового вещания и т.д.).
ГЛАВА
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Системы финансирования аудиовизуальной сферы, действующие в различных странах, определяются принятым значением ее как фактора развития национальной экономики. Немаловажное значение имеет экономический потенциал государства, исторические традиции культурного поведения населения, его платежеспособный спрос, а также степень развития институтов общественных пожертвований и спонсорской поддержки со стороны предпринимательских структур и населения.
В мировой практике существуют три типа финансовых систем, основанных на финансировании, во-первых, за счет сборов, во-{зторЫх*, за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований, в-третьих, за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований. Первые два типа финансирования широко распространены в США и Великобритании (англо-саксонская модель), тре-гий тип финансирования, получивший' название смешанного или многоканального типа финансирования (германская модель) широко применяется в европейских странах, включая Россию.
Основу многоканальной системы финансирования по объемам и значению составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое в свою очередь следует подразделить на прямое бюджетное и косвенное финансирование. Другими составляющими элементами многоканальной системы финансирования являются сборы от проводимых культурных мероприятий, доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности, общественных пожертвований, спонсорской поддержки и меценатской помощи.
Прямое бюджетное финансирование
Прямое бюджетное финансирование аудиовизуальной сферы обычно устанавливается законодательными федеральными или региональными и местными органами власти в определенной доле расходной части бюджета в целом или его части, предназначенной на социально-культурное обслуживание населения. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуще-
ствляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% — бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Основание бюджетного финансирования обусловлено необходимостью реализации конституционных прав граждан в целях обеспечения минимального набора культурных благ и услуг. Это право обычно фиксируется в установлении нормативов обеспеченности населения учреждениями культуры и законодательным утверждением объемов их финансирования. Социальные нормативы и нормы по аудиовизуальной сфере предусматривают обеспечение учреждениями кинематографии (кинотеатры и киноустановки, видеосалоны и видеозалы) на одну тысячу граждан, проживающих в определенных типах поселений, и предоставление им возможности пользоваться радио и телевидением. Эти данные отражены в табл. 10.1.
Таблица 10.1. Социальные нормативы и нормы в аудиовизуальной сфере
Показатель | Единица измерения | Количественная величина | Примечания |
Кинотеатры и киноустановки 1. Населенные пункты с числом жителей свыше 50 тыс. чел. | Мест на 1 тыс. жителей в по- | Киноустановка | |
2. Населенные пункты с числом жителей свыше 100 тыс. чел. | стоянно действующих кинотеатрах Видеосалонов и видеозалов на 100 тыс. жителей | действует в каждом клубе | |
Массовая информация | |||
Норматив охвата населения мно- | |||
гопрограммным телевещанием: | % | ||
всего | |||
двумя и более программами | |||
тремя и более программами | |||
Норматив охвата населения многопрограммным радиовещанием (с учетом проводного радиовещания): | % | ||
двумя программами центрального вещания и одной местной программой |
Прямое бюджетное финансирование сферы культуры и искусства, частью которой является аудиовизуальная сфера, осуществляется по ряду направлений, среди которых следует отметить:
• финансирование культурных программ национального или регионального значения;
• финансирование текущих расходов организаций и учреждений сферы культуры;
• финансирование капитальных вложений, в том числе связанных с развитием сети учреждений культуры, а также целевых трансфертов, грантов организациям, деятелям культуры, начинающим творческим работникам;
• финансирование подготовки кадров.
Таблица 10.2. Структура бюджетных расходов по учреждениям и направлениям культуры в 1997кг.1
Учреждение (направление) | % к итогу |
1. Библиотеки | 18,4 |
2. Музеи | 6,7 |
3. Клубные учреждения | 28,0 |
4. Программы культуры и искусства | 1,6 |
5. Прочие учреждения и мероприятия | |
культуры и искусства | 12,1 |
Всего | 66,8 |
6. Прочие министерства | |
и ведомства по культуре | |
и искусству | и |
7. Кинематография *faec | 3,2 |
8. Прочие мероприятия | 2,6 |
9. Государственные инвестиции | |
на безвозмездной основе | 13,2 |
В структуре общих расходов на культуру в целом на учреждения культуры и искусства Министерства культуры Российской Федерации приходилось около 80% общих расходов бюджетов всех уровней, 1,1% составили ведомственные организации, расходы на
1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 1997 г. С. 653.
кинематографию — 3,2%. Остальные бюджетные расходы были направлены на выполнение культурных программ, государственные инвестиции (на безвозмездных условиях на развитие материально-технической базы), а также на подготовку кадров и другие виды культурной деятельности.
Одним из примеров федеральных культурных программ является программа государственной поддержки проката и показа национальных фильмов, которая осуществляется наряду с программой финансовой поддержки производства национальных фильмов.
Таблица 10.3. Программа государственной финансовой поддержки проката и показа национальных фильмов на 1999 г.1
Показатель | Сумма, тыс. руб. |
Финансирование центров | |
российской кинематографии | |
Пополнение фильмофонда региональных | |
кинопрокатных организаций | |
Поддержка в прокате отечественных | |
фильмов в виде частичной оплаты | |
тиражирования фильмокопий, рекламы | |
Кинопромышленность | |
Информационно-пропагандистская | |
деятельность | |
Пушкинская программа | |
Мероприятия по пропаганде отечественного | |
киноискусства в Центральном | |
доме кинематографистов | |
Мероприятия по сохранению | |
творческого наследия | |
А. Тарковского | |
Итого | |
Кроме того | |
Частичное финансирование | |
общероссийских кинофестивалей | 22834,4 |
Московский Международный | |
кинофестиваль | |
Всего | 94333,4 |
\ Говоря о финансировании кинематографии, нельзя не отметить отчетливую тенденцию усиления роли государства, поддер-живдемую практическими работниками отрасли, которая прослеживается в дискуссиях по разработке и обсуждению концепции Федерального закона «О кинематографии в Российской Федерации». Целью этого Федерального закона является «государственное регулирование в новых экономических условиях кинематографии как системы, включающей производство, тиражирование, использование и хранение аудиовизуальной продукции»1.
В этом проекте определены следующие формы государственной поддержки:
• автоматическая поддержка организаций кинематографии;
• государственные инвестиции на переоснащение и модернизацию;
• государственная гарантия при кредитовании коммерческими банками;
• введение спецсбора с кинотеатральных билетов и видеокассет, направляемого в фонд специальной экономической поддержки отечественной кинематографии;
• установление правового режима фильма, являющегося одновременно результатом интеллектуальной деятельности — произведением и результатом предпринимательской деятельность — товаром;
• установление правоотношений на различных стадиях производства и использования национальных фильмов;
• государственная поддержка национальных фильмов;
• определение порядка использования кинопроизведений на телевидении;
• хранение киноматериалов;
• участие в международных кинофестивалях;
• социальные гарантии работникам.
Проблемы финансирования отдельных видов аудиовизуальной сферы и средств массовой информации очень тесно переплетаются в силу их большой взаимозаменяемости, что отчетливо проявилось в послереформенный период российской экономики. Тем не менее следует выделить финансовые проблемы каждой из групп аудиовизуальной сферы. Наибольшее смещение зрительских предпочтений произошло в сфере потребления аудиовизуальной продукции и услуг, оказываемых кинематографией, с одной стороны,
1 СК Новости. 1999. J*' 7. С. 3.
СК Новости. 2000. № 40.
и телевидением, видео- и Интернет-средствами, с другой. Это смещение зрительских предпочтений в конечном счете проявилось в падении интереса к кинотеатральному просмотру за счет увеличения интереса к «домашнему кинотеатру». Так, в 1991 г. посещаемость кинотеатров в СССР составляла 14,2 на одного жителя страны и занимала первое место среди других стран мира (в Индии *—11, в США — 10,5, в европейских странах — 3,3—6,2). К 1996 г. при неизменном и даже повышающемся показателе посещаемости кинотеатров в других странах в России он сократился в 29 раз и составил 0,3. Это обусловлено, с одной стороны, падением уровня жизни, а с другой стороны, что является более существенным, широким проникновением иностранной кинопродукции, внедрением других аудиовизуальных средств (видео- и телепросмотра, а в последнее время Интернета). В результате этого показатель посещаемости кинотеатров предстает еще более значительным по российским фильмам: на один сеанс российских кинофильмов пришлось 9 зарубежных. Это привело к снижению популярности среди населения российской кинопродукции примерно в 100 раз. Производство российской кинопродукции сократилось со 178 в 1992 г. до 51 в 1995 г. Из 178 полнометражных художественных фильмов, демонстрировавшихся на экранах страны в 1997 г. только 45 фильмов (28,5%) составляли фильмы российских производителей. Основная же масса демонстрировавшиеся в этом году (51,2%) фильмов была американского производства1. Доходы кинотеатров, составившие 49 млн руб., формируются в основном за счет американского кино — 46 млн руб., в Москве зарубежные фильмы дают 97% доходов2. Это привело к тяжелому финансовому кризису отечественной кинематографии, превратив ее из прибыльной в убыточную отрасль народного хозяйства, требующую все больших объемов бюджетных средств. Так, если в 1992 г. при государственной финансовой поддержке было осуществлено 10,7% всех кинопроектов, то в 1997 г. по полнометражным художественным фильмам (при сократившемся их количестве в 3 раза) этот показатель составил 58%, производство неигровьгх фильмов при государственной поддержке за тот же год составило 56,6%: Естественно, что и система проката и кинопоказа также стала нуждаться в государственных ресурсах. В настоящее время лишь около десяти столичных кинотеатров и кинотеатров в некоторых крупных го-
1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. С. 320.
2 Закон о кино, или кино и закон // СК Новости. 2000. № 47.
родах работают прибыльно (Художественный, Ударник, Пушкинский, Зарядье). Таким образом вторым важным направлением бюджетного финансирования является государственная поддержка производства национальных фильмов.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке кинематографии» «фильм является национальным фильмом, если:
• продюсер фильма — гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации;
• авторы фильма — граждане Российской Федерации;
• в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры — исполнители главных: ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;
• фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации;
• не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
• иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма».
Для получения бюджетных средств под социальный заказ на национальный фильм требуются некоторые сведения, определенные конкурсными комиссиями Министерства культуры Российской Федерации. Эти сведения в соответствии с Положением о национальном фильме от 27 января 1999 г., утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по кинематографии, должны содержать:
1) сопроводительное письмо и заявление установленной формы;
2) копии учредительных документов и свидетельства о регистрации для продюсеров — юридических лиц или копии свидетельства о регистрации физического лица в качестве предпринимателя для продюсеров — физических лиц;
3) сведения о предшествующей профессиональной деятельности продюсера;
4) копии паспортов авторов фильма, удостоверяющие граж
данство;
5) сценарий игрового, мультипликационного фильма, синопсис полнометражного неигрового фильма, заявку короткометражного неигрового фильма;
6) описание кинопроекта, содержащее краткую аннотацию, сведения об авторах фильма, жанре фильма, объеме фильма, цвете, типе звукозаписи, о постановочных особенностях фильма, о съемках эпизодов фильма за рубежом, о наличии сцен, требующих участия вооруженных сил и военной техники, а также режиссерскую экспликацию для игровых и анимационных фильмов;
7) изобразительные материалы для мультипликационного фильма;
8) календарно-постановочный план, подписанный продюсером и режиссером-постановщиком (режиссером фильма);
9) подробный лимит затрат на производство фильма;
10) документы, подтверждающие финансирование прсдазвод-ства фильма из внебюджетных источников, если они имеются;
11) Копии договоров и соглашений с инвесторами об их участии в финансировании производства фильма с указанием суммы, сроков и условий их вложений в производство фильмов;
12) авторские договоры на создание фильма, предусматривающие возможность передачи прав на фильм третьим лицам.
Продюсер должен письменно подтвердить, что ознакомился с положениями Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» № 126-ФЗ, а также с Положением «О государственной финансовой поддержке производства, проката и показа национального фильма и кинолетописи». Продюсеру необходимо заявить, что он обязуется соблюдать правила, содержащиеся в этих законодательных актах и несет ответственность за производство кинофильма, который должен отвечать условиям национального фильма.
Согласно действующему законодательству о кинематографии, прямая поддержка производства национального кинофильма может составлять не более 70% его бюджета. Общий объем ассигнований из федерального бюджета на кинематографию в 2000 г. составил 416 159 тыс. руб.; из них на финансирование художественных фильмов пошло 60,0%, на кинолетописи -- 23,3%, на кинопериодику — 6,3%, на анимационные фильмы — 10,2%'.
Кинопроизводство, в том числе аудиовизуальное с государственной поддержкой, характеризовалось в 2000—2001 гг. следующими величинами (табл. 10.4).
1 Рассчитано по: Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии. 2001. № 2. С. 85—100.
Таблица 10.4. Кинопроизводство в 2000—2001 гг.1
Показатель | Выпуск на 1 февраля 2001 г. | на 1 | Выпуск января 2000 г. | |||
Всего | С господдержкой | За счет внебюджетных средств | Всего | С господдержкой | За счегп внебюд-'жерпных средств | |
Игровое | ||||||
Неигровое | ||||||
Анимационное | И | __ | ||||
Видеофильмы | ||||||
Итого вы- | ||||||
пуск кино-видеофильмов | ||||||
В том числе | ||||||
короткометражных |
Данные таблицы свидетельствуют, во-первых, о росте производства объемов кинопродукции России в целом, в том числе по всем видам фильмопродукции, во-вторых, увеличились объемы господдержки всех видов фильмопродукции, в-третьих, наиболее независимо от государственной поддержки производство видеофильмов, хотя доля этой продукций, произведенной при финансовой поддержке, увеличилась с 6,9 до 9,3%, и неигровых с 81,8 до 89,3%. Несколько уменьшилась доля игровых (с 64 до 61%) и анимационных (со 100 до 90,1%) фильмов, производимых при государственной финансовой поддержке. В целом доля киновидеофильмов, снимаемых с государственной поддержкой, увеличилась в 2000—2001 гг. с 17 до 21,8%, а короткометражных фильмов с 27 до 88,8%. 16 художественных фильмов в 2001 г. получили государственную финансовую поддержку в прокате и показе.